Упр.234 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Пользуясь данной схемой, подготовьте выступление на тему «Виды сложноподчинённых предложений в русском языке». Подкрепляйте ответ примерами.Сложноподчинённое...

Решение #2 (Учебник 2018)

Изображение Пользуясь данной схемой, подготовьте выступление на тему «Виды сложноподчинённых предложений в русском языке». Подкрепляйте ответ примерами.Сложноподчинённое...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначайте грамматические основы предложений.
Составьте горизонтальные схемы сложных предложений. Выполнив задание, сделайте вывод.
1) Куда (бы) путник (н..) сп..шил всегда усердную молитву он у ч..совни приносил. (М. Лермонтов) 2) Хотя было ещё рано но ворота ок..зались запертыми. (В. Короленко) 3) Раскольников молчал и (и..) сопротивлялся (не) смотря на то что чу(?)ствовал в себе достаточно
сил пр..подняться. (Ф. Достоевский) 4) Ему уже (не) было страшно хотя гром тр..щал (по) прежнему. (А. Чехов) 5) Пусть роза сбрва(н, нн)а она ещё цветёт. (С. Надсон) 6) Пускай умру я должен ей помочь. (А. Блок) 7) Пусть себя он не прославил сделал он себя сильней. (А. Твардовский)
1) Куда бы путник ни спешил (усиление; спешка), всегда усердную молитву он у часовни (час) приносил.
2) Хотя было ещё рано, но ворота оказались (кажется) запертыми.
3) Раскольников молчал и не сопротивлялся (против), несмотря (предлог) на то что чувствовал (словарное) в себе достаточно сил приподняться (неполнота действия).
4) Ему уже не было страшно, хотя гром трещал (треск) по-прежнему (наречие).
5) Пусть роза сорвана (краткое причастие), она ещё цветёт.
6) Пускай умру, я должен ей помочь.
7) Пусть себя он не прославил, сделал он себя сильней.
Между простыми предложениями, входящими в состав СПП, ставится запятая.
2. В составе каких сложных предложений есть безличные? Каков способ выражения главного члена предложения в каждом из них?
Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми.
Безличное предложение, сказуемое выражено глаголом и наречием.
Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по-прежнему.
Безличное предложение, сказуемое выражено глаголом и наречием.
3. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику учебника.
Усердный – 1) сердечно расположенный, горячо преданный, приверженный кому-либо, чему-либо (устар.); 2) действующий с усердием, проявляющий в чем-либо усердие.
Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.
4. Выполните морфемный и морфологический анализ наречий.
Рано, достаточно, страшно, по-прежнему.

Пользуясь данной схемой, подготовьте выступление на тему «Виды сложноподчинённых предложений в русском языке». Подкрепляйте ответ примерами.
Сложноподчинённое предложение с придаточным
Определительным
Изъяснительным
Обстоятельственным
Места
Времени
Сравнения
Образа действия и степени
Цели
Условия
Причины
Следствия
Уступки

Виды сложноподчинённых предложений в русском языке
Придаточные в сложноподчинённых предложениях делятся на определительные, изъяснительные и обстоятельственные.
Придаточные определительные относятся в главном предложении к существительному, всегда находятся после главного или внутри главного предложения, отвечают на вопросы какой? чей? и присоединяются союзными словами какой, который, чей, где и др.: Родные места (какие?), где я вырос, навсегда останутся в моём сердце.
Придаточные изъяснительные относятся в главном предложении к словам со значение речи, мысли, чувства, отвечают на вопросы косвенных падежей и присоединяются союзами и союзными словами что, как будто, чтобы и др.: Ему казалось (что?), будто все вокруг радовались его счастью.
Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода, отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств, и делятся на:
– придаточные места: На фольклорную практику едут туда (куда?), где ещё живы народные традиции песни.
– придаточные времени: Я спала (когда?), когда ты позвонил.
– придаточные сравнения: Восторг его гас (как?), как гаснет свеча от сильного ветра.
– придаточные образа действия и степени: Мы так устали (до какой степени?), что не могли идти дальше.
– придаточные цели: Позвони Анне (зачем?), чтобы она тоже знала эту новость.
– придаточные условия: Если погода не улучшится, поход придется перенести (при каком условии?).
– придаточные причины: Анна не пришла на дополнительное занятие (почему?), потому что она не знала о нём.
– придаточные следствия: Лето было не очень жаркое (что из этого следует?), так что урожай грибов должен быть хорошим.
– придаточные уступки: Димка не очень любит математику (вопреки чему?), хотя у него хорошие математические способности.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением