Ответы на вопросы на стр.158-159 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?Общий замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» заключался в создании произведения, которое могло бы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Каков общий замысел «Мёртвых душ»?
Общий замысел поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» заключался в создании произведения, которое могло бы отразить духовное состояние и проблемы российского общества, а также стать своеобразной эпопеей, изображающей «всю Русь». Первоначально Гоголь задумывал «Мёртвые души» как комическую историю о похождениях Чичикова, но в процессе работы его замысел значительно углубился.
Основные идеи:
1. Социальная сатира. Гоголь намеревался высмеять пороки российского общества через образы помещиков, чиновников и аферистов, таких как Чичиков. Героев поэмы объединяет духовная нищета, мёртвость души, что символически отражено в заглавии. Внешняя жизнь и видимая активность многих персонажей скрывают их внутреннюю пустоту и неспособность к нравственному развитию.
2. Образ России. Гоголь стремился создать обобщённый портрет страны, охватив все её слои и регионы. Он использовал образы помещиков и бюрократов для отображения широкого спектра типажей, характерных для российского общества того времени. Эта цель нашла отражение в намерении Гоголя написать несколько томов поэмы, в которых Россия была бы изображена во всех её проявлениях.
3. Философские размышления о человеческой природе. В «Мёртвых душах» Гоголь ставит вопросы о том, что делает человека духовно живым или мёртвым. Его персонажи — это не только комические образы, но и носители глубокой философской мысли. Многие из них, хотя и кажутся живыми и деятельными, на самом деле духовно мертвы. Чичиков, который скупает мёртвые души, сам оказывается символом духовной пустоты и бессмысленности.
4. Возрождение человека. В последующих томах Гоголь планировал изобразить процесс нравственного возрождения героя и, возможно, всего общества. Эта идея связана с его религиозными поисками и убеждением, что путь к духовному возрождению лежит через осознание своих пороков и исправление.
Таким образом, «Мёртвые души» — это не просто сатира на общественные пороки, а глубокое философское произведение, исследующее состояние человеческой души и стремление к духовному возрождению.
2. Есть ли противоречие в словосочетании «мёртвые души»? Какие значения оно скрывает?
Словосочетание «мёртвые души» на первый взгляд содержит противоречие, так как «души» предполагают что-то живое и вечное, а прилагательное «мёртвые» указывает на отсутствие жизни. Это выражение скрывает несколько глубинных смыслов, которые раскрываются в контексте поэмы Н. В. Гоголя.
Прямое значение
В буквальном смысле «мёртвые души» в поэме — это умершие крестьяне, которых Чичиков пытается приобрести по документам как живых. Таким образом, он стремится обмануть систему и заработать на выкупе невостребованных крестьян. Здесь возникает противоречие: юридически эти души считаются живыми, хотя фактически их уже нет в живых.
Символическое значение
Гоголь придаёт понятию «мёртвые души» более глубокий философский смысл. Он использует его как метафору для описания внутренней пустоты и духовной смерти многих персонажей. Все герои — от Чичикова до помещиков — живут в мире, где материальные ценности превалируют над духовными. Они существуют в физическом смысле, но их души «умерли» из-за жадности, эгоизма, морального упадка и бессмысленного существования. Гоголь через это выражение раскрывает тему нравственной и духовной деградации общества.
Духовный подтекст
Особенно важно отметить, что в контексте христианской философии, которой Гоголь был глубоко проникнут, «душа» — это символ вечной жизни и связи с Богом. Мёртвая душа — это душа, потерявшая связь с высшими духовными идеалами, полностью погрязшая в грехах и пороках. Таким образом, выражение «мёртвые души» символизирует не просто смерть физическую, а полное отречение от духовных ценностей, что делает жизнь человека бессмысленной и пустой.
Противоречие
Противоречие в словосочетании «мёртвые души» основано на идее, что душа как нечто бессмертное не может умереть, но в мире Гоголя происходит именно это — души героев «умирают» духовно, даже если физически они продолжают существовать. Это подчёркивает моральный кризис, который Гоголь видит в российском обществе своего времени.
Таким образом, «мёртвые души» — это многослойное понятие, которое отражает не только бюрократическую реальность, но и глубокую нравственную проблему людей, живущих без высших целей и идеалов.
3. Как замысел «Мёртвых душ» связан с религиозно-нравственными исканиями Гоголя?
Замысел «Мёртвых душ» тесно связан с религиозно-нравственными исканиями Н. В. Гоголя, что особенно проявляется в его намерении сделать произведение трёхтомной эпопеей, которая бы отразила процесс нравственного очищения России и её народа.
1. Влияние «Божественной комедии» Данте:
Гоголь, опираясь на структуру «Божественной комедии», намеревался создать трёхчастную композицию, где каждая часть представляла бы собой определённый этап очищения. Как в поэме Данте, где герой проходит через ад, чистилище и рай, так и в замысле Гоголя первый том «Мёртвых душ» представлял собой «ад» — изображение самых низменных пороков и деградации людей, таких как Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв и Чичиков. Этот том демонстрирует полную моральную нищету и духовную смерть персонажей. Но на этом Гоголь не хотел остановиться.
2. Тема духовного возрождения:
Второй том должен был стать «чистилищем», где главные герои, в первую очередь Чичиков, начинали бы процесс осознания своих ошибок и морального возрождения. Этот этап предполагал постепенное очищение через борьбу с пороками, что отражало религиозные идеи Гоголя о покаянии и нравственном очищении. Он стремился показать, что даже самые падшие и корыстные люди способны к возрождению, если осознают свои грехи.
3. Прославление России:
Третий том, по замыслу Гоголя, должен был стать «раем» — торжеством нравственно очищенной России. В нём бы Россия предстала во всём своём духовном величии, как страна, которая нашла путь к истинной религиозной и нравственной гармонии. Именно здесь выражается основная идея Гоголя о роли России как страны, способной показать остальному миру путь к спасению. В этом томе должны были быть представлены положительные примеры, «воскресшие души», которые отобразили бы высшие нравственные качества русского народа.
4. Борьба с грехом и дьяволом:
Гоголь стремился изобразить борьбу между добром и злом, где пороки и грехи, символически олицетворяемые «мёртвыми душами», были бы побеждены высшими нравственными силами. Его замысел заключался в том, чтобы показать путь к спасению через очищение души и обращение к Богу. Здесь Гоголь подчеркивает христианские мотивы борьбы с дьяволом, который сеет зло и разрушающие страсти в душах людей.
Таким образом, «Мёртвые души» были задуманы не только как сатирическая картина пороков общества, но и как духовное произведение, где Россия и её народ, пройдя через этапы нравственного очищения, достигали бы духовного совершенства.
4. Почему у некоторых персонажей поэмы есть биографии, а у других нет?
Действительно, в «Мёртвых душах» только у Плюшкина и Чичикова присутствуют полноценные биографии, которые Гоголь использует для того, чтобы показать истоки их поведения. Эти биографии служат не просто для описания прошлого героев, но для более глубокого понимания их внутренней сущности и потенциала к изменениям.
Почему у Плюшкина и Чичикова есть биографии?
Гоголь наделяет этих персонажей биографиями, потому что видит в них некую внутреннюю сложность и возможность для изменения. Оба героя имели природные данные и возможности, которые могли бы привести их к лучшей жизни. Однако, в силу своих пороков — скупости у Плюшкина и алчности у Чичикова — они загубили эти возможности. Тем не менее, писатель показывает, что оба героя обладают потенциалом для развития.
Плюшкин: путь деградации
Плюшкин, будучи когда-то хорошим хозяином, имел все возможности для того, чтобы стать успешным и уважаемым человеком. Его биография показывает, как постепенная страсть к накопительству привела его к полной деградации и утрате человеческого облика. Гоголь даёт понять, что в прошлом Плюшкина была та энергия и стремление к порядку, которые могли бы сделать его примером положительного героя. Но эти данные были загублены его жадностью и изоляцией от мира.
Чичиков: путь манипулятора
Биография Чичикова также раскрывает его как человека, который имел неплохие шансы на успешную карьеру и жизнь, если бы не его склонность к мошенничеству и обману. Гоголь описывает Чичикова как умного, сообразительного человека с хорошими манерами, который мог бы пойти по пути честности и достигнуть успеха. Однако его алчность и стремление к лёгким деньгам привели его на путь афериста. Биография Чичикова показывает, как его жизненные устремления и природные способности могли быть направлены в иное русло.
Возможность изменений
Оба героя, по мнению Гоголя, могут изменить свою жизнь. Чичиков, несмотря на свою натуру афериста, способен на осознание своих ошибок и может начать новую жизнь, если пересмотрит свои жизненные принципы. Плюшкин, несмотря на свою крайнюю деградацию, тоже имеет потенциал для внутреннего возрождения, поскольку его скупость и замкнутость — это результат его жизненного пути, а не врождённая черта характера.
Дальнейший замысел
Гоголь предполагал, что во втором и третьем томах «Мёртвых душ» герои начнут духовное очищение. Он видел в них возможность для нравственного возрождения и исправления. Именно поэтому биографии Плюшкина и Чичикова такие подробные — Гоголь показывает не только их падение, но и потенциал для роста.
Вывод
Биографии Плюшкина и Чичикова служат для того, чтобы показать, что, несмотря на моральную деградацию, они обладают ресурсом для изменения. Гоголь подчеркивает, что они, в отличие от других героев, могут развиваться и изменяться.
5. Какова роль гротеска в «Мёртвых душах»?
Роль гротеска в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» очень значима и помогает раскрыть основные идеи произведения, усиливая сатирический и философский характер повествования. Гоголь использует гротеск для создания утрированных, гиперболизированных образов и ситуаций, которые показывают абсурдность и нравственную пустоту общества.
Основные функции гротеска в «Мёртвых душах»:
1. Сатира на общественные пороки: Гротеск позволяет Гоголю создавать персонажей, которые не просто грешны или несовершенны, а доведены до крайности в своих недостатках. Например, Плюшкин — это воплощение скупости, но его образ настолько гиперболизирован, что он кажется не просто жадным, а практически обезумевшим от своего страха потерять хоть что-то. Он превращается в карикатуру на человека, утратившего всё человеческое. Подобные гротескные образы, такие как Ноздрёв и Собакевич, помогают Гоголю подчёркнуть уродливость пороков, которые захватывают людей, доводя их до абсурда.
2. Духовная деградация и «мертвенность» души: Гротескные образы героев поэмы, в том числе и самого Чичикова, служат для раскрытия идеи о «мертвой душе». Эти персонажи внешне живы и активны, но внутренне — духовно мертвы. Преувеличенные черты характера помогают Гоголю показать эту внутреннюю пустоту и отсутствие моральных ориентиров. Применяя гротеск, Гоголь доводит пороки до таких крайностей, что их внутренняя сущность становится очевидной — герои поэмы перестают быть обычными людьми и превращаются в символы деградации.
3. Социальная критика: Гротеск в «Мёртвых душах» используется не только для высмеивания отдельных людей, но и для критики общественных институтов. Чиновничий мир, в который погружен Чичиков, предстаёт гротескной бюрократической машиной, где абсурдные правила и коррупция становятся нормой. Персонажи мелких чиновников и помещиков, по сути, являются пародией на людей, живущих без духовных ценностей и заботящихся только о материальном.
4. Эмоциональное и философское воздействие: Гротескные элементы не только вызывают смех, но и позволяют Гоголю создавать ощущение трагикомичности. Смех над персонажами часто смешивается с ощущением печали и пустоты, особенно когда становится ясно, что они утратили не только человеческий облик, но и саму душу. Гоголь использует гротеск для того, чтобы показать трагедию духовной деградации в комической оболочке. Например, при изображении жизни Плюшкина или Собакевича, за комическими преувеличениями скрывается трагедия утраты смысла жизни.
Заключение:
Гротеск в «Мёртвых душах» играет ключевую роль в создании сатирической, социальной и философской глубины поэмы. С его помощью Гоголь утрирует пороки своих героев, превращая их в символы морального упадка и духовной пустоты. Гротеск помогает не только высмеять общественные недостатки, но и создать многослойное произведение, которое сочетает комедийное и трагическое восприятие мира.
6. Как и с какой целью включается в сюжет поэмы «Повесть о капитане Копейкине»?
«Повесть о капитане Копейкине» включается в сюжет поэмы «Мёртвые души» как вставная новелла, рассказанная почтмейстером Иваном Андреичем в разговоре о личности Чичикова. Этот эпизод носит особое значение и выполняет несколько функций.
Как включается в сюжет
Почтмейстер рассказывает эту историю во время обсуждения Чичикова в компании местных чиновников. На фоне слухов и спекуляций о прошлом и мотивах Чичикова, которые никто не знает точно, «Повесть о капитане Копейкине» выступает как попытка почтмейстера предложить одну из версий, кто же на самом деле Чичиков. Почтмейстер видит в Чичикове схожесть с загадочной фигурой Копейкина, ветерана войны 1812 года, который в конце концов становится атаманом разбойников.
Цели включения «Повести о капитане Копейкине»
1. Сатира на бюрократию и чиновничий мир: Гоголь через историю Копейкина высмеивает чиновничье равнодушие и бездушие бюрократической системы. Капитан Копейкин, герой войны, потерявший руку и ногу, приезжает в Петербург с просьбой о материальной помощи. Однако он сталкивается с тем, что его просьбы игнорируются или откладываются, что символизирует бюрократическую машину, оторванную от реальных проблем людей.
2. Создание параллелей с образом Чичикова: Вставная новелла добавляет комического и загадочного элемента в обсуждение Чичикова. Почтмейстер предполагает, что Чичиков, как и Копейкин, мог попасть в сложные обстоятельства, которые изменили его жизнь, и что он возможно даже стал «атаманом разбойников». Хотя эта версия абсурдна, она отражает желание людей в поэме объяснить таинственную фигуру Чичикова, облекающую его в ауры сомнительности и тайны.
3. Гротеск и аллегория: История Копейкина напоминает сказку с элементами гротеска. Гоголь утрирует черты бюрократов, противопоставляя их бесчувственность и формализм патриотизму и заслугам Копейкина. Гротескная картина превращения героя войны в предводителя разбойников — это аллегория о том, как система доводит человека до отчаяния.
4. Подчёркивание темы мёртвых душ: Как и другие персонажи поэмы, Копейкин становится символом «мёртвой души» — не физически, но духовно. Бюрократия и равнодушие системы убивают его надежду и ведут к моральной деградации. В этом смысле его история вписывается в общую концепцию поэмы, где духовная мёртвость проявляется через разные формы.
Заключение
«Повесть о капитане Копейкине» играет важную роль как сатирический элемент, обличающий чиновничью бесчувственность, и как средство создания загадки вокруг Чичикова. Этот эпизод добавляет глубину главной теме поэмы, подчёркивая гротескное отражение реальности и показывая, как общественные структуры разрушают человека.
7. Подготовьте сравнительную характеристику любых двух персонажей, опираясь на текст поэмы и прочитанную главу учебника.
В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» персонажи Ноздрёв и Собакевич представляют собой два противоположных типажа помещиков, но при этом оба олицетворяют моральную и духовную деградацию общества. Сравнение этих персонажей позволяет глубже понять их значение как сатирических образов.
Ноздрёв:
1. Характер и поведение: Ноздрёв — типичный пример беспокойного, бесцельного и авантюрного человека. Гоголь описывает его как «широкую натуру», но эта широта заключается не в духовных качествах, а в безудержной страсти к азарту и бесконечным развлечениям. Он постоянно в движении, не знает меры ни в еде, ни в питье, ни в играх. Его энергия не направлена на что-то созидательное, а тратится на бессмысленные увеселения. Это делает его духовно мёртвым персонажем, который живёт лишь ради немедленного удовольствия.
2. Отношение к Чичикову и мёртвым душам: Ноздрёв сразу же соглашается помочь Чичикову в покупке мёртвых душ, но делает это не ради выгоды, а скорее ради авантюры. Он видит в этой сделке возможность для очередной игры или обмана. Ноздрёв готов на любую аферу, но не способен к настоящим делам, что подчёркивает его полное безразличие к последствиям своих действий.
3. Отношение к людям: Ноздрёв стремится доминировать над окружающими через скандалы, драки и обманы. Он любит похвастаться и навязывает своё общество, что делает его персонажем, с которым трудно общаться. Он постоянно нарушает общественные нормы и границы.
Собакевич:
1. Характер и поведение: В противоположность Ноздрёву, Собакевич — человек грубый, приземлённый и практичный. Он большой, сильный, словно медведь, и все его действия направлены исключительно на собственную выгоду. Вся его жизнь строится на расчёте, а главная страсть — деньги и накопление материальных благ. Он говорит мало, но каждая его реплика наполнена жёсткостью и прагматизмом.
2. Отношение к Чичикову и мёртвым душам: В отличие от Ноздрёва, Собакевич заинтересован в сделке с Чичиковым не ради веселья или игры, а ради получения конкретной прибыли. Он готов продать Чичикову мёртвые души, но только за те деньги, которые считает выгодными для себя. Для Собакевича всё имеет цену, и каждый шаг продуман с точки зрения пользы.
3. Отношение к людям: Собакевич презирает всех вокруг и смотрит на людей исключительно с точки зрения их полезности. Он практически не скрывает своего циничного отношения к окружающим, считая их ничтожными. Его грубость и жадность подчёркивают его духовную мёртвость, так как вся его энергия направлена на удовлетворение плотских потребностей.
Сравнение:
• Энергия и активность: Ноздрёв — это воплощение безудержной активности и авантюризма, а Собакевич — символ неподвижной, грубой силы и расчётливости.
• Отношение к сделкам: Ноздрёв использует сделки как повод для игры, не думая о последствиях, тогда как Собакевич видит в сделках источник прибыли и действует только ради выгоды.
• Моральная деградация: Оба персонажа демонстрируют разные формы духовной деградации. Ноздрёв — через бездумное времяпрепровождение и развлечения, а Собакевич — через циничный расчёт и жадность.
Вывод:
Хотя Ноздрёв и Собакевич представляют разные типы помещиков, оба являются воплощением духовного опустошения. Гоголь через этих персонажей сатирически обличает пороки общества: праздную, бездумную жизнь Ноздрёва и грубый, циничный прагматизм Собакевича.
8. Как помогают ирония, сарказм, сатира в создании характеров поэмы «Мёртвые души*?
Ирония, сарказм и сатира играют ключевую роль в создании характеров поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», помогая автору раскрывать пороки персонажей и обличать общественные недостатки.
Ирония
Ирония в «Мёртвых душах» заключается в том, что персонажи, несмотря на свои претензии на важность, на самом деле оказываются духовно пустыми и морально разложенными. Например, Манилов, который представляется как человек мечтательный и изысканный, на самом деле погружён в пустые и бессмысленные фантазии. Его мечты о великом будущем — это ироничное отражение его бездействия и полного отсутствия реальных достижений. Ирония Гоголя проявляется в том, что внешне положительные черты героев на деле оказываются их главными недостатками.
Сарказм
Сарказм Гоголя направлен на разоблачение иллюзий, в которых живут его персонажи. Например, Плюшкин, который когда-то был уважаемым хозяином, в конце концов превращается в крайнюю форму скупости. Его скопидомство, которое он считает признаком хорошего хозяйствования, превращает его в жалкую фигуру. Сарказм Гоголя заключается в том, что он показывает, как «экономия» Плюшкина довела его до полной деградации и одиночества.
Сатира
Сатира в «Мёртвых душах» направлена на высмеивание не только отдельных пороков героев, но и всего общества. Гоголь показывает, что каждый персонаж — это отражение более широких социальных проблем. Собакевич, например, воплощает грубость и жадность помещиков, которые живут ради накопления материальных благ, а Ноздрёв — тип авантюриста, который находится в вечном поиске острых ощущений. Сатира Гоголя обличает не только личные качества этих персонажей, но и пороки всего русского общества: жадность, глупость, коррупцию и отсутствие моральных ориентиров.
Заключение
Используя иронию, сарказм и сатиру, Гоголь создаёт яркие и гротескные характеры, каждый из которых становится карикатурным воплощением определённого порока. Эти литературные приёмы помогают Гоголю не только высмеивать пороки, но и делать их наглядными и легко узнаваемыми для читателей, что усиливает воздействие его поэмы.
9. Проанализируйте один из эпизодов поэмы «Мёртвые души* («Чичиков у Собакевича», «Чичиков у Плюшкина*, «Чичиков у Коробочки» и др.).
Эпизоды посещений Чичикова разными помещиками в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывают характеры героев через их взаимодействие с главным персонажем и их отношение к сделке по продаже мёртвых душ. Каждый из этих эпизодов служит иллюстрацией различных пороков и недостатков русского общества.
Чичиков у Собакевича — это встреча с грубым, но расчётливым помещиком, который, несмотря на внешнюю простоту и примитивность, оказывается наделённым деловой хваткой. Собакевич не скрывает своего презрения к людям, называя их прямо в лицо глупцами и обманщиками, включая местных чиновников. Внешне он кажется прямолинейным и грубым человеком, сравниваемым Гоголем с медведем, но в делах он прагматичен и расчётлив. Сделка с Чичиковым для него — это способ заработать. Собакевич понимает её коммерческую суть и соглашается продать мёртвые души по своей цене, подчеркивая свою корысть и практичность.
Чичиков у Плюшкина — это кульминация темы духовной и моральной деградации. Плюшкин, который когда-то был уважаемым и успешным хозяином, теперь превратился в олицетворение крайней скупости. Он живёт в полном одиночестве, окружённый хламом, который собирает, не используя его. Его имение пришло в упадок, а крестьянский труд утрачен. Чичиков воспринимает Плюшкина с отвращением и жалостью, поскольку тот выглядит как живой труп. Сделка с Плюшкиным не столько важна с финансовой точки зрения, сколько как символ полного опустошения души. Плюшкин даже не осознаёт значимости проданных крестьян — для него это всего лишь ещё один способ сохранить ненужные ему ресурсы.
Чичиков у Коробочки демонстрирует портрет ограниченной, но упрямой крестьянки, которая в своём примитивном понимании жизни всё же оказывается на удивление практичной и осторожной. Коробочка, хотя и кажется простой и не понимает сути сделки, настороженно относится к предложению Чичикова и боится, что может продешевить. Её скромная, но заботливая натура заставляет её постоянно думать о выгоде, даже если она сама не до конца понимает её размеры. Чичикову приходится проявлять дипломатичность, чтобы убедить Коробочку совершить сделку, что показывает её хитрость под маской наивности.
Чичиков у Ноздрева — это, пожалуй, один из самых ярких эпизодов поэмы, где Гоголь демонстрирует тип лживого, беспокойного и неугомонного человека. Ноздрёв любит привлекать внимание и наслаждается хаосом, который создаёт вокруг себя. Он всегда готов предложить аферу или принять участие в сомнительной сделке, но сам по себе является ненадёжным и безответственным человеком. В процессе обсуждения сделки с Чичиковым Ноздрёв постоянно отвлекается, не воспринимает дело серьёзно и склонен к манипуляциям. Эта встреча подчеркивает праздность и бессмысленность существования Ноздрева, который живёт ради сиюминутных удовольствий и интриг.
Чичиков у Манилова открывает поэму и служит началом для характеристики героя. Манилов — мечтательный и вежливый человек, который живёт в своём мире иллюзий. Он постоянно фантазирует о лучшей жизни, но ничего не делает для того, чтобы воплотить эти фантазии в реальность. Его разговоры с Чичиковым полны пустых и высокопарных фраз, но за ними скрывается полная пустота. Сделка с Чичиковым кажется Манилову интересной, но он не вникает в её суть, оставляя всё на усмотрение гостя. Манилов — это воплощение бесполезности и бездейственности, вежливого, но беспомощного человека, который теряется в своих мечтах.
Каждый из этих эпизодов раскрывает не только характеры помещиков, но и сатирическую критику Гоголя по отношению к российскому обществу. Взаимодействие с Чичиковым подчеркивает пороки, присущие каждому герою: от мечтательности и бесполезности до грубой жадности и корысти.
10 Какими признаками обладает эпическое повествование и какие из них присущи поэме «Мёртвые души»?
Эпическое повествование, как литературный жанр, обладает рядом характерных признаков, многие из которых можно найти в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Признаки эпического повествования:
1. Широкий охват жизни общества. Эпическое произведение отражает важные аспекты жизни нации, общества или даже целого мира. Оно включает большое количество персонажей и событий, представляя жизнь в её многообразии.
2. Типизация героев. Эпические персонажи часто представляют собой типичные образы, которые обобщают черты целого социального класса или группы людей.
3. Хроникальность и последовательность событий. Эпическое повествование имеет хронологическую структуру, в которой события следуют друг за другом, раскрывая судьбы героев в их взаимодействии с обществом.
4. Особая роль автора-рассказчика. Эпическое произведение часто включает повествовательные отступления, в которых автор может размышлять, давать комментарии или делать обобщения, выходя за рамки сюжета.
5. Философско-нравственные размышления. Эпические произведения нередко поднимают важные вопросы о судьбе нации, роли человека в мире, его нравственных устремлениях и борьбе с пороками.
Эпическое в «Мёртвых душах»:
«Мёртвые души» задумывались Гоголем как своего рода «малая эпопея» или даже «национальная эпопея», поэтому многие признаки эпического жанра присутствуют в поэме:
1. Широкий охват российской жизни. В поэме Гоголь охватывает разные слои общества, изображая помещиков, чиновников и крестьян. В лице Чичикова, который путешествует по различным городам и имениям, автор представляет разные типы людей, раскрывая пороки и духовную пустоту разных классов. «Мёртвые души» дают широкий обзор жизни России, хотя и в сатирическом ключе.
2. Типизация героев. Персонажи «Мёртвых душ» не просто индивидуальные фигуры, а типичные представители социальных групп: Манилов — мечтатель, Плюшкин — скупец, Ноздрёв — авантюрист, Собакевич — грубый, но практичный хозяин. Эти герои представляют определённые социальные типы, характерные для русской жизни первой половины XIX века.
3. Хроникальность и последовательность. Повествование развивается последовательно: Чичиков посещает различных помещиков, пытаясь заключить сделки с каждым из них. Каждая встреча — это отдельная история, которая добавляет новые черты к общей картине нравственной деградации общества.
4. Авторские отступления. Гоголь активно использует отступления, где размышляет о судьбе России, её духовных и нравственных проблемах. Эти отступления придают произведению философскую глубину, что характерно для эпоса.
5. Философско-нравственные размышления. Гоголь через сатирическое изображение пороков своих героев ставит вопросы о будущем России, её нравственном состоянии и возможностях для духовного возрождения. В «Мёртвых душах» содержатся размышления о природе человеческих душ, их «мёртвости» или потенциальной способности к воскресению.
Заключение:
Хотя «Мёртвые души» — это сатирическое произведение, в нём ярко выражены признаки эпического повествования. Гоголь создаёт не просто комическую картину русской жизни, а глубокое философское произведение, где через типизацию и сатиру исследуется судьба общества, его пороки и возможности нравственного восстановления.
11. Какова роль лирических отступлений в поэме?
Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» играют важную роль, придавая произведению философскую глубину и подчеркивая авторский взгляд на описанные события. Эти отступления позволяют Гоголю выйти за пределы основного сюжета и предложить размышления о России, её народе, духовных проблемах и будущем страны. Рассмотрим несколько аспектов их роли в поэме:
1. Философско-нравственные размышления
Гоголь использует лирические отступления, чтобы рассуждать о нравственных и духовных аспектах жизни. Например, одно из таких отступлений посвящено размышлениям о судьбе России и её народе. Гоголь обращается к образу дороги, которая символизирует движение страны вперёд, но это движение неоднозначно — оно переплетается с хаосом, беспорядком и непредсказуемостью. Отступления позволяют Гоголю углубиться в рассуждения о состоянии общества, его моральной и духовной деградации, которую он видит как одну из главных проблем времени.
2. Создание эмоционального контраста
Лирические отступления создают контраст с основным сатирическим повествованием. Основной сюжет, сосредоточенный на продажах мёртвых душ и комических персонажах, наполнен иронией и сатирой. Однако лирические отступления добавляют произведению серьёзности и эмоциональной глубины. В них Гоголь нередко выражает искреннюю тревогу за будущее страны, противопоставляя мелкие житейские заботы персонажей более высоким и вечным вопросам.
3. Авторская позиция
Лирические отступления дают возможность автору напрямую общаться с читателем, выражая свои личные взгляды и переживания. Это не только усиливает доверие к автору, но и делает его активным участником произведения. Гоголь не скрывает своего отношения к происходящему, он выступает как критик современной ему жизни, наблюдатель, который смотрит на мир с позиции высшей истины и справедливости. Такие моменты особенно важны для понимания общего замысла произведения.
4. Развитие патриотической темы
В отступлениях Гоголь часто размышляет о России как о великой стране, полагая, что у неё есть потенциал для морального и духовного возрождения. Он обращается к образам, символизирующим духовную силу народа и её связь с землёй и историей. Гоголь верит в «живую душу» народа, несмотря на его нынешнее состояние деградации, что особенно выражается в этих отступлениях.
5. Смысловая функция в структуре поэмы
Эти отступления служат не только для обогащения эмоциональной и философской составляющей поэмы, но и для создания её общей структуры. Гоголь как бы прерывает повествование для того, чтобы дать читателю осмыслить происходящее с более широкого и глобального ракурса. Это создаёт впечатление, что «Мёртвые души» — это не просто история о похождениях Чичикова, а более сложное произведение, раскрывающее глобальные темы человеческого существования.
Заключение
Лирические отступления в «Мёртвых душах» помогают Гоголю не только развить философские и нравственные идеи, но и сделать произведение более многослойным и богатым по эмоциональному и интеллектуальному наполнению. Эти отступления служат мостом между сатирическим сюжетом и глубокими размышлениями о будущем России и её народа, что придаёт поэме особую ценность и глубину.
12. Как вы думаете, почему Гоголь не смог завершить «Мёртвые души»?
Гоголь не смог завершить «Мёртвые души» из-за глубокой внутренней борьбы, вызванной его нравственными и религиозными поисками. Основная причина, как вы верно указали, заключалась в том, что отрицательные образы и пороки общества давались ему легко и ярко, а вот создание положительных героев, которые должны были воплощать идеалы морального возрождения России, оказалось намного сложнее. Гоголь стремился к тому, чтобы во втором и третьем томах поэмы показать путь духовного очищения, но реализация этой задачи требовала не только художественного мастерства, но и личной духовной ясности, которой Гоголю на тот момент не хватало.
Духовный кризис писателя усиливался тем, что он чувствовал ответственность за образ России, который он рисовал. Он переживал, что, показав её уродливые стороны через галерею отрицательных персонажей, он оклеветал страну, не предоставив примера нравственного возрождения. Гоголь хотел, чтобы его произведение не просто критиковало пороки, но и стало источником вдохновения для духовного перерождения. Однако попытки создать такие образы во втором томе, как и описать идеальное будущее России, стали для него мучительными. Он чувствовал, что поэма требует не абстрактных идей, а живых и убедительных образов, но достичь этого ему не удалось.
Кроме того, работа над вторым томом наложилась на период религиозного осмысления жизни. Гоголь стал всё больше обращаться к религии, что отразилось и в его литературных работах, таких как «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Авторская исповедь», где писатель призывал к покаянию и духовной жизни. Однако его литературные и религиозные поиски не нашли гармонии, что и привело к глубокой внутренней разобщённости.
Наконец, будучи измученным этой борьбой и не находя выхода, Гоголь принял решение сжечь второй том поэмы. Это стало кульминацией его духовного кризиса и показало его неспособность соединить свои художественные и религиозные цели. Через несколько дней после этого он умер, так и не найдя внутреннего примирения с собой и своим творчеством.
Таким образом, невозможность завершить «Мёртвые души» для Гоголя была не просто творческой неудачей, а отражением его глубокой духовной и личной борьбы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением