Упр.105 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Перестройте данные предложения. Перенесите указательные слова в придаточные предложения, образуя составные союзы. Прочитайте друг другу вслух данные и составленные...
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2023)

Изображение Перестройте данные предложения. Перенесите указательные слова в придаточные предложения, образуя составные союзы. Прочитайте друг другу вслух данные и составленные...
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2019)

Изображение Перестройте данные предложения. Перенесите указательные слова в придаточные предложения, образуя составные союзы. Прочитайте друг другу вслух данные и составленные...

Решение #4 (Учебник 2019)

Изображение Перестройте данные предложения. Перенесите указательные слова в придаточные предложения, образуя составные союзы. Прочитайте друг другу вслух данные и составленные...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Найдите придаточные предложения и укажите, союз или союзное слово в них употребляется. Как вы обоснуете свой выбор? Какими членами предложения являются союзные слова в придаточных? Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.Как вы понимаете лексическое значение выделенного слова? Подберите к нему синонимы. К активному или пассивному запасу языка оно относится?
1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. (Д. Мамин-Сибиряк) 2) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я. (И. Тургенев) 3) Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максимыча. (М.Лермонтов) 4) Ясно было, что старика огорчало небрежение Печорина (М. Лермонтов) 5) Часа через три, когда всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака. (М. Лермонтов) 6) Если я выстрелю из пистолета, то беги на берег. (М. Лермонтов) 7) Я мог хорошо видеть с утёса всё, что внизу делалось. (М. Лермонтов) 8) Что сталось со старухой и с бедным слепым, не знаю. (М. Лермонтов) 9) Когда же на запад умчался туман, урочный свой путь продолжал караван. (М. Лермонтов) 10) Мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу. (М. Лермонтов)

Союзные слова – это слова, которые выполняют функцию подчинительных союзов, но при этом являются самостоятельными частями речи (местоимениями или наречиями). К ним можно задать вопрос, они являются членами предложения, их нельзя изъять из предложения без изменения смысла, на них может падать логическое ударение. Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами.
Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами.
К союзам нельзя задать вопрос, они не являются членами предложения, часто (но не всегда!) их можно изъять из предложения, на них не может падать логическое ударение.

Перестройте данные предложения. Перенесите указательные слова в придаточные предложения, образуя составные союзы. Прочитайте друг другу вслух данные и составленные предложения, обращая внимание на интонацию. Изменилось ли содержание предложения? А его смысловая нагрузка? Запишите составленные предложения, отмечая подчинительные союзы и расставляя запятые. Приведите свои примеры и запишите их.
1) Заводские трубы делают высокими потому, что для заводских топок нужен особенно сильный приток воздуха. – Заводские трубы делают высокими, потому что для заводских топок нужен особенно сильный приток воздуха.
2) Самолёт должен был сделать вынужденную посадку оттого, что началась утечка горючего. – Самолёт должен был сделать вынужденную посадку, оттого что началась утечка горючего.
3) На улице было так душно, что становилось трудно дышать. – На улице было душно, так что становилось трудно дышать.
4) Я так устал, что не мог идти. – Я устал, так что не мог идти.

Предложения с указательными словами читаются с особой интонацией, что позволяет выделить в главном предложении то слово, которое поясняется придаточным.
При переносе указательных слов в придаточные предложения союз полностью отходит к придаточному, меняется интонация и подчёркивается значимость главного предложения. В этом случае связь предложений чисто подчинительная (с придаточными причины в 1 и 2 предложениях и придаточными следствия в 3 и 4 предложениях), сообщение можно закончить главным предложением, например: Заводские трубы делают высокими. На улице было душно.

1) Птицы не откликались на мой свист потому, что свистел я неестественно. – Птицы не откликались на мой свист, потому что свистел я неестественно.
2) Все устали так, что придётся сделать привал. – Все устали, так что придётся сделать привал.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением