Упр.226 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 226. Прочитайте отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Какие черты разговорного стиля (морфологические, синтаксические, лексические) содержатся в...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
226. Прочитайте отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь». Какие черты разговорного стиля (морфологические, синтаксические, лексические) содержатся в тексте? Укажите их, приведите примеры.
Пискарь-сын отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадёшь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому — не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно — именно только одному поместиться впору. Вторым делом насчёт житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днём — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полдня, когда вся рыба уж сыта, и, Бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.
Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать — да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды — и шабаш!
Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Морфологические черты разговорного стиля:
- большое количество личных местоимений (он, ему);
- большое количество различных глаголов (запомнил, понимал, прожить, придумал, выдолбил, решил, спят, станет, сидеть, дрожать, промыслит, заляжет, есть, пить, поступал, не досыпает);
- практически полное отсутствие в отрывке причастий и деепричастий;
- отсутствие кратких форм прилагательных.
Синтаксические черты разговорного стиля:
- большое количество простых предложений;
- неполные предложения (определённо-личные: наконец, однако, выдолбил на славу);
- дублирование местоимения, дублирующего существительное в именительном падеже (был он пискарь);
- лексические повторы (день-деньской)
Лексические черты разговорного стиля:
- на ус намотал;
- жизнь прожить – не то, что мутовку облизать;
- а не то как раз пропадёшь;
- не влезть;
- поместиться впору;
- моцион делать;
- пить-есть всё-таки нужно;
- бог даст;
- козявку-другую и промыслит;
- заляжет;
- полдни;
- кой-чего похватать;
- и шабаш
- ночей не досыпает, куска не доедает.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением