Упр.101 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Найдите придаточные предложения и укажите, союз или союзное слово в них употребляется. Как вы обоснуете свой выбор? Какими членами предложения являются союзные слова в...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2019)

Изображение Найдите придаточные предложения и укажите, союз или союзное слово в них употребляется. Как вы обоснуете свой выбор? Какими членами предложения являются союзные слова в...
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2019)

Изображение Найдите придаточные предложения и укажите, союз или союзное слово в них употребляется. Как вы обоснуете свой выбор? Какими членами предложения являются союзные слова в...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Разделитесь на группы. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выполните синтаксический и пунктуационный анализ одного или двух сложносочинённых предложений. Представьте свой ответ одноклассникам. При оценивании ответов участников других групп обратите внимание на их полноту, аргументированность, соответствие плану. При необходимости корректно внесите дополнения, исправления.
1) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (А. Блок) 2) Там зори калиной ломились в окошко а полдни мне пачкали губы малиной. (Н. Рыленков) 3) Молодые листья лепетали да зяблики кое-где пели да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь всякий раз. (И. Тургенев) 4) Каждый день дул страшный ветер а за ночь на снегу образовался твёрдый льдистый слой наста. (А. Куприн) 5) Лось ушёл зато рядом раздавался звук издаваемый каким-то живым и вероятно слабым существом. (Б. Полевой) 6) Зубрил я правила грамматики а влёк меня живой язык. (Н. Рыленков) 7) Не встрепенётся ветер у пруда и на дворе не зашуршит солома. (Н. Рубцов)
1) Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (А. Блок)
2) Там зори калиной ломились в окошко, а полдни мне пачкали губы малиной. (Н. Рыленков)
3) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали всё на одном и том же дереве, да куковала кукушка, перемещаясь всякий раз. (И. Тургенев)
4) Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу образовался твёрдый льдистый слой наста. (А. Куприн)
5) Лось ушёл, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. (Б. Полевой)
6) Зубрил я правила грамматики, а влёк меня живой язык. (Н. Рыленков)
7) Не встрепенётся ветер у пруда, и на дворе не зашуршит солома. (Н. Рубцов)
1) Гроза прошла, и 2) ветка белых роз в окно мне дышит ароматом. (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое; состоящее из двух частей, указывающих на последовательности явлений и связанных соединительным союзом «и»)
[ – = ], и [ – = ].
Гроза прошла1, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом2. (В конце предложения (2) ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Это знак завершения.
Между частями сложносочинённого предложения (1) ставится знак разделения запятая перед союзом «и».)
1) Там зори калиной ломились в окошко, а 2)полдни мне пачкали губы малиной. (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое; состоящее из двух частей, указывающих на противопоставления явлений и соединённых противительным союзом «а»)
[ – = ], а [ – = ].
Там зори калиной ломились в окошко1, а полдни мне пачкали губы малиной2. (В конце предложения (2) ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение. Это знак завершения.
Между частями сложносочинённого предложения (1) ставится знак разделения запятая, так как части соединен противительным союзом «а».)

Найдите придаточные предложения и укажите, союз или союзное слово в них употребляется. Как вы обоснуете свой выбор? Какими членами предложения являются союзные слова в придаточных? Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова? Подберите к нему синонимы. К активному или пассивному запасу языка оно относится?
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. (Д. Мамин-Сибиряк) 2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я. (И. Тургенев) 3) Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча. (М.Лермонтов) 4) Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина (М. Лермонтов) 5) Часа через три, когда всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака. (М. Лермонтов) 6) Если я выстрелю из пистолета, то беги на берег. (М. Лермонтов) 7) Я мог хорошо видеть с утёса всё, что внизу делалось. (М. Лермонтов) 8) Что сталось со старухой и с бедным слепым, не знаю. (М. Лермонтов) 9) Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван. (М. Лермонтов) 10) Мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу. (М. Лермонтов)

Союзные слова – это слова, которые выполняют функцию подчинительных союзов, но при этом являются самостоятельными частями речи (местоимениями или наречиями). К ним можно задать вопрос, они являются членами предложения, их нельзя изъять из предложения без изменения смысла, на них может падать логическое ударение. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.
Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами.
К союзам нельзя задать вопрос, они не являются членами предложения, часто (но не всегда!) их можно изъять из предложения, на них не может падать логическое ударение.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением