Параграф 13 ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)

Изображение § 13. Социальные нормы и отклоняющееся поведениеВерно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Социальные нормы направляют поведение людей,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:
§ 13. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом?
Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно. Таким образом, можно сказать, что деятельность каждого человека контролируется обществом.
Хорошо это или плохо?
Я думаю, это хорошо, потому что социальные нормы препятствуют развитию отклоняющегося или опасного для общества поведения. Они также способствуют созданию в обществе благоприятной атмосферы.
Существуют ли правила поведения для всех?
Существуют правила поведения для всех. Они диктуются социальными нормами. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.
Какой человек может стать преступником?
В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.
Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности.
Учёные пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием её неправильного развития.
Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгсйм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе.
Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы.
Чем опасны алкоголь и наркотики?
Следствием наркомании является разрушение физического и психического здоровья, деградация личности. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми. Её последствиями являются разрушение межличностных взаимоотношений, распад семьи, утрата профессиональных качеств, незанятость, паразитизм, выход за рамки общепринятых норм. Алкоголизм имеет схожие последствия.
1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
• Общечеловеческие нормы – вежливо общаться друг с другом
• Расовые нормы – на Кавказе принято сохранять чистоту расы
• Классовые нормы – в высшем свете приняты особые правила поведения и этикета
• Групповые нормы – традиция встречаться каждую субботу у друзей
2. К какому уровню общности можно отнести нормы:
«не укради» - общечеловеческие нормы
«перед Новым годом мы вместе идём в баню» - групповые нормы
«раздельное обучение представителей разных рас» - расовые нормы
«солидарность рабочих всех стран» - классовые нормы
3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм?
Я думаю, более высокий или более низкий уровень норм означает степень их важности и ценности для всех людей.
Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
Авторы помещают естественные права человека на самом высоком уровне, потому что эти права являются самыми важными. Они должны исполняться везде и всегда.
4. Почему в случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства?
В случае нарушения норм более высокого уровня необходимы наиболее решительные действия государства, потому что эти нормы должны исполняться всегда и везде. Контролировать обеспечение этих норм должно государство.
5. Как проявляется социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм?
Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.)
Почему?
Социальный контроль в случае нарушения более низкого уровня социальных норм проявляется таким образом, потому что они являются менее важными и значимыми для общества.
6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?
Более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль, потому что в таком обществе уровень самосознания граждан также высок.
1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.
• Обычаи и традиции: свадебные традиции
• Правовые нормы: запрет на распитие алкогольных напитков в общественных местах
• Моральные нормы: вежливое общение
• Эстетические нормы: стремление жить в чистой и красивой квартире
• Политические нормы: соблюдение международных соглашений
• Религиозные нормы: женщины должны покрывать голову в православном храме
• Нормы этикета: уступать место пожилым людям в общественном транспорте
2. Что такое социальный контроль?
Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем.
3. В чём состоит значение самоконтроля?
Способность осуществлять самоконтроль — ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует своё поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль — одно из важнейших условий самореализации личности, её успешного взаимодействия с другими людьми.
4. Каковы причины отклоняющегося поведения?
В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей врождённой предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.
Другие учёные искали психологические объяснения отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности.
Учёные пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием её неправильного развития.
Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины которого известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе.
Некоторые учёные связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы.
5. В чём социальная опасность преступности?
Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников; возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, её романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создаёт условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.
6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи, общества?
Следствием наркомании является разрушение физического и психического здоровья, деградация личности. Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми. Её последствиями являются разрушение межличностных взаимоотношений, распад семьи, утрата профессиональных качеств, незанятость, паразитизм, выход за рамки общепринятых норм.
1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бокля (1821–1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его*? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из газет.
Данное высказывание говорит о том, что причины совершения преступления часто зависят от характера человека, который был травмирован обществом 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу и взрыв в казанской гимназии № 175, погибли 9 человек (7 детей и 2 учительницы) еще больше 20 пострадали. Как сказано в материалах уголовного дела, «причиной трагических событий явилось стремление Галявиева подражать действиям неформальных представителей одной из деструктивных субкультур, сведения о которых он почерпнул из сети Интернет, скопировав их поведение при нападении».
2. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639 1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.
Я согласна с мнением французского драматурга. Он говорит о том, что человек не может сразу совершить крупное преступление, он сначала совершает мелкие. Я думаю, такое мнение оправдано, потому что большинство преступников действительно начинают с мелких хулиганств. Безнаказанность во многом способствует тому, что они увеличивают масштабы своих деяний.
3. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия. Одна сторона утверждала: «Нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, — тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует». Другая возражала: «Жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное неотвратимость наказания. Бели все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится». А что по этому вопросу думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
Я более склонна согласиться со вторым мнением. Жестокие наказания за преступления действенны, но они более характерны для восточных культур. Для российского и западного менталитета такой подход не будет эффективен. Лучше работать над тем, как предотвращать преступления, а также повысить уровень раскрываемых преступлений.
4. Используя прессу и Интернет, выполните проектную работу «Преступность несовершеннолетних и пути сё преодоления».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением