Ответы на вопросы на стр.21 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. В чём смысл стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?Смысл стихотворения Михаила Лермонтова...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. В чём смысл стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»? Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?
Смысл стихотворения Михаила Лермонтова «Пророк» заключается в размышлениях о судьбе человека, который наделён способностью видеть истину и нести людям правду, но при этом подвергается презрению и гонениям. Пророк — это фигура, обладающая глубокими знаниями и духовным пониманием, которого общество отвергает из-за страха перед истиной и правдой, которые он проповедует.
Почему пророку пришлось удалиться в пустыню?
1. Отверженность обществом: Пророк Лермонтова, подобно пророкам из библейских текстов, сталкивается с непониманием и агрессией со стороны людей. Несмотря на то, что он несёт послание любви и правды, общество встречает его учения с враждебностью и бросает в него камни. Это символизирует неспособность большинства людей принять истину и стремление к сохранению привычных, но порочных устоев.
2. Путь одиночества: После того как пророк сталкивается с агрессией и преследованием, он вынужден бежать из городов и удалиться в пустыню. Пустыня здесь — символ духовного одиночества и уединения. Пророк отрывается от общества, которое его не принимает, и находит покой в гармонии с природой и вселенной. В пустыне он обретает связь с божественным миром и живыми существами, которые «покорны ему», в отличие от людей.
3. Противостояние с миром: Пророк вынужден принимать насмешки и презрение, потому что его миссия не совпадает с ожиданиями и интересами людей. Для общества он кажется чужим, гордым и не приспособленным к жизни среди людей, что делает его объектом насмешек. Однако это отвержение лишь подчёркивает его исключительность и независимость от мирских забот.
Таким образом, стихотворение Лермонтова «Пророк» отражает тяжёлую судьбу духовно возвышенного человека, который осознаёт правду, но вынужден быть в изгнании из-за неспособности общества принять его учения. Путь пророка — это путь одиночества и страданий, но также и внутренней гармонии, которую он обретает вдали от людей.
2. Почему люди не поверили пророку и как они за это наказаны?
Люди не поверили пророку в стихотворении Лермонтова по нескольким причинам:
1. Страх перед истиной: Пророк нёс послание любви и правды, которые требовали от людей изменения себя, своего мировоззрения и действий. Однако люди часто боятся перемен и истины, потому что это может разрушить привычные устои. Они отказывались признать свою злобу и пороки, которые пророк ясно видел в их глазах.
2. Гордость и непонимание: Общество отказывалось признавать превосходство пророка в духовных вопросах, считая его слова пустыми и вызывающими. Для людей он выглядел «гордым», а его слова о том, что Бог говорит через него, казались им высокомерием и глупостью. Люди не понимали величия его миссии, считая его изгоем и чужаком.
3. Коллективное осуждение и конформизм: Общество было единым в своём осуждении пророка. Этот конформизм и страх перед тем, что идёт вразрез с привычными представлениями, сделали пророка объектом презрения и агрессии.
Как они за это наказаны?
В стихотворении нет явного наказания для людей, но их наказание заключается в том, что они остаются во тьме и невежестве. Отвергнув пророка и его послание, они лишили себя возможности обрести истину и духовное знание. Пророк ушёл в пустыню, а люди остались со своим ложным чувством самодовольства и гордыни, не подозревая, что потеряли доступ к высшим истинам.
Таким образом, наказание для людей — это их собственное духовное обнищание, их неспособность выйти за пределы своей ограниченности и увидеть истинную природу мира через учения пророка.
3. Сопоставьте лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке. В чём их сходство и в чём различия? Подготовьте письменный сопоставительный анализ двух «Пророков».
Лермонтовское и пушкинское стихотворения о пророке содержат общие темы, но представляют разные подходы к образу пророка и его роли в обществе. Оба стихотворения имеют дело с темой пророческого предназначения, но акценты и взгляды авторов различаются.
Сходства:
1. Образ пророка: В обоих стихотворениях пророк — это человек, наделённый высшим знанием и задачей провозглашать божественную истину. Он получает знание и видение, недоступное обычным людям.
2. Одиночество пророка: В стихотворениях Пушкина и Лермонтова пророк оказывается в изоляции от общества. Люди не понимают и не принимают его миссию, и его путь — это путь одиночества и страданий.
3. Роль пророка как провозвестника истины: Оба поэта изображают пророка как того, кто несёт миру божественное знание. Пушкинский пророк «возглашает волю Божью», Лермонтовский пророк также провозглашает «любви и правды чистые ученья». Оба пророка чувствуют свою обязанность нести это знание, несмотря на трудности.
Различия:
1. Тон и акцент: Пушкинское стихотворение более мистическое и возвышенное. В нём внимание сосредоточено на моменте избрания пророка. Пушкин акцентирует на сакральности момента, когда герой становится посредником между Богом и людьми. Стихотворение заканчивается моментом величайшего озарения, когда пророк готов нести свою миссию.
В стихотворении Лермонтова тон более пессимистичен и драматичен. Лермонтовский пророк сталкивается с агрессией и непониманием. Его миссия приводит к изоляции, и он вынужден удалиться в пустыню, где лишь природа подчиняется ему, в отличие от людей. Лермонтов акцентирует внимание на трагической судьбе пророка, которому не суждено найти признание среди людей.
2. Реакция общества: У Пушкина реакция общества не описана — стихотворение сосредоточено на внутреннем преображении пророка. В стихотворении Лермонтова же реакция общества становится ключевым моментом: люди ненавидят пророка, бросают в него камни и насмехаются над ним. Пророк уходит из мира людей, чтобы жить в одиночестве.
3. Роль Бога: У Пушкина Бог активно вмешивается в жизнь пророка, даруя ему способность «пламенем глагола жечь сердца людей». У Лермонтова Бог лишь даёт пророку видение и знание, но дальше тот действует сам, сталкиваясь с непониманием и отвержением.
Заключение:
Оба стихотворения, несмотря на общую тему, по-разному изображают судьбу пророка. Пушкинский пророк — это фигура, получившая высшую миссию и осознающая свою силу, готовая передать людям волю Божью. Лермонтовский пророк — это трагическая фигура, отторгнутая обществом, чья истина и мудрость остаются непризнанными, и он обречён на одиночество в пустыне.
Развиваем дар слова
Чем интересна лексика стихотворения Лермонтова и почему привлечены именно эти слова: всеведение пророка, каменья. Предвечный, старцы, гласит. наг? Что этим достигается?
Лексика стихотворения Лермонтова «Пророк» интересна своим возвышенным, архаическим характером, который подчёркивает его библейскую и пророческую тематику. Привлечение таких слов, как «всеведенье пророка», «каменья», «Предвечный», «старцы», «гласит», «наг», имеет несколько значимых функций:
1. Создание возвышенного и библейского стиля
Слова, такие как «всеведенье» и «Предвечный», придают стихотворению архаичный и торжественный тон. Лермонтов использует эту лексику, чтобы подчеркнуть религиозную и мистическую атмосферу, напоминая читателю о священных текстах. Например, «Предвечный» — это эпитет, используемый для обозначения Бога, что делает стихотворение более величественным и мистическим.
2. Ощущение пророческой миссии
Термин «всеведенье пророка» усиливает образ пророка как носителя божественной истины, который способен видеть скрытые стороны человеческой души. Это слово подчёркивает роль пророка как всевидящего, наделённого особой духовной миссией.
3. Архаическая лексика для создания атмосферы старины и духовного одиночества
Слова, такие как «старцы», «гласит» и «наг», подчёркивают отстранённость пророка от современного мира и придают стихотворению оттенок архаичности. Например, «старцы» символизируют традиционное общество, которое воспринимает пророка как чужака и «глупца». «Гласит» — устаревшая форма слова «говорит», придаёт речи пророка оттенок божественного откровения, выделяя его слова как священные и важные.
4. Символика слова «каменья»
Слово «каменья» символизирует агрессию и отвержение со стороны людей. Камни, которые бросают в пророка, подчеркивают враждебность общества к истине, что усиливает трагический и символический характер стихотворения.
5. Нагота как символ уязвимости и чистоты
Слово «наг» в этом контексте подчеркивает уязвимость пророка перед обществом. Это не только физическая, но и духовная нагота, указывающая на его чистоту и открытость перед Богом и миром, в противоположность жестокости и лицемерию окружающих.
Заключение
Таким образом, Лермонтов использует архаические и библейские слова, чтобы усилить символику и эмоциональное воздействие стихотворения. Эти слова помогают создать образ пророка как духовного изгнанника, чей путь — это не только одиночество, но и столкновение с грубым непониманием и жестокостью людей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением