Упр.117 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)

Не совпадает с вашим учебником?
Посмотрите обновленный решебник

Решение #1 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте текст. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корни и объясните условия выбора гласных....
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Прочитайте текст. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корни и объясните условия выбора гласных....

Решение #3 (Учебник 2014)

Изображение Прочитайте текст. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корни и объясните условия выбора гласных....

Решение #4 (Учебник 2014)

Изображение Прочитайте текст. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корни и объясните условия выбора гласных....
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Прочитайте пары слов и словосочетаний. Определите, в каких случаях выделенные слова использованы в прямом значении, а в какие- в переносном. Что обозначают выделенные слова в переносном значении? Запишите сформулированные вами толкования пере-носного значения слов.
Грозовая — туча комаров, лиса (животное) — лиса (о человеке), мягкое кресло — мягкая зима, глухой человек — глухая ночь, острый нож — острый ум, глубокие ямы — глубокие знания, река течёт — время течёт, заяц прыгает — температура прыгает, сбор чая — горячий чай.
- грозовая туча (прямое значение)
Туча - большое тёмное дождевое (или грозовое) облако.
- туча комаров (переносное значение)
Туча - множество, масса, большое количество.
- лиса (животное) (прямое значение)
Лиса - хищное пушистое млекопитающее рода лисиц.
- лиса (о человеке) (переносное значение)
Лиса - хитрый человек.
- мягкое кресло (прямое значение)
Мягкое - легко поддающееся нажиму, деформации.
- мягкая зима (переносное значение)
Мягкая - без сильных холодов и сильной жары, без чрезмерной сухости и чрезмерной сырости.
- глухой человек (прямое значение)
Глухой - лишённый слуха, не способный слышать.
- глухая ночь (переносное значение)
Глухая - сплошной, не имеющий просветов, разрывов или проходов, заросший.
- острый нож (прямое значение)
Острый - способный легко резать или прокалывать.
- острый ум (переносное значение)
Острый - проницательный, способный разобраться в сущностях.
- глубокие ямы (прямое значение)
Глубокие - имеющие значительное расстояние между поверхностью и дном, большую глубину.
- глубокие знания (переносное значение)
Глубокие - серьёзные, значительные и сложные по содержанию.
- река течёт (прямое значение)
Течь - литься, двигаться, плотно заполняя пустое пространство под действием внешней силы.
- время течёт (переносное значение)
Течь - двигаться непрерывной чередой, потоком.
- заяц прыгает (прямое значение)
Прыгать - совершать прыжок, то есть пружинящим движением отрываться от земли.
- температура прыгает (переносное значение)
Прыгать - беспорядочно меняться, быстро и резко переходить от одного состояния к другому.
- сбор чая (прямое значение)
Чай - вид рода камелия семейства чайные; растение.
- горячий чай (прямое значение)
Чай - чайный напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чая.

Укажите, в чём сходство или связь предметов и явлений, обозначенных словами в прямом значении, с предметами или явлениями, обозначенными словами в переносном значении.
- грозовая туча - туча комаров (сходство по форме)
- лиса (животное) - лиса (о человеке) (сходство по внутреннему содержанию)
- мягкое кресло - мягкая зима (сходство по внутреннему содержанию, ощущениям)
- глухой человек - глухая ночь (сходство по внутреннему содержанию, ощущениям)
- острый нож - острый ум (сходство по функциям)
- глубокие ямы - глубокие знания (сходство по форме)
- река течёт - время течёт (сходство по действию)
- заяц прыгает - температура прыгает (сходство по действию)
- сбор чая - горячий чай (оба слова в прямом значении)

Прочитайте текст. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с чередующимися гласными в корне. Выделите корни и объясните условия выбора гласных.
Жалейкин и жабы
Жалейкин увидел в ог..роде жабу. «Противная ядовитая тварь, — сказал он. — Вот уж кого мне не жалко. Я их всех выпровожу из ог..рода! Нечего грязными лапами по к..пусте да по салату ск..кать!» Но как только не осталось в ог..роде жаб, так на к..пусте и салате зав..лись гус..ницы. Остался Жалейкин без к..пусты и без салата. Да ещё и самого по грядкам заставили ползать и голыми руками соб..рать противных гус..ниц.
(По Н. Сладкову)
Ответ 1
• Огороде, огорода – словарное слово, правописание следует запомнить;
• Капусте, капусты – словарное слово, правописание следует запомнить;
• Скакать – корень с чередующейся гласной, перед к пишем а;
• Завелись – проверочное слово завёл;
• Гусеницы – словарное слово, правописание следует запомнить;
• Собирать – корень с чередующейся гласной, после корня стоит суффикс а.
Ответ 2
Перепишем, вставляя пропущенные буквы и объясняя их написание:
Жалейкин и жабы
Жалейкин увидел в огороде (словарное слово) жабу. «Противная ядовитая тварь, - сказал он. - Вот уж кого мне не жалко. Я их всех выпровожу из огорода! (словарное слово) Нечего грязными лапами по капусте (словарное слово) да по салату скакать!» (чередование –скак-/-скоч-, перед гласной к пишется гласная а) Но как только не осталось в огороде (словарное слово) жаб, так на капусте (словарное слово) и салате завелись (проверочное слово: завёлся) гусеницы. (словарное слово) Остался Жалейкин без капусты (словарное слово) и без салата. Да ещё и самого по грядкам заставили ползать и голыми руками собирать (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) противных гусениц. (словарное слово)
Подчеркнём слова с чередующимися гласными в корне:
Жалейкин и жабы
Жалейкин увидел в огороде жабу. «Противная ядовитая тварь, - сказал он. - Вот уж кого мне не жалко. Я их всех выпровожу из огорода! Нечего грязными лапами по капусте да по салату скакать!» Но как только не осталось в огороде жаб, так на капусте и салате завелись гусеницы. Остался Жалейкин без капусты и без салата. Да ещё и самого по грядкам заставили ползать и голыми руками собирать противных гусениц.
Выделим корни и объясним условия выбора гласных:
Жалейкин и жабы
Жалейкин увидел в огороде жабу. «Противная ядовитая тварь, - сказал он. - Вот уж кого мне не жалко. Я их всех выпровожу из огорода! Нечего грязными лапами по капусте да по салату скакать!» (чередование –скак-/-скоч-, перед гласной к пишется гласная а) Но как только не осталось в огороде жаб, так на капусте и салате завелись гусеницы. Остался Жалейкин без капусты и без салата. Да ещё и самого по грядкам заставили ползать и голыми руками собирать (чередование –бир-/-бер-, после корня стоит суффикс –а-) противных гусениц.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением