Упр.205 ГДЗ Разумовская 9 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2018)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Разумовская, Львова 9 класс, Дрофа:
Готовим устное высказывание на лингвистическую тему.
Составьте характеристику текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Ответьте в нём на следующие вопросы.
ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА ОПРЕДЕЛЁННОГО ЖАНРА
1. К какому стилю и жанру относится текст?
2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказывания.
3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?
4. Составьте план текста.
5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?
6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?
7. Какой тип речи, может быть явно не выраженный, объединяет все фрагменты в единый текст?
8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на одном-двух примерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.
9. Выясните, как связываются абзацы друг с другом:с помощью слов, обозначающих время (вопрос к о г-д а?), или с помощью слов, обозначающих пространство (где? куда?). Другими словами, выясните, как развёртывается текст: во временной или в пространственной перспективе.
Текст В. Пескова и В. Дёжкина «Река и жизнь» относится к публицистическому стилю, жанру путевых заметок.
Тема текста определена в заголовке, задача журналистов – не только сохранить в памяти увиденное и поделиться своими впечатлениями, но и показать проблемы реки, вызванные деятельностью человека. Основная мысль текста: вода – это жизнь.
В тексте 10 микротем, из которых можно составить следующий план текста:
1. Экспедиция в августе по реке Воронеж.
2. «Она всё ещё хороша…»
3. Первый лагерь у Дальнего.
4. Вверх от Дальнего река – райское место, не тронутое человеком.
5. Место для первой российской верфи.
6. Река обжита.
7. Живительная необходимость воды на земле.
8. «Море», образованное плотиной.
9. Селения тут зарождались сторожевыми постами.
10. Вышка в Вертячьем.
Кроме повествования, в тексте используются описательные фрагменты, а также рассуждения с обоснованием оценки и рассуждения-объяснения. В повествовании отражается перемещение автора во времени и в пространстве, описание даёт представление о местности, природных объектах, людях, животных, в рассуждении раскрывается и сам автор, и содержится его оценка увиденного. Все фрагменты в единый текст объединяет повествование.
Строение абзаца: зачин («Выбираясь из леса, река повсюду тощает»), средняя часть («Обширные…» до слов «…река обжита»), концовка («Копёнки...» до слов «…приземистых изб»).
Текст развёртывается в пространственно-временной перспективе.
1. Рассмотрите примеры со сравнительными союзами. Какие из них являются синонимами? Определите, имеют ли синонимичные союзы смысловые оттенки или стилистические различия.
Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания.
1)Снег под лыжами не скрипел как бывает в сильные морозы а чуть посвистывал. (Г. Марков) 2) Неодолимая сила увлекла меня подобно тому как ещё задолго до водопада стремление потока увлекает лодку. (И. Тургенев) 3) Дядюшка пел, как поёт простой народ. (Л. Толстой) 4) Вся комната вдруг потемнела точно в ней задёрнули занавески. (А. Куприн) 5) Близкое присутствие моря возвратило миру свежесть и чистоту как будто сразу сдуло с парохода и пассажиров всю пыль. (В. Катаев) 6) Судьба старшего сына Лукьяновых и её взволновала будто был он ей родным или близким. (Г. Марков) 7) Анфиса взглянула на неё исподлобья словно кипятком плеснула. (Г. Марков)
2 Выпишите сложные слова (их два) и проведите их словообразовательный разбор.
3. Найдите два слова, в которых по две приставки. Разберите эти слова по составу.
4. Проведите фонетический разбор выделенных слов.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением