Упр.67 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение 1. Прочитайте фрагменты текстов. Найдите сложносочинённые предложения и составьте их схемы. Поясните, какие союзы связывают части этих предложений.1) На посёлок...

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение 1. Прочитайте фрагменты текстов. Найдите сложносочинённые предложения и составьте их схемы. Поясните, какие союзы связывают части этих предложений.1) На посёлок...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Спишите, выделяя грамматические основы и указывая в скобках вид сложного предложения: а) бессоюзное; б) сложносочинённое; в) сложноподчинённое. Составьте схемы сложных предложений.
1) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шёл сухой и мелкий... 2) Изредка сани постукивали по голому обледенелому черепку, с которого снег сметало. 3) Так как я, не ночуя, ехал уже шестую сотню вёрст, несмотря на то что меня очень интересовал исход нашего плутанья, я невольно закрывал глаза и задрёмывал. 4) В то время как я вздремнул, взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи и падающий снег свой холодный и яркий свет. 5) Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора — ничего не видно. 6) Кажется, сквозь туман видишь звёздочки; но звёздочки убегают от взора выше и выше, и только видишь снег... 7) Метель и мороз всё усиливаются, лошади слабеют, дорога становится хуже... 8) Лошади становятся, снегу наносится всё больше и больше... 9) Ветер завыл неистово; снег, как из совка, так и посыпался на полы шубы. 10) Небо справа на востоке было тяжёлое, тёмно-синеватого цвета; но яркие красно-оранжевые косые полосы яснее и яснее обозначались на нём. (Л. Толстой)
1) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шёл сухой и мелкий… (сложносочинённое) [ – = ], и [ – = ].
2) Изредка сани постукивали по голому обледенелому черепку, с которого снег сметало. (сложноподчинённое, 2-я часть – односост. предл.) [ – = ], (с которого = ).
3) Так как я, не ночуя, ехал уже шестую сотню вёрст, несмотря на то что меня очень интересовал исход нашего плутанья, я невольно закрывал глаза и задрёмывал. (сложноподчинённое)
(Так как, / /, = ), (несмотря на то что = – ), [ – = и = ].
4) В то время как я вздремнул, взошла луна и бросала сквозь неплотные тучи и падающий снег свой холодный и яркий свет. (сложноподчинённое)
(В то время как – = ), [ = – и = ].
5) Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба, ни стога, ни забора – ничего не видно. (бессоюзное, 2-я часть – односост. предл.)
[ – = ]: [ ни --- , ни --- , ни --- – = ].
6) Кажется, сквозь туман видишь звёздочки; но звёздочки убегают от взора выше и выше, и только видишь снег… (сложносочинённое, 1-я и 3-я части – односост. предл.)
[Вв. сл., = ]; но [ – = ], и [ = ].
7) Метель и мороз всё усиливаются, лошади слабеют, дорога становится хуже… (бессоюзное) [ – и – = ], [ – = ], [ – = ].
8) Лошади становятся, снегу наносится всё больше и больше… (бессоюзное, 2-я часть – односост. предл.)
[ – = ], [ = ]…
9) Ветер завыл неистово; снег, как из совка, так и посыпался на полы шубы. (бессоюзное) [ – = ]; [ – , ср. об., = ].
10) Небо справа на востоке было тяжёлое, тёмно-синеватого цвета; но яркие красно-оранжевые косые полосы яснее и яснее обозначились в нём. (сложносочинённое) [ – = , = ]; но [ – и = ].
2. Укажите вид каждого сказуемого.
См. задание 1.
3. Определите, какие части сложных предложений являются односоставными. Укажите составные сказуемые.
См. задание 1.
4. Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
1) В первой части сложного предложения однородные сказуемые соединены одиночным союзом «и», поэтому запятая не ставится. Во второй части – однородные определения соединены одиночным союзом «и», поэтому запятая не ставится.
3) В третьей части сложного предложения однородные сказуемые соединены одиночным союзом «и», поэтому запятая не ставится.
4) Во второй части сложного предложения однородные сказуемые соединены одиночным союзом «и», поэтому запятая не ставится.
5) Во второй части сложного предложения однородные дополнения соединены с помощью интонации, без союзов, поэтому между ними ставится запятая. После однородных дополнений перед обобщающим словом ставится тире.
10) Во второй части сложного предложения однородные обстоятельства соединены одиночным союзом «и», поэтому запятая не ставится.
5. Выполните морфологический анализ выделенных слов. Разберите их по составу.
Сильнее, сверху, обледенелому, ночуя, выше.
Сильнее3
1. Сильнее – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – сильный.
3. Постоянные морфологические признаки: качественное.
Непостоянные морфологические признаки: в сравнительной степени.
4. В предложении является сказуемым.
Сверху3
1. Сверху – наречие, обозначает признак действия.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, места.
3. В предложении является обстоятельством.
Обледенелому3
1. Обледенелому – прилагательное, обозначает признак предмета.
2. Н. ф. – обледенелый.
3. Постоянные морфологические признаки: качественное.
Непостоянные морфологические признаки: в полной форме, ед. ч., м. р., Д. п.
4. В предложении является определением.
Ночуя3
1. Ночуя – особая форма глагола - деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Н. ф. – ночевать, суффикс деепричастия -я-.
3. Морфологические признаки: несов. в., невозвр.
4. В предложении является обстоятельством.
Выше3
1. Выше – наречие, обозначает признак действия.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, сравнит. ст., места.
3. В предложении является обстоятельством.
6. Выпишите слова с не и ни, объясняя их слитное и раздельное написание. Приведите примеры слитного и раздельного употребления не:
а) с глаголами и деепричастиями;
б) с причастиями;
в) с существительными, прилагательными и наречиями.
Чем объясняется такая группировка слов?
Не ночуя (не с дееприч.), несмотря на (предлог), невольно (машинально), неплотные (прозрачные), ничего (отриц. мест. без предлога), не видно (не с категорией состояния пишется раздельно); ни столба, ни стога, ни забора (повторяющ. союз «ни…, ни»); неистово (не употребл. без «не»).
Примеры слитного и раздельного написания НЕ:
а) с глаголами и деепричастиями: не спешу, не спеша, ненавидеть, ненавидя;
б) с причастиями: неубранная постель; не убранная вовремя постель; не открытое, а закрытое окно; ненавидящий взгляд;
в) с существительными, прилагательными и наречиями: невежа; недруг; не друг, а враг; нелепый; неяркий; не яркий, а тёмный; ничуть не яркий; нелепо; невесело; не весело, а грустно.
Такая группировка слов объясняется различием в правилах слитного и раздельного написания НЕ и НИ со словами разных частей речи.

1. Прочитайте фрагменты текстов. Найдите сложносочинённые предложения и составьте их схемы. Поясните, какие союзы связывают части этих предложений.
1) На посёлок опускалась ночь. Из низины <...> тянуло изморозью, и скоро на траве выступил иней. <...> Стояли недвижные леса, и цепенел на них последний лист. Шорохом и звоном наполнится утром лес, а пока над посёлком плыло тёмное небо с игластыми звёздами. Такие вы-зревш.., ещё не остывш.. от лета звёзды бывают лишь осенями. (В. Астафьев)
2) В городе, несмотря на шум, суету, многолюдство, сквозила печаль, хотя было ясно по-осеннему и пригревало. Сергей Митрофанович шёл по тротуару и слышал, как громко стучала его деревяшка в шумном, но в то же время будто и притихш.. городе. Шёл он медленно, старался деревяшку ставить на листья, но она всё равно стучала. (В. Астафьев)
3) Луна то появлялась среди облаков и ярко светила, то она исчезала... (В. Арсеньев)
4) На горе то расстилался лес малахитов., оттенка то тянулись курчав., заросли то блестели на солнце травянист.. поляны... (Б. Полевой)
5) До дома было ещё далеко зато лес уже кончился. (Л. Леонов)
2. Устно проведите синтаксический разбор выделенного предложения.
3. Объясните постановку знаков препинания во всех предложениях.
4. Запишите предложения, в которых есть слова с пропущенными окончаниями. Объясните правописание этих окончаний.
5. Объясните правописание слова по-осеннему. Составьте такое предложение, чтобы написание по было бы раздельным.
6. Во 2-м отрывке найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Обоснуйте свой выбор.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением