Упр.71 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Запишите сложные предложения и составьте их схемы. В каких сложных предложениях сочетаются разные виды связи между частями?
1) Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. (И. Тургенев) 2) На сверкающем глиссере белом мы заехали в каменный грот, и скала опрокинутым телом заслонила от нас небосвод. (Н. Заболоцкий) 3) Полюбуйся: весна наступает... (И. Никитин) 4) Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев) 5) Я поехал шагом и скоро принуждён был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (И. Тургенев)
1) Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. (И. Тургенев)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Три грамматических основы, значит, сложное, грам. основа 1 части двусоставная, 2 части – односоставная, 3 части – двусоставная.
3) С разными видами связи: между 1 и 2 частями бессоюзная связь; между 2 и 3 частями – подчинительная.
4) [ – = ], [ = ], (какое = –).
5. Точка с запятой разделяет 1 и 2 части, связанные бессоюзной связью. Запятая разделяет 2 и 3 части, связанные подчинительной связью.
2) На сверкающем глиссере белом мы заехали в каменный грот, и скала опрокинутым телом заслонила от нас небосвод. (Н. Заболоцкий)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Две грамматических основы, значит, сложное, грам. основа 1 части двусоставная, 2 части – двусоставная.
3) С сочинительной связью между частями
4) [ – = ], и [ – = ].
5. Запятая разделяет части предложения, связанные сочинительной связью.
3) Полюбуйся: весна наступает… (И. Никитин)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Две грамматических основы, значит, сложное, грам. основа 1 части односоставная, 2 части – двусоставная.
3) С бессоюзной связью между частями
4) [ = ]: [ – = ].
5. Двоеточие разделяет части предложения, связанные бессоюзной связью.
4) Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Две грамматических основы, значит, сложное, грам. основа 1 части односоставная, 2 части – двусоставная.
3) С подчинительной связью между частями
4) [ = ], (когда – , , = ].
5. Запятая разделяет части предложения, связанные подчинительной связью.
5)Я поехал шагом и скоро принуждён был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги (И. Тургенев)
1) Повествовательное, невосклицательное.
2) Три грамматических основы, значит, сложное, грам. основа 1 части двусоставная, 2 части – двусоставная, 3 части – двусоставная.
3) С бессоюзной связью между 1 и 2, 2 и 3 частями.
4) [ – = и = ]: [ – = ], [ – = ]
5. Двоеточие разделяет 1 и 2 части, связанные бессоюзной связью. Запятая разделяет 2 и 3 части, связанные бессоюзной связью.
2. Выполните синтаксический анализ данных предложений по плану (см. справочные материалы учебника).
См. 1-ое задание.
3. По возможности объясните постановку знаков препинания на уже известные вам правила пунктуации.
См. 1-ое задание.
4. Подберите или самостоятельно составьте сложные предложения, соответствующие составленным схемам.
1) [ – = ], [ = ], (какое = –). Шорох послышался в глубине леса, по нему нельзя было понять, какое животное его издавало.
2) [ – = ], и [ – = ]. Тучи набежали, и дождь забарабанил по крыше.
3) [ = ]: [ – = ]. Посмотри: птицы летят.
4) [ = ], (когда – , , = ]. Люблю, когда роса, словно бриллианты, искрится на траве.
5) [ – = и = ]: [ – = ], [ – = ]. Птицы увидели нас и заволновались: они хлопали крыльями, их птенцы жались к родителям
5. Объясните значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику учебника.
Глиссер – плоскодонное мелкосидящее быстроходное судно, легко скользящее по поверхности воды.
Грот – неглубокая пещера с широким входом, а также искусственное сооружение в виде пещеры (в парках, садах)
1. Обратитесь к письменному образцу текста диктанта № 4 «Возвращение в Москву» (см. раздел «Понятие о сложном предложении» электронного приложения) и проанализируйте текст, обращая внимание на правописание слов и постановку знаков препинания. Особое внимание уделите предложениям с союзом и. Затем напишите под диктовку этот текст, а после этого, вновь обратившись к письменному образцу, проверьте свою работу и оцените её.
2. Выделите грамматические основы в сложных предложениях и составьте их схемы.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением