Параграф 14 ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:
§14. Нации и межнациональные отношения
Что такое нация?
Нация: а) в общегражданском смысле — политическая общность граждан определённого государства; б) в этнокультурном смысле — этническая общность с единым языком, общей территорией и самосознанием. В России исторически сложилась многоэтническая гражданская нация.
Как определяется национальность?
Термин национальность означает принадлежность человека к той или иной нации либо его государственную принадлежность. В ряде стран мира определение своей национальной принадлежности — личное дело каждого, неотъемлемое право личности, одно из условий её свободы. Это право имеют и граждане России.
Почему критикуют политику мультикультурализма?
По признанию лидеров ряда европейских государств, политика мультикультурализма не принесла ожидаемых результатов. Одна из причин этого заключается в том, что широкие культурные права, предоставленные прибывшим представителям других наций, не уравновешиваются культурными обязанностями приезжих уважать традиции коренного населения.
1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?
В Преамбуле народ характеризуется как многонациональный, соединенный общей судьбой на своей земле.
2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?
Понимание нации в этническом значении этого слова отражено в положении «общность судьбы» (то есть самосознание) и «своя земля» (то есть общность территории).
3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?
• Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
• Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
• Российская Федерация гарантирует всем сё народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
• Культура в Российской Федерации является уникальным наследием сё многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?
Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
1. В каких двух значениях используется понятие «нация»?
Нация: а) в общегражданском смысле — политическая общность граждан определённого государства; б) в этнокультурном смысле — этническая общность с единым языком, общей территорией и самосознанием.
Какие признаки характерны для гражданской нации?
Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.
2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
Толерантность в межнациональных отношениях – это терпимость к другим нациям, уважение их традиций. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества; способности каждого из нас с уважением относиться к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов.
3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются.
4. В чём заключается политика мультикультурализма?
Большинство современных государств многонациональны, т. е. включают в себя много этнонаций. За последние десятилетия многонациональность, к примеру, европейских государств резко возросла. Причина этого — усиление миграционных потоков: миллионы людей из так называемых депрессивных регионов двигаются в благополучные страны в поисках лучшей доли. Такая ситуация создаёт в обществе немало проблем. Для их разрешения власти европейских государств начали проводить так называемую политику мультикультурализма. Считалось, что толерантное европейское общество должно признать право прибывающих мигрантов на сохранение своих национальных отличий.
В чём вы видите её сильные и слабые стороны?
По признанию лидеров ряда европейских государств, политика мультикультурализма не принесла ожидаемых результатов. Одна из причин этого заключается в том, что широкие культурные права, предоставленные прибывшим представителям других наций, не уравновешиваются культурными обязанностями приезжих уважать традиции коренного населения. Сильными сторонами этой политики является то, что она способствует толерантному отношению между народами.
5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.
6. В чём опасность национализма?
Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм, как вы знаете из курса истории, по-разному проявляет свою социально-политическую направленность.
Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида — истребления целых групп населения по национальному признаку.
7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?
Передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам. Суть его состоит, во-первых, в приверженности идее мира и согласия, в уважении к национальному достоинству, в добровольном поиске согласия (консенсуса) по спорным межнациональным вопросам, в отказе от насилия во всех его видах и формах, а во-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества. В обеспечении прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности заключается одно из главных условий свободы любого народа.
1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношении каждого из нас? Ответ аргументируйте.
Я считаю, проблема межнациональных отношений затрагивает каждого из нас. Мы все живём в одной стране, и её решения влияют на нашу жизнь. Отношения с другими странами также влияют на жизнь обычных людей. От этого зависит какие товары есть в магазинах, куда мы можем выезжать на отдых, цена рубля заграницей.
2. Социологическая служба на протяжении ряда лет проводила опросы, касающиеся отношения россиян к межнациональным проблемам. Среди других был и такой вопрос: «Чувствуете ли вы в настоящее время неприязнь к людям других национальностей?»
Результаты опроса показаны в таблице (в % к числу опрошенных).
По данным 2014 г., 53% опрошенных не чувствуют враждебности со стороны представителей других национальностей, 30% ощущают её редко. Проанализируйте приведённые данные. Дайте оценку состоянию и тенденциям к изменению общественных настроений по вопросу межнациональных отношений.
По данным, приведённым в таблице, видно, что меньше людей стали испытывать вражду к людям других национальностей. Это говорит о тенденциях повышения межрегиональной толерантности.
3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочитайте пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы:
1) что согласно закону следует понимать под:
а) экстремистской деятельностью
• насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации, за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений;
• использование нацистской атрибутики или символики
• публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов;
• публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний;
• организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
• финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении
б) экстремистской организацией
Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности
в) экстремистскими материалами
Экстремистские материалы - предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• использование нацистской атрибутики или символики
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением