Параграф 17 ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)

Изображение §17. Молодёжь в современном обществеКого считать молодым? Возрастные границы понятия «молодёжь» достаточно расплывчаты. Молодёжь как социальную группу выделяют чаще...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:
§17. Молодёжь в современном обществе
Кого считать молодым?
Возрастные границы понятия «молодёжь» достаточно расплывчаты. Молодёжь как социальную группу выделяют чаще всего социологи и относят к ней людей в возрасте от 16 до 25 лет (некоторые исследователи включают в неё людей до 30 лет). Это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Каковы интересы и устремления молодых?
В целом молодёжь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.
Молодёжная субкультура: быть похожим или отличаться?
Под молодёжной субкультурой понимается прежде всего культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Моложёная субкультура объединяет в себе похожих друг на друга, но отличает от всех остальных.
1. Какие сферы жизни вызывают наибольшее беспокойство для каждой из представленных возрастных групп?
Возраст Наиболее волнующая сфера
12-14 Город, среда обитания
15-17 Работа
18-21 Работа
22-25 Работа
26-29 Здоровье, общество и страна
Сравните полученные данные. Сделайте выводы.
В разные периоды молодости приоритеты и интересы человека могут меняться. В большинстве своем молодежь беспокоится о работе. Это связано с экономической несамостоятельностью и учебой. Позже приоритеты меняются. На первое место выходит тема здоровья и общества. Это связано с окончанием обучения и получением достойной работы.
2. На примере нескольких представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста.
Рассмотрим изменение отношения к сфере отношений с родителями у разных возрастных групп. Эта тема больше всего волнует 12–14-летних подростков и вообще не волнует людей в возрасте от 26 до 29. Переживания по поводу этой темы с возрастом снижается.
В чём вы видите причины этих изменений?
• Получение образование
• Выход на работу и достижение финансовой независимости
• Начало самостоятельной жизни
• Психологическое взросление
• Создание своей семьи
3. Используя материал параграфа и документа, составьте социальный портрет российской молодёжи. Подумайте, какие черты вы бы отметили, как главные. Почему?
Современная молодежь стремится быть независимой, работать и учиться, развиваться и получать новые навыки. Кроме того, современная молодежь ответственно относится к созданию семьи.
Черты современной молодежи:
• Высокая обучаемость
• Трудолюбие
• Доброта
• Стремление к саморазвитию
1. В чём выражается противоречивость положения молодёжи?
Возможности получения образования, профессиональной самореализации для молодых людей неодинаковы.
Противоречивые процессы происходят и в самой молодёжной среде. Значительная часть молодых стремится получить образование, создать полноценную семью, добиться профессионального роста. Но порой, «романтика красивой жизни», стремление получить какие-то блага, не прикладывая к этому трудовых усилий, приводят к тому, что часть молодого населения пытается найти свой путь к социальному успеху в криминальных структурах. Кроме того, некоторые молодые люди в поисках смысла жизни или повинуясь чувству социального протеста попадают в тоталитарные секты, экстремистские политические организации.
В современном российском обществе проявляются ценностные расхождения, имущественное расслоение среди молодёжи.
2. Каковы основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы?
В настоящее время новые поколения молодёжи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную взрослую жизнь.
Социальный статус юноши не определён: он уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Переломным в этом отношении можно считать достижение 18-летнего возраста, когда граждане приобретают полную дееспособность. Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей.
Дружеские взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком.
По данным социологических исследований, современные юноши и девушки в качестве критерия социальной зрелости стали чаще называть первую заработную плату, постоянную работу, создание собственной семьи.
3. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?
Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодежи весьма противоречива. Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет — это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда.
Студент. Значительная часть молодёжи — это учащиеся и студенты. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определенная степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.
Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в родительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность.
Гражданин. В юношеские годы формируются первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.
4. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?
С приобретением всей полноты гражданских прав молодой человек получает возможности для активной социальной деятельности, для участия в выборах в органы власти, в работе государственных органов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики. Это можно считать показателем социальной зрелости.
5. Какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников?
Запрещается использовать их труд на тяжёлых работах с опасными и вредными условиями труда, а также в тех видах деятельности, которые могут причинить вред нравственному развитию. Закон запрещает привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время. Государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профессиональных училищ, а также некоторые категории лиц моложе 18 лет в счёт квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.
6. Что включает понятие «молодёжная субкультура»?
Под молодёжной субкультурой понимается прежде всего культура молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
7. В чём особенности субкультуры российской молодёжи?
Особенность отечественных молодёжных субкультур состоит и в том, что большинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации.
Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней.
Говоря о молодёжной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий.
1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие ещё критерии вы могли бы назвать в качестве; главных. Аргументируйте свой ответ.
Я считаю, что критериями определения достижения статуса взрослого являются: экономическая независимость, способность отвечать перед законом и отдельное проживание от родителей. Я считаю эти критерии самыми важными, потому что они означают, что человек самостоятельно принимает решения, решает проблемы и берет ответственность.
2. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел»? Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.
Это высказывание означает, что по мере взросления мы умнеем, набираемся опыта. Мы начинаем понимать наших родителей, и их поступки перестают казаться для нас странными или глупыми. Этим высказыванием могут быть проиллюстрированы такие особенности молодого поколения, как непонимание родителей, вспыльчивость.
3. Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособилась к условиям современной российской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.
Я согласна с данным мнением. Молодёжь более гибкая и адаптивная. Это произошло, потому что поколение молодёжи выросло в условиях быстроменяющейся действительности, бурного роста технологий. Сейчас молодёжь более тесно контактирует с новыми явлениями и технологиями, активно использует их.
4. Фонд общественного мнения провёл репрезентативные опросы россиян. Один из вопросов звучал так: «Что из перечисленного означает успех в жизни лично для вас?»
Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) для нескольких возрастных групп представлены в таблице.
На основе таблицы сформулируйте и обоснуйте несколько выводов:
а) об основных показателях успеха в жизни молодёжи;
• Семья, дети
• Финансовое благополучие
• Любимая работа
• Хорошие друзья
• Самореализация
• Возможность путешествовать
• Наличие свободного времени
• Возможность заниматься хобби
• Карьерный рост
б) о сходстве и различиях в позициях групп опрошенных.
В целом все группы населения высоко ценят такие показатели успеха, как семья, хорошее здоровье, финансовое благополучие, любимая работа. С возрастом больше людей ценят здоровье, меньше ценят финансовое благополучие и любимую работу. С течением жизни отличается отношение людей к друзьям: молодёжь ценит друзей, люди среднего возраста ценят их меньше, а пожилые люди снова отмечают ценность друзей.
Выскажите предположение о том, чем объясняются сходство и различия.
Я думаю, так происходит из-за того, что с течением жизни у людей меняются приоритеты. Жизнь изменяется. В разном возрасте у людей есть разные возможности и разные потребности. Будучи молодым, человеку важна работа и финансовое благополучие, затем он взрослеет. У него появляется достаточное количество денег. Но теперь человеку не хватает здоровья.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением