Стр.97 Материал для самостоятельной работы ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс (История)

Изображение Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование.Какие успехи были достигнуты в сфере науки и  образования в России в первой половине XIX...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Левандовский 9 класс, Просвещение:
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: наука и образование.
Какие успехи были достигнуты в сфере науки и образования в России в первой половине XIX в.?
Авторитет российской науки был столь высок, что крупнейшие предприниматели считали честью оказывать ей материальную поддержку. Расширялись познания в области медицины. В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления ею было создано Министерство народного просвещения. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. Число учебных заведений на протяжении правления Александра I и Николая I неуклонно расширялось.

1. Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX в.
Её развитие проходило под влиянием многих событий мирового значения, из которых наиболее мощными были Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии. На состоянии образования и культуры позитивно отразились и глубокие перемены, начавшиеся в экономике страны, в первую очередь промышленный переворот. Теснейшим образом он был связан с развитием российской науки и техники. В области гуманитарных наук рост национального самосознания привёл к усилению интереса к отечественной истории.
2. Какие достижения отечественной науки вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.
Н. И. Лобачевский создал новую геометрическую систему, названную неевклидовой геометрией. Это крупнейшее открытие стало основой математической базы современной физики. В. В. Петров продемонстрировал явление вольтовой дуги, высказал идею о её применении для сварки металлов. П. Л. Шиллинг сконструировал и испытал первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби изобрёл электродвигатель с вращающимся рабочим валом, гальванопластику. Он первым в мире построил подземную кабельную телеграфную линию. П. П. Аносов изучал и внедрял в жизнь приёмы выплавки стали. В 1831 г. он первым в России применил микроскоп для исследования структуры стали, а в 1841 г. раскрыл давно утраченный секрет изготовления булатной стали. Черепановы построили первый в России паровоз и железную дорогу. Н. И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии.
3. Какую роль в развитии общественной мысли играли труды историков?
Внимание общественности привлекала научная деятельность крупнейших историков, профессоров Московского университета Т. Н. Грановского и М. П. Погодина. Можно сказать, что деятели черпали идеи из исторических трудов, брали их за основу.
4. Какое значение для развития науки имела экспедиция И. Ф. Крузенштерна?
В ходе плавания впервые было нанесено на карту более тысячи километров побережья острова Сахалин. Много интересных наблюдений оставили участники экспедиции не только о Дальнем Востоке, но и об островах центральной части Тихого океана, Аляске и Алеутских островах.
5. Сформулируйте главную цель деятельности Русского географического общества.
Оно должно было «собирать, обрабатывать и распространять в России географические, этнографические и статистические сведения вообще и в особенности о самой России, а также распространять достоверные сведения о России в других странах». Важнейшим направлением деятельности общества стала поддержка учёных-географов, организация исследовательских экспедиций в разные уголки России и мира.
6. Докажите, опираясь на текст параграфа, что образование в России в первой половине XIX в. имело сословный характер.
Несмотря на провозглашённую «непрерывность» образования, для детей крепостных были доступны только приходские училища. В гимназии путь им был заказан. В 1811 г. для детей дворян был открыт Александровский (Царскосельский) лицей, в котором обучались представители высшего общества. При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одно- и двухгодичные училища предназначались только для детей из «низов». Уездные трёхгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Детям крепостных крестьян обучение в гимназиях и университетах было запрещено, что повторил указ 1827 г.

1. Чем вы можете объяснить усиление материальной поддержки науки со стороны предпринимателей? На конкретных примерах покажите, как открытия и изобретения ученых первой половины XIX в. были связаны с потребностями экономики России.
Предприниматели усиливали материальную поддержку развития науки, потому что это могло приносить им выгоду и доход. Наука разрабатывала новые технические сооружения, которые позволяли упрощать и увеличивать объемы производства. Например создание железной дороги позволяло в более крупных количествах и более часто перевозить товары, что приносило дополнительную прибыль.
2. Охарактеризуйте систему учебных заведений в России в первой половине XIX в.
Учебные заведения были сословными. В начале XIX в. в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования. В 1802 г. для управления ею было создано Министерство народного просвещения. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. При Николае I сохранились все типы школ, но каждый из них стал сословно-обособленным. Приходские одно- и двухгодичные училища предназначались только для детей из «низов». В них обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Уездные трёхгодичные училища предназначались для детей купцов, ремесленников, мещан. Здесь изучали русский язык, арифметику, геометрию, историю и географию. В семиклассные гимназии могли поступать дети дворян, чиновников, купцов первой гильдии. Детям крепостных крестьян обучение в гимназиях и университетах было запрещено, что повторил указ 1827 г.
3. Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских ученых первой половины XIX в., расскажите о его открытиях.
Родился 1 декабря 1792 г. в Нижнем Новгороде. Отец умер, когда мальчику исполнилось семь лет, и мать вместе с тремя сыновьями переехала в Казань. Лобачевский окончил Казанский университет. В 1814 г. он приступил к чтению лекций по теории чисел, а в 1827 г., уже будучи профессором, был избран в ректоры и занимал эту должность в течение 19 лет. Громкая слава Лобачевского основана на его геометрических изысканиях. К 1826 г. он определил разработанную им систему как «воображаемую геометрию» в отличие от «употребительной», евклидовой. Европейские учёные узнали о работах Лобачевского лишь в 1840 г., и уже в 1842 г. он был избран членом-корреспондентом Гёттингенского научного общества. Лобачевскому принадлежит также ряд работ по математическому анализу. Он дал общее определение функциональной зависимости. В алгебре известен его метод приближённого решения уравнений любой степени; учёный первым в России опубликовал курс высшей алгебры. В Казанском университете Лобачевский читал лекции по астрономии и проводил астрономические наблюдения. Благодаря его энтузиазму при университете была построена новая обсерватория, одна из лучших по тому времени. Скончался 24 февраля 1856 г. в Казани.
4. Используя сеть Интернет, выясните, какие выдающиеся деятели науки и культуры обучались в Царскосельском лицее.
А.С.Пушкин, Горчаков, Пущин, Салтыков-Щедрин, Лев Мей, Фёдор Матюшкин, Николай Данилевский.
5. Узнайте, почему издательство А. Ф. Смирдина было очень популярным не только среди читателей, но и среди писателей и поэтов.
Ему удалось сделать процесс книгопечатания более дешевым, а полученную прибыль направить в гонорары авторам. Также у издателя был хороший вкус.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением