Урок 97 Часть 2 ГДЗ Иванов Кузнецова 4 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение С этого урока мы начнём повторять правила, связанные с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.Как не ошибиться в правописании ь на конце слов после...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Иванов, Кузнецова 4 класс, Просвещение:
С этого урока мы начнём повторять правила, связанные с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.
Как не ошибиться в правописании ь на конце слов после шипящих
1. Определи часть речи слова с шипящим на конце.
2. Вспомни орфографическое правило, которому подчиняется написание слов этой части речи. Тебе поможет таблица.
Мягкий знак после шипящих на конце слов
Часть речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Наречие
Мягкий знак пишется
У существительных 3-го скл.: дочь, ночь, рожь
1. У глаголов в начальной форме: беречь, стричь.
2. У глаголов в форме 2-го л. ед. ч.: приедешь, вспомнишь.
3. У глаголов в форме повелительного наклонения: назначь, съешь
У наречий: настежь, прочь
Мягкий знак не пишется
1. У существительных 1-го скл. в Р. п.: (нет) туч, луж, крыш.
2. У существительных 2-го скл.: плащ, обруч, (нет) сокровищ
У кратких имён прилагательных: хорош, пахуч, свеж
Исключения: уж, замуж, невтерпёж
Как не ошибиться в правописании ь на конце слов после шипящих.
1. Определи часть речи слова с шипящим на конце.
2. Вспомни орфографическое правило, которому подчиняется написание слов этой части речи.
Упражнение 1. Вставь мягкий знак, где это необходимо.
ноч...
невмоч...
нет туч...
гараж...
настеж...
пряч...
много дач...
замуж...
дич...
гореч...
пригож...
мощ...
напроч...
плющ...
из груш...
нет сокровищ...
молодёж...
маж...
Проверь себя: в восьми словах ь не пишется.
Ночь (сущ.; 3-е скл.); невмочь (наречие); нет туч (1-е скл; мн. число); гараж (сущ.; 2-е скл); настежь (наречие); прячь (глагол); много дач (1-е скл; мн. число); замуж (наречие, исключение); дичь (сущ.; 3-е скл.); горечь (сущ.; 3-е скл.); пригож (краткое прил.); мощь (сущ.; 3-е скл.); напрочь (наречие); плющ (сущ.; 2-е скл.); из груш (1-е скл; мн. число); нет сокровищ (2-е скл; мн. число); молодежь (сущ.; 3-е скл.); мажь (глагол).
Упражнение 2. Спиши, замени транскрипцию буквенной записью.
На рассвете ветер лёгок и све[ш].
Перед нами встал лес, тёмен и дрему[ч’].
Сказочный сила[ч’] могу[ч’].
Он помог царевичу сбере[ч’] волшебный ме[ч’].
Ты не знае[ш], кто открыл окна насте[ш]
На рассвете ветер лёгок и свеж (краткое прил.).
Перед нами встал лес, тёмен и дремуч (краткое прил.).
Сказочный силач (сущ.; 2-е скл) могуч (краткое прил.). Он помог царевичу сберечь (глагол) волшебный меч (сущ.; 2-е скл).
Ты не знаешь (глагол), кто открыл окна настежь (наречие)?
Упражнение 3. Найди в тексте ошибки: две орфографические и одну пунктуационную. Письменно исправь их.
Оле пришлось занова решать все пять задач. Ей необходима была папина помощь. Он всегда мог найти ключ к трудной задаче. Но папа смотрел интересный футбольный матч, и попросил Олю подождать. Тогда девочка решила выполнить задание по русскому языку: определить падеж слов «неудачь», «пастбищ» и «встреч».
Оле пришлось заново решать все пять задач. Ей необходима была папина помощь. Он всегда мог найти ключ к трудной задаче. Но папа смотрел интересный футбольный матч (запятая не ставится) и попросил Олю подождать. Тогда девочка решила выполнить задание по русскому языку: определить падеж слов «неудач» (1-е скл.; мн. число), «пастбищ» и «встреч».
Упражнение 4. Спиши, вставь пропущенные буквы.
Каков лес на вкус? Для тебя он ела...кий — от малины, земл...ники, ч...рники. Немного кисловатый от брусник.... И чуть терпкий от мол...дых хв...инок. Нет-нет да и сорвёш... их и пожуёш... .
Ну, а какой лес на ощупь?
Он колюч..., когда трогаеш... еловые ветки, шершав, когда на ходу хватаеш...ся за ств...лы деревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идёш... б...сиком по мху или мол...дой траве.
(По В. Танасийчуку)
Каков лес на вкус? Для тебя он сладкий (сладок) — от малины, земляники (землянка), черники (чёрный). Немного кисловатый от брусники (1-е скл; Р. п.). И чуть терпкий от молодых (молоденький) хвоинок (хвойный). Нет-нет да и сорвёшь (глагол) их и пожуёшь (глагол).
Ну, а какой лес на ощупь?
Он колюч (краткое прил.), когда трогаешь (глагол) еловые ветки, шершав, когда на ходу хватаешься (глагол) за стволы (ствол) деревьев (дерево). Но он бывает мягким и нежным, когда идёшь (глагол) босиком (бос) по мху или молодой (молоденький) траве.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением