Ответы на вопросы на стр.27 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Как вы понимаете начало стихотворения? К кому обращено оно: к живому или уже умершему человеку? Кого ищет и видит лирический герой в облике нелюбимой женщины?
Начало стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» выражает сложные, глубокие чувства лирического героя. Он обращается к живой женщине, но одновременно понимает, что чувства, которые он испытывает, не к ней, а к воспоминаниям о прошлом. Он видит в ней не свою настоящую возлюбленную, а образы своей утраченной молодости и погибшей любви.
К кому обращено стихотворение — к живому или умершему человеку?
Формально обращение идёт к живой женщине, которая стоит перед лирическим героем. Однако, на эмоциональном уровне, его мысли заняты другой женщиной — той, с кем он был связан в прошлом, но уже потерял её. Эта женщина, вероятно, уже умерла или ушла из его жизни, и теперь герой пытается найти её отражение в чертах другой.
Кого он ищет в облике нелюбимой женщины?
В облике нынешней женщины лирический герой ищет черты своей прошлой возлюбленной — «подруги юных дней». Он видит в её глазах угасший огонь «очей» прошлой любви, в её губах — «уста давно немые». Герой испытывает мучительное ощущение, что общается с призраком из прошлого, проецируя на современную женщину воспоминания и образы ушедшей любви.
Таким образом, герой не испытывает искренней любви к той, что перед ним, но его чувства связаны с прошлым, что делает это стихотворение проникнутым тоской по утраченной молодости и ушедшим чувствам.
2. Согласны ли вы с утверждением, что поэтическая мысль стихотворения прошла три стадии: отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прошлом? Вы согласны, что перед нами — трагическая судьба лирического «я» поэта?
Да, я согласен с утверждением, что поэтическая мысль стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» проходит три стадии: отказ от любви, погружение в себя и воспоминание о прошлом. Эти стадии последовательно раскрывают внутренний мир лирического героя и его трагическую судьбу.
1. Отказ от любви
С первых строк лирический герой признаётся, что его чувства направлены не к той женщине, которая стоит перед ним: «Нет, не тебя так пылко я люблю». Это отказ от настоящей, физической любви к реальной женщине, он отрицает её влияние на свои эмоции. Таким образом, поэт как бы отделяет свои чувства от настоящего момента, не признавая в героине объект своей любви.
2. Погружение в себя
Затем происходит погружение в собственные переживания. Герой вступает в «таинственный разговор», но этот диалог он ведёт не с женщиной, стоящей перед ним, а с собой, со своей душой. Он смотрит в её глаза, но говорит с тем, что находится глубоко в его сердце. Это момент самоанализа, когда герой обращается к своим внутренним мыслям и чувствам, игнорируя реальность.
3. Воспоминание о прошлом
Кульминация стихотворения — воспоминание о прошлой любви. Герой находит в чертах настоящей женщины отголоски утраченной возлюбленной, с которой он был связан в «юные дни». Это приводит к трагической осознанности, что его настоящее чувство связано не с этой женщиной, а с теми, кого он уже потерял. Герой видит в настоящем лишь тени прошлого, что вызывает ощущение ностальгии и невыразимой потери.
Трагическая судьба лирического «я»
Таким образом, перед нами действительно трагическая судьба лирического героя. Он утратил способность любить в настоящем, так как его чувства зациклены на прошлом. Герой несёт в себе воспоминания о былом, о погибшей молодости и утраченном счастье, и это делает его внутренний мир замкнутым и страдающим. Он не может испытать радости и полноты жизни в настоящем, потому что его душа поглощена ностальгией и сожалениями о прошлом.
3. Какие слова помогают выразить идею трагической судьбы?
В стихотворении Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю» есть несколько ключевых слов и выражений, которые подчёркивают идею трагической судьбы лирического героя:
1. «Погибшая молодость» — это выражение указывает на утраченную молодость героя, которая ассоциируется с потерянными чувствами и несбывшимися надеждами. Это создаёт образ времени, которое не вернуть, и подчёркивает невозвратность прошлого.
2. «Прошлое страданье» — герой видит в настоящей женщине не красоту, а отражение страданий, которые он пережил в прошлом. Это показывает, что он не может жить настоящим, поскольку всё ещё связан с болью утраты.
3. «Не с тобой я сердцем говорю» — эта фраза подчёркивает отчуждение героя от настоящей любви. Он не может испытать чувства к живой женщине, так как его сердце по-прежнему сосредоточено на воспоминаниях о прошлом.
4. «В устах живых — уста давно немые» — образ «немых уст» подчеркивает, что герой ищет в настоящем связь с тем, что уже умерло, что ушло из его жизни навсегда. Это усиливает ощущение ностальгии и трагической утраты.
5. «Огонь угаснувших очей» — эта фраза символизирует потухшие чувства и прошедшие времена, что указывает на глубокую эмоциональную потерю. Она выражает неспособность героя найти радость в настоящем, потому что его сердце поглощено прошлым.
Все эти слова и выражения подчеркивают, что лирический герой застрял в своих воспоминаниях и страданиях, что делает его судьбу трагичной: он неспособен жить полной жизнью в настоящем, так как постоянно обращён к своему утраченному прошлому.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ И МУЗЫКАЛЬНУЮ ТРАКТОВКУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
М. Ю. Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю...»
1. Прослушайте актёрское чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...» и одноимённый романс. Как вы считаете, есть ли разница в настроении и чувствах, выраженных чтецом и исполнителем романса? Если есть, то в чём она?
Разница в настроении и чувствах, выраженных чтецом и исполнителем романса на стихотворение Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю...», действительно присутствует, хотя оба исполнения передают атмосферу тоски и утраты.
Чтение стихотворения:
Чтец обычно фокусируется на выразительности текста, акцентируя внимание на внутренних переживаниях лирического героя, его рефлексии и размышлениях. В таком исполнении могут звучать отстранённость и печаль, поскольку лирический герой осознаёт свою любовь к прошлому, а не к настоящему. В чтении может быть больше интонационной игры, подчёркивающей моменты размышлений, погружения в себя, а также моменты осознания утраты.
Исполнение романса:
В романсах, как правило, больше уделяется внимание музыкальному сопровождению, которое усиливает эмоциональное содержание текста. Музыка добавляет трагизм и глубину, подчёркивая не только мысли героя, но и его душевную боль и страдание. Романс, особенно если он исполняется протяжно и медленно, акцентирует внимание на неразрешимой тоске, делает чувства героя более явными и драматичными. Исполнитель романса передаёт не только слова, но и эмоциональную напряжённость через мелодию, что усиливает восприятие грусти и утраты.
Разница в восприятии:
• Чтение стихотворения больше акцентируется на размышлениях и осознании, выражая более философскую сторону страдания.
• Романс же добавляет музыкальную глубину, создавая ощущение более эмоциональной боли и трагичности, вызывая более острое чувство утраты и сожаления.
Оба исполнения действительно навевают чувство тоски, но романс усиливает трагичность благодаря музыке, тогда как чтение стихотворения сохраняет элемент философской задумчивости и внутреннего диалога.
2. Какая интерпретация лермонтовского стихотворения (актёрская или музыкальная) оставляет слушателю больше возможностей для разных трактовок содержания произведения поэта?
Актёрская интерпретация лермонтовского стихотворения оставляет слушателю больше возможностей для различных трактовок содержания произведения поэта, чем музыкальная.
Почему актёрская интерпретация более гибкая:
1. Интонационная игра: Актёр, читая стихотворение, может варьировать интонации, темп и акценты, создавая разные оттенки эмоций. Например, он может усилить акцент на грусти или, наоборот, подчеркнуть размышления о прошлом. Это даёт слушателю возможность по-разному воспринимать внутренний мир лирического героя и его чувства, что открывает путь к множественным трактовкам.
2. Меньшее влияние музыки: В актёрском чтении нет музыкального сопровождения, что позволяет слушателю сосредоточиться исключительно на тексте и его интерпретации. Музыка, как правило, уже задаёт определённое настроение (например, трагическое или меланхоличное), тогда как без неё слушатель может по-своему представить эмоциональный фон, исходя из собственного восприятия текста.
3. Интеллектуальное восприятие: Чтение акцентирует внимание на философском и психологическом подтексте стихотворения. Слушатель может сосредоточиться на значении слов и подтексте, глубже анализируя идеи поэта о любви, утрате и ностальгии.
Музыкальная интерпретация:
Музыкальная интерпретация, как правило, направляет слушателя к более определённой трактовке. Музыка добавляет эмоциональный слой, который может быть более однозначным. Например, если мелодия трагична, слушатель воспринимает произведение как более печальное и драматическое, что ограничивает возможности для альтернативных интерпретаций.
Заключение:
Хотя обе интерпретации прекрасно передают содержание стихотворения, актёрская версия оставляет больше свободы для восприятия и размышления, так как позволяет слушателю самому интерпретировать текст, тогда как музыка создаёт заранее определённое эмоциональное настроение.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением