Упр.11 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
11 Прочитайте текст. В чём, по мнению его автора, выражается взаимосвязь языка и культуры? Запишите текст, применяя правила правописания.
Каждое общество обслуживаемое данным языком имеет и национально-своеобразную культуру. Эта культура получает отражение в языке. Поэтому овладение языком означает с одной стороны овладение теми культурными ценностями которые накопило данное общество а с другой стороны освоение этих ценностей (не)возможно без знания языка язык хранитель культуры с его помощью культура наследуется новыми поколениями людей дан(?)ого общества.
Сам термин культура должен пониматься здесь достаточно широко. Это не только богатства литературы и искус(?)тва накопленные* (в)течени.. многих веков развития данного общества но и традиции человеческого общежития обряды обычаи общепринятые формы повседневной деятельности.1 Все эти про..вления культуры бывают в значительной степени национал ьно(своеобразными).
Носители того или иного языка (с)детсгва овладевая словарём грам(?)атикой системой произносительных норм данного языка постепенно (и чаще всего незаметно для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры6 .
(Л. П. Крысин)
Взаимосвязь языка и культуры заключается в том, что овладение языком есть овладение культурными ценностями.
Каждое общество, обслуживаемое данным языком, (запятыми выделяется прич. об.) имеет и национально-своеобразную (от сущ. на -ция - нация) культуру. Эта культура получает отражение (словар.) в языке. Поэтому овладение (власть) языком означает, с одной стороны, (запятыми выделяется ввод.сл.) овладение теми культурными ценностями, (запятая разделяет части слож. предлож.) которые накопило данное общество, (запятая разделяет части слож. предлож.) а с другой стороны, (запятыми выделяется ввод. сл.) освоение этих ценностей невозможно (= отсутствие возможности) без знания языка: (раскрытие содержания предвдущ. предлож., двоеточие разделяет части слож. предлож.) язык – (тире между подлеж. и сказ., выраж. сущ. в Им. п.) хранитель культуры, (запятая разделяет части слож. предлож.)с его помощью культура наследуется новыми поколениями (словар.) людей данного общества.
Сам термин «культура» должен пониматься здесь достаточно широко. Это не только богатства литературы и искусства (словар.), накопленные (прич. сов. в.) в течение (предлог.) многих веков развития данного общества, (запятыми выделяется прич. об.) но и традиции (сущ. на -ция) человеческого общежития, (запятая между однород. сказ.) обряды, (запятая между однород. сказ.) обычаи, (запятая между однород. сказ.) общепринятые формы повседневной деятельности (деяние). Все эти проявления (проявит) культуры бывают в значительной степени национально-своеобразными (национальными и своеобразными.).
Носители того или иного языка, (запятая перед дееприч. об.) с детства (сущ. с предлогом: с раннего детства) овладевая словарём, (запятая между однород. чл.) грамматикой (словар.), (запятая между однород. чл.) системой произносительных норм данного языка, (запятая после дееприч. об.) постепенно (и чаще всего незаметно для самих себя) впитывают и национальные формы материальной и духовной культуры (Л.П. Крысин)
Накопленные3
I. Богатства (какие?) накопленные. Накопленные – особая форма глагола – причастие, обозначает признак предмета по действию.
II. Морфологические признаки.
1. Нач. ф. – накопленный.
2. Пост. признаки: страд., пр. вр., сов. в., невозврат.
3. Непост. признаки: в полной ф., мн. ч.
III. В предложении является определением: богатства (какие?) накопленные в течение многих веков развития данного общества.
Это не только богатства литературы и искусства, /накопленные в течение многих веков развития данного общества/, но и традиции человеческого общежития, обряды, обычаи, общепринятые формы повседневной деятельности4. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., осложнено однород. сказ. и обособл. определ., полное)
Культура6
1. 1) Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. 2) То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-н. эпоху, у какого-н. народа, класса. 3) То же, что «культурность». 4) Разведение, возделывание, обработка (с.-х.).5) Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). 6) Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бакт.).7) перен. Усовершенствование, высокое развитие.
2. Многозначное.
3. Синонимы: образование, цивилизация, выращивание, разведение, воспитанность, цивилизованность. Антонимы: бескультурье, невоспитанность, неграмотность, уничтожение.
4. Заимствованное из латинского языка.
5. Общеупотребительное.
6. Книжное; профессиональное.
7. Фразеологизмы: высокая культура, Трипольская культура.
1*. Кратко перескажите текст.
Культура отражается в языке. Изучая язык, мы овладеваем и культурными ценностями носителей данного языка. К культуре относятся не только памятники искусства и литературы, но и все стороны повседневной жизни человека, которые постепенно, незаметно открываются в процессе овладения языком.
2. Объясните значение словосочетания человеческое общежитие.
«Человеческое общежитие» – это место, где люди живут вместе, совместно используя определенное жилище или пространство; народ со своим языком и культурой.
3. Объясните постановку двоеточия и тире в третьем предложении.
См. текст упражнения.
4. Найдите два вводных оборота.
Вводные обороты: с одной стороны, с другой стороны. Указывают на порядок изложения мыслей.
5. Найдите средства выразительности, определите их роль в тексте.
Средства выразительности: эпитеты (национально-своеобразную), метафора (отражение в языке).
Средства выразительности использованы для более глубокого понимания текста.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением