Ответы на вопросы на стр.19 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Какие свойства поколения изображены в элегии «Дума»?
В элегии «Дума» Михаил Лермонтов изображает поколение, живущее в разочаровании и бездеятельности. Основные черты этого поколения можно охарактеризовать следующим образом:
1. Пассивность и бездействие: Лермонтов описывает поколение, которое «вянет без борьбы» и «состарится в бездействии». Это люди, которые не находят цели в жизни и избегают активного участия в изменении общества или собственной судьбы.
2. Малодушие и рабская покорность: Поэт указывает на трусость поколения перед опасностями и его «позорное малодушие». Эти люди боятся риска и предпочитают подчинение власти, становясь «презренными рабами».
3. Отсутствие глубоких чувств и духовной полноты: Лермонтов подчеркивает, что поколение «равнодушно к добру и злу», а также не испытывает восторга от искусства или поэзии. Они живут «без огня», сохраняя остатки чувств как «бесполезный клад».
4. Цинизм и пустота: Поколение изображается циничным, не способным ни на глубокие чувства, ни на сильные страсти. Оно «спешит к гробу без счастья и без славы», не оставляя следа в истории, не принося ни великих мыслей, ни трудов.
5. Невозможность творчества и созидания: Важной чертой поколения является его неспособность творить и оставлять плодотворные мысли для потомков. Лермонтов пророчит, что это поколение будет забыто, не оставив после себя ничего значимого.
Таким образом, Лермонтов в «Думе» изображает своё поколение как пассивное, разочарованное, лишённое духовных и моральных ориентиров, неспособное к творчеству и борьбе за более светлое будущее.
2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?
В «Думе» Лермонтова использование ораторского стиля и общественно-политической лексики играет важную роль в выражении осуждения своего поколения. Эти элементы придают произведению характер публичного выступления, напоминая речь, направленную на аудиторию для пробуждения осознания и эмоционального отклика.
1. Ораторский стиль
Ораторский стиль Лермонтова проявляется в обращении к аудитории с интонацией приговора и назидания. Такие фразы, как «Печально я гляжу на наше поколенье», звучат как открытое обвинение, в котором автор выражает своё разочарование в современниках. Этот стиль позволяет Лермонтову создавать атмосферу значимости и серьёзности, как будто он выступает перед судом истории, осуждая бесплодное существование своего поколения.
2. Слова общественно-политического содержания
Лермонтов использует слова, такие как «познанья», «сомненья», «бездействия», чтобы подчеркнуть социальные и политические проблемы поколения. Эти термины указывают на внутренний кризис общества — осознанность, которая не приводит к действию, и сомнения, которые парализуют волю. Таким образом, общественно-политическая лексика придаёт произведению актуальность, связывая личные переживания с общими проблемами времени.
3. Поэтические и прозаические обороты
Лермонтов мастерски сочетает поэтические образы с прозаическими оборотами, чтобы усилить впечатление от произведения. Прозаические элементы, такие как «мы иссушили ум наукою бесплодной», создают ощущение пустоты и бессмысленности интеллектуальных усилий поколения. Это контрастирует с поэтическими образами, как, например, «тощий плод, до времени созрелый», который передаёт потерю гармонии и раннюю утрату жизненной силы. Такой контраст усиливает драматизм стиха, показывая внутреннюю противоречивость поколения.
Вывод
Ораторский стиль и использование общественно-политической лексики делают «Думу» сильным и эмоционально насыщенным произведением. Лермонтов не просто описывает своё поколение, но и осуждает его пассивность и бездействие, подчёркивая бесплодные усилия и утрату духовных ценностей.
3. Дискуссия. В чём сложность лермонтовской позиции в «Думе»? Подготовьтесь к дискуссии но этому вопросу.
Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в его глубоком разочаровании в собственном поколении и одновременно в осознании того, что он сам является частью этого поколения. Это создает внутренний конфликт, который проявляется в следующих аспектах:
1. Критика поколения: Лермонтов жестко осуждает своих современников за их бездействие, малодушие и утрату духовных ориентиров. Он описывает их как людей, лишённых стремления к великим делам, способных только на пустое существование. Поколение, по мнению поэта, исчерпало себя, не проявив ни творческой активности, ни духовной силы. Это поколение живёт без цели, «равнодушно к добру и злу», вяло и без борьбы.
2. Идентификация с критикуемым поколением: Лермонтов, несмотря на критику, сам принадлежит к этому поколению. Он осознаёт, что часть этих проблем касается и его лично, что он не может полностью дистанцироваться от своих современников. Это создаёт сложность его позиции — он видит, что происходит, но ощущает себя внутри этой бесперспективной системы.
3. Осознание невозможности изменений: Поэт не просто критикует, но и выражает пессимизм относительно будущего. Он не видит пути для исправления положения, описывая своё поколение как «пришлеца осиротелого», который идёт к гибели, не оставляя за собой ничего значимого. Это отчаяние делает его позицию ещё более сложной, поскольку Лермонтов не только критикует, но и осознаёт бессилие изменить ситуацию.
4. Социальный и философский конфликт: Лермонтов стоит на грани между личным желанием действовать и пониманием общей пассивности своего времени. В этом проявляется сложность его позиции — критиковать общество, но не иметь выхода из этого кризиса, потому что он ощущает бессилие перед общими историческими и социальными процессами.
Подготовка к дискуссии
В рамках дискуссии можно рассмотреть следующие вопросы:
• Каковы основные причины того, что Лермонтов критикует своё поколение? Связано ли это с историческим контекстом времени, в котором он жил?
• Как сам Лермонтов относится к своей принадлежности к этому поколению? Как он видит своё место в обществе?
• Можно ли сказать, что Лермонтов был в каком-то смысле изолирован от своей эпохи, и как это повлияло на его взгляды?
• Есть ли в «Думе» попытка найти решение кризиса или поэт окончательно пессимистичен?
Сложность позиции Лермонтова в «Думе» заключается в его двойственности: с одной стороны, он видит проблемы, с другой — не находит путей их решения, и это создаёт глубокий философский конфликт, который можно рассматривать как отражение кризиса поколения.
Развиваем дар слова
Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум. пресыщение, насмешка горькая.
Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить вашу разговорную речь?
Давайте рассмотрим значения и синонимы этих слов и словосочетаний:
1. Грядущее — будущее, то, что произойдёт.
o Синонимы: будущее, перспектива, времена впереди.
o В разговорной речи можно использовать в философских или прогнозных рассуждениях: «Мы не знаем, что готовит нам грядущее».
2. Бремя — тяжёлая, обременяющая обязанность или ответственность.
o Синонимы: груз, тяжесть, ноша.
o В разговорной речи можно сказать: «Каждый несёт своё бремя ответственности».
3. Бездействие — отсутствие действий, пассивность.
o Синонимы: пассивность, инертность, бездеятельность.
o В повседневной речи это слово можно использовать для описания ситуаций, когда люди ничего не предпринимают: «Бездействие в такой ситуации может привести к плохим последствиям».
4. Постыдно равнодушны — чувство стыда за свою безразличность, неспособность к сопереживанию или участию.
o Синонимы: позорно безучастны, стыдливо безразличны.
o Это словосочетание можно использовать в моральных обсуждениях: «Быть постыдно равнодушным к страданиям других — недопустимо».
5. Презренные рабы — те, кто подчиняется чему-либо с унижением и отсутствием достоинства.
o Синонимы: ничтожные подчинённые, униженные рабы.
o В разговорной речи можно применять для выражения сильной критики: «Не будь презренным рабом своих страхов».
6. Иссушили ум — истощили, сделали ум бесплодным и неспособным к новым идеям или открытиям.
o Синонимы: истощили ум, обессилили разум.
o Это выражение можно использовать для описания интеллектуального истощения: «Бесконечные рутинные задачи иссушили мой ум».
7. Пресыщение — состояние, при котором человеку всё надоело из-за избытка удовольствий или впечатлений.
o Синонимы: насыщение, избыток, излишек.
o Это слово можно использовать для описания усталости от избытка чего-либо: «От постоянных развлечений наступило пресыщение».
8. Насмешка горькая — язвительная, саркастическая насмешка, вызывающая болезненные чувства.
o Синонимы: язвительная насмешка, обидный сарказм.
o В разговорной речи это может использоваться для описания обидного сарказма: «Его горькие насмешки были неприятны всем».
Какие из этих слов могут обогатить разговорную речь?
Такие слова, как бремя, бездействие, пресыщение, и насмешка горькая, могут легко использоваться в повседневной речи. Они добавляют оттенок более точных и выразительных характеристик, особенно в ситуациях, когда важно передать моральные или эмоциональные аспекты рассуждений. Например, говоря о личных обязательствах или усталости от чего-либо, эти слова могут быть полезны для более глубокого и насыщенного выражения мыслей.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением