Упр.229 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. В конце предложения в скобках укажите вид каждого сложноподчинённого предложения.
1) Меня лечил полковой ц..рюльник ибо в крепости другого лек..ря (не) было. (А. Пушкин) 2) (От) того я пр..смирел что я слышу топот дальний трубный звук и пенье стрел. (А. Пушкин) 3) Его не было дома (по) чему я и оставил записку. (А. Пушкин) 4) Снег ст..повился всё белее и ярче так что ломило глаза. (Л. Толстой) 5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в особе(н, нн)ости (от) того что Денисов вост..ргался её пением. (Л. Толстой) 6) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Толстой) 7) Родиной зовём мы нашу страну (по) тому что в ней р. .дились. (К. Ушинский) 8) (Во) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (от) чего и образовалась яма. (А. Чехов) 9) Такая густая тр..ва р..сла только по берегам озера (по) тому что здесь было достаточно влаги. (Д. Мамин-Сибиряк) 10) Сразу же за рекой от самой воды подн..мались ск.-листые горы так что взгляд н.. мог брать (в) даль и (в) ширь но только (в) верх. (В. Солоухин)
1) Меня лечил полковой цирюльник, ибо в крепости другого лекаря (лекарство) не было (НЕ с глаголом раздельно).
Придаточное причины.
2) Оттого я присмирел (неполнота действия), что я слышу топот дальний, трубный звук и пенье стрел.
Придаточное причины.
3) Его не было дома, почему я и оставил записку.
Придаточное следствия.
4) Снег становился (стал) всё белее и ярче, так что ломило глаза.
Придаточное следствия.
5) Наташа в эту зиму начала серьёзно петь и в особенности (от особенный) оттого, что Денисов восторгался (восторг) её пением.
Придаточное причины.
6) Всякий труд важен, ибо облагораживает (благо) человека.
Придаточное причины.
7) Родиной зовём мы нашу страну потому, что в ней родились (род).
Придаточное причины.
8) Во (предлог) время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась (словарное) яма.
Придаточное следствия.
9) Такая густая трава (травка) росла только по берегам озера, потому что здесь было достаточно влаги.
Придаточное причины.
10) Сразу же за рекой, от самой воды, поднимались скалистые (скалы) горы, так что взгляд не мог брать вдаль (наречие) и вширь (наречие), но только вверх (наречие).
Придаточное следствия.
2. Выполните синтаксический анализ восьмого предложения.
Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась яма.
(Повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, с придаточным обстоятельственным, две грамматические основы соединенные союзом ОТЧЕГО:
1 – вывернуло; односоставное, безличное, распространенное;
2 – образовалась яма; двусоставное, полное, нераспространенное).
3. Объясните лексические значения слов ц..рюльник и лекарь. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.
Цирюльник (устар.) – парикмахер, владеющий также элементарными приемами врачевания.
Лекарь (устар.) – то же, что и врач.
4. Определите, какова синтаксическая роль наречий в предложениях. Объясните написание наречий.
Наречия в предложении выступают в роли обстоятельств: оттого (потому); потому (по этой причине); отчего (поэтому); вдаль (в составе есть существительное даль); вширь (в составе есть существительное ширь); вверх (в составе есть существительное верх).
5. Составьте предложения, используя выделенные слова таким образом, чтобы эти «слова» имели другое написание: слитное, если было раздельное написание, и раздельное, если было слитное
написание. Какими орфографическими правилами вы руководствовались, выполняя это задание?
Местоимения с предлогами «по этому, за тем, по тому, от того» пишутся раздельно, если их можно опустить без потери смысла.
Существительные с предлогами пишутся раздельно. Для проверки раздельного написания между предлогом и словом можно вставить вопрос или прилагательное.
Наречия пишутся слитно: к существительному, входящему в его состав, нельзя добавить определение без потери смысла.
От того, как мы проведём этот день, зависит наше настроение на всю неделю. Мы не знали, по чему (скучает или вредничает) плачет ребёнок, и пытались его успокоить. Мы определили, что он устал: медленно двигался по тому мосту и часто зевал. Если мы не закончим работу вовремя, у нас будут большие проблемы. Он посмотрел в даль полотна, пытаясь разглядеть приближающийся поезд. Река разлилась во всю ширь, затопив окрестные луга. С трудом поднявшись в верх горы, он увидел яркую звезду на ночном небе.
1. Определите, какие виды сложноподчинённых предложе ний имеют в своём составе следующие сочетания указа тельных слов и подчинительных союзов (союзных слов).
тот — кто таков — каков
то — что к тому — что
всякий — кто к тому — чтобы
2. Составьте и запишите предложения, соответствующие указанным признакам.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением