Ответы на вопросы на стр.159-160 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Творческое заданиеПодготовьте сообщение на одну из тем: «Фольклор и реальность в произведениях Гоголя», «Историческая тема в произведениях Гоголя», «Гоголь и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Творческое задание
Подготовьте сообщение на одну из тем: «Фольклор и реальность в произведениях Гоголя», «Историческая тема в произведениях Гоголя», «Гоголь и театр».
1.
«Фольклор и реальность в произведениях Гоголя»
В произведениях Н. В. Гоголя фольклор и реальность тесно переплетаются, образуя уникальную художественную ткань, которая позволяет писателю создавать фантастические и при этом глубоко жизненные образы. Одним из лучших примеров этого взаимодействия является цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», где фольклорные мотивы играют ключевую роль. В этих произведениях Гоголь активно использует народные верования, легенды, сказки, превращая их в основу сюжета. Так, в рассказе «Ночь перед Рождеством» перед читателем разворачивается фантастическая картина, где черт крадет луну, а кузнец Вакула отправляется верхом на черте в Петербург. Однако все эти фантастические события вплетены в реальную украинскую деревенскую жизнь, полную бытовых забот и крестьянских хлопот. Фольклор в таких произведениях не просто создаёт сказочную атмосферу, но и отражает народное мировоззрение, его мифологическое восприятие реальности, в котором чудесное и повседневное сливаются в одно целое.
Тем не менее, Гоголь не ограничивается только фантастикой. Его произведения, такие как «Миргород» и «Вий», показывают, что за внешней фольклорной оболочкой всегда скрывается глубокая реальность человеческих отношений, моральных проблем и социальных вопросов. Например, в «Вие», где также присутствуют фольклорные мотивы, Гоголь описывает жизнь украинских семинаристов и помещиков, показывая жестокость и бесчувственность окружающего мира, которые усиливаются через призму мифов и суеверий. Таким образом, Гоголь мастерски сочетает фольклорные элементы с реалистичным изображением жизни, создавая произведения, в которых фантастическое помогает глубже понять реальность.
2.
«Историческая тема в произведениях Гоголя»
Историческая тема занимает важное место в творчестве Н. В. Гоголя, особенно ярко проявляясь в таких произведениях, как «Тарас Бульба». В этой повести Гоголь обращается к событиям, связанным с борьбой запорожского казачества против польской шляхты. Однако исторические события здесь не являются строго документальными, они переработаны в духе романтизма и патриотизма. Гоголь создает образы героев, которые воплощают национальные идеалы. Тарас Бульба, главный герой повести, олицетворяет преданность родине и традициям, его борьба за свободу и верность казацкому братству становятся символом народной силы и независимости. В историческом контексте Гоголь не просто описывает события прошлого, а представляет их как героическое время, полное подвига и чести.
Кроме «Тараса Бульбы», историческая тема проявляется и в его других произведениях, хотя не всегда в такой явной форме. В «Миргороде», например, есть элементы исторических событий, отражающие жизнь в украинских поселениях. Гоголь использует исторические декорации для того, чтобы подчеркнуть вечные темы борьбы, жертвенности и героизма. В его произведениях реальная история перерабатывается в символы, и Гоголь создает эпические картины народной борьбы, которые не только отражают прошлое, но и формируют понимание национальной идентичности.
3.
«Гоголь и театр»
Театр занимал особое место в жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Его наиболее знаменитая пьеса, «Ревизор», стала важным событием в истории русской драматургии. В этой комедии Гоголь мастерски использует сатиру для разоблачения общественных пороков, прежде всего, коррупции и глупости чиновников. Сюжет, построенный вокруг приезда мнимого ревизора в провинциальный город, позволяет Гоголю высмеивать страх и подхалимство перед властью, глупость и подлость чиновников. Ирония, фарс и гротеск в этой пьесе делают её одним из лучших образцов социально-критической сатиры на театральной сцене.
Другой важной пьесой Гоголя является «Женитьба», которая также полна сатирических элементов. В этой комедии высмеиваются отношения в обществе, касающиеся брака и семейной жизни. Гоголь создаёт комические образы женихов, каждый из которых представляет определённый социальный тип. С помощью остроумного диалога и динамичного действия, Гоголь показывает абсурдность человеческих отношений и мелочность их желаний.
Театр для Гоголя был не просто средством развлечения, но и мощным инструментом для выражения своих взглядов на общество. Он умело использовал сценическое пространство для сатирического и гротескного изображения общественных пороков, помогая зрителю через смех увидеть свои недостатки.
Литература и другие виды искусства
Рассмотрите иллюстрации к произведениям Гоголя. Какие из них кажутся вам особенно близкими к авторскому описанию портретов героев? Почему?
На представленных иллюстрациях герои поэмы «Мёртвые души» изображены в характерных для них образах, которые близко передают гоголевские описания.
Особенно точно, на мой взгляд, передан образ Плюшкина в работах художников А. Агина и А. Лаптева. В гоголевском описании Плюшкин изображён как человек, доведённый до крайней степени жадности и деградации, практически превратившийся в живой труп. Иллюстрации подчеркивают его убогость, обтрепанность, и сутулость, а его поза над сундуком или сгорбленное положение свидетельствуют о полной его одержимости накопительством. Эти изображения идеально отражают суть персонажа, который живёт в страхе перед потерей своего имущества.
Также иллюстрация Собакевича, выполненная П. Боклевским, вызывает ассоциации с гоголевским образом. Гоголь сравнивает его с медведем, что подчёркивает его грубость, приземлённость и физическую силу. Лицо Собакевича на иллюстрации, с широкими чертами и тяжёлым выражением, напоминает медвежью морду, что усиливает впечатление о его грубом и прагматичном характере.
Ноздрёв на рисунке Боклевского также близок к гоголевскому описанию. В тексте Гоголь описывает Ноздрёва как человека неугомонного, суетливого и склонного к авантюрам, и изображение художника подчёркивает его вспыльчивость и энергию. Его лукавый взгляд, приподнятые брови и беспокойное выражение лица отражают характер, наполненный безудержной энергией и склонностью к обману и интригам.
Манилов в иллюстрации Лаптева выглядит довольно мягким и мечтательным, что соответствует гоголевскому описанию. Его изысканная манера, излишняя вежливость и склонность к бесполезным мечтаниям хорошо переданы через его открытые руки, приглашающий жест и приятную улыбку. Этот образ подчёркивает мягкость и бесплодность его характера, в котором много слов, но мало дела.
Таким образом, работы этих художников удачно передают особенности внешности и характера героев, созданных Гоголем, используя гротескные черты для подчёркивания их духовной или моральной деградации.
Развиваем дар слова
Объясните значения слов и словосочетаний и введите их в рассказ о писателе и его произведениях:
стремленье, поколение, задор, комическое, грустное, кризис, неудачи, жизнеописание, разоблачение, замысел, духовное богатство, обширный труд, напряжение, непосильная задача, претензии, сомнения, избранничество. увлечённость, рельефно, вдохновенно пишет, величайшее торжество. социальная никчёмность, чиновники, духовный кризис, величие души русского человека, мёртвые души.
Вот объяснение слов и словосочетаний:
• Стремленье — сильное желание, направленность к чему-либо. В контексте писательского труда — это стремление автора достичь своей цели, раскрыть замысел произведения.
• Поколение — люди, живущие в одно время, относящиеся к определённой эпохе. Гоголь стремился обратиться к своему поколению и передать свои мысли о будущем России.
• Задор — энергия, рвение, увлечённость. Гоголь писал с задором, особенно на ранних этапах своей работы.
• Комическое — связанное с юмором, сатирой. Гоголь использовал комическое для обличения пороков общества.
• Грустное — противоположное комическому, передающее печаль и трагедию, часто в характерах героев.
• Кризис — состояние острого внутреннего или внешнего конфликта. Гоголь испытал духовный кризис во время работы над «Мёртвыми душами».
• Неудачи — отсутствие успеха, поражения. Гоголь переживал неудачи при создании второго тома «Мёртвых душ».
• Жизнеописание — биография, описание жизни. Жизнеописание Гоголя включает как его творческие успехи, так и личные трудности.
• Разоблачение — раскрытие негативных сторон общества или человека. Гоголь разоблачал пороки чиновников в своих произведениях.
• Замысел — начальная идея, план. Гоголь вынашивал большой замысел создания эпопеи.
• Духовное богатство — внутренние ценности человека, противоположные материальным. Гоголь пытался показать духовное богатство в героях своих произведений.
• Обширный труд — большое по объему произведение. «Мёртвые души» — это обширный труд Гоголя, который должен был охватить жизнь России.
• Напряжение — состояние внутреннего усилия, борьбы. Работа над вторым томом сопровождалась огромным напряжением для писателя.
• Непосильная задача — слишком сложное задание, которое невозможно выполнить. Для Гоголя задача создания положительных героев стала непосильной.
• Претензии — требования, недовольства. Гоголь предъявлял претензии к русскому обществу, отражая их в своих произведениях.
• Сомнения — неуверенность, раздумья. Гоголь испытывал сомнения в своих силах и замыслах.
• Избранничество — ощущение своего особого предназначения. Гоголь ощущал избранничество в своей миссии как писатель.
• Увлечённость — погружённость в работу, страсть. Гоголь был глубоко увлечён своим творчеством.
• Рельефно — ярко, выпукло, наглядно. Гоголь рельефно изображал своих героев, подчеркивая их пороки.
• Вдохновенно пишет — пишет с воодушевлением и энергией. Гоголь вдохновенно писал свои сатирические произведения.
• Величайшее торжество — высшее проявление чего-либо. Гоголь стремился к величайшему торжеству правды в своих произведениях.
• Социальная никчёмность — бесполезность человека или группы для общества. Гоголь разоблачал социальную никчёмность чиновников и помещиков.
• Чиновники — служащие государственных учреждений. Гоголь критиковал чиновников за их бюрократизм и алчность.
• Духовный кризис — внутренний конфликт, связанный с потерей веры или смысла жизни. Гоголь пережил духовный кризис, работая над вторым томом «Мёртвых душ».
• Величие души русского человека — стремление Гоголя показать внутреннюю силу и духовные ценности народа.
• Мёртвые души — символ духовной пустоты, используемый Гоголем для критики общества.
________________________________________
Теперь расскажу о жизни Гоголя с использованием этих слов
Николай Васильевич Гоголь был писателем, чьё стремленье к созданию произведений, отражающих реальную жизнь и нравственные ценности, сделало его знаковой фигурой для поколения русских литераторов. Его работы сочетают в себе задор, ироничное комическое с глубоко грустным, что позволяет Гоголю рельефно представить внутренние и внешние конфликты своих героев.
Работа над поэмой «Мёртвые души» привела писателя к серьёзному кризису, связанному с тем, что он, по его собственным словам, «оклеветал» свою страну. Гоголь переживал неудачи при создании второго тома поэмы, чувствуя, что его замысел — создать произведение, которое бы прославило духовное богатство русского народа, — стал для него непосильной задачей.
Писатель страдал от сомнений и глубокого духовного кризиса, пытаясь сочетать величие души русского человека с реальными недостатками общества. Он разоблачал социальную никчёмность и пороки чиновников, создавая героев, которые стали символами духовной деградации. Однако задача создания положительных героев, способных к внутреннему возрождению, оказалась для него неразрешимой.
Гоголь ощущал своё избранничество как писатель, стремившийся к величайшему торжеству правды и справедливости, но работа над обширным трудом сопровождалась огромным напряжением. Его увлечённость своим делом не оставляла его, несмотря на претензии к собственным возможностям. Гоголь вдохновенно писал, стремясь показать духовное богатство, но его столкновение с реальностью привело к решению сжечь второй том поэмы.
Таким образом, Гоголь остался в истории как писатель, который рельефно и ярко представил мёртвые души общества, но не смог примирить свои стремления с реалиями жизни, что в конечном итоге стало причиной его глубокого кризиса.
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»
1. Прослушайте отрывок из инсценировки «Мёртвых душ», сделанной М. А. Булгаковым для МХАТа. Роли Ноздрёва и Чичикова исполняли народные артисты СССР Б. II. Ливанов и В. В. Белокуров. В энциклопедии «Русский драматический театр» говорится об игре Бориса Ливанова:
«Обладал ярким смелым темпераментом, его работы отличали уверенная мощная лепка характеров, мажорное, празднично-приподнятое ощущение театра... сочный комизм, брызжущее веселье».
Как названные качества таланта актёра сказались в роли Ноздрёва? Подготовьте письменный ответ на этот вопрос.
Наглый, хвастливый, громкоговорящий и энергичный Ноздрёв в исполнении Бориса Ливанова действительно получился великолепным и незабываемым. Его игра идеально сочетает те черты, которые Гоголь заложил в этого персонажа: безудержная энергия, склонность к авантюрам и беззастенчивая лживость. Сочный комизм Ливанова, как отмечено в энциклопедии «Русский драматический театр», великолепно передает суть Ноздрева — человека, который живёт на грани постоянного риска и скандала.
Энергетика Ливанова, его яркий смелый темперамент и умение придать роли мажорное, даже «праздничное» ощущение, помогли ему создать невероятно убедительный образ героя, чьи поступки вызывают одновременно смех и осуждение. В Ноздрёве всегда есть нечто эксцентричное, взрывное, и Ливанов, с его мощной лепкой характеров, сумел подчеркнуть эту сторону героя, делая его не только комичным, но и гротескным.
«Брызжущее веселье» актёра Ливанова добавило лёгкости и непринуждённости в образ, который, несмотря на свою отрицательную природу, всё же вызывает симпатию зрителей своей неуемной жизненной силой. Ливанов привнес в роль Ноздрева не только комизм, но и особую, чисто театральную выразительность, усиливая и без того колоритный характер этого персонажа.
2. Об актёрском даровании В. В. Белокурова та же энциклопедия свидетельствует:
«Актёр смелой, острой характерности, уверенной техники. Роли отрицательных героев отличались беспощадностью характеристик».
Каким образом актёр, играя «деликатного*, «обходительного* Чичикова, не оставляет у слушателей сомнения в том, что его герой — персонаж отрицательный? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
В. В. Белокуров, обладая смелой и острой характерностью, как упоминается в энциклопедии, сумел передать сложную, двойственную природу Чичикова, который, будучи внешне обходительным и вежливым, на самом деле является лукавым и расчётливым героем. Одним из ключевых элементов, которые использует актёр, чтобы передать отрицательную сущность Чичикова, является его работа с средствами художественного выразительного чтения. Белокуров виртуозно использует повышение и понижение тона, создавая иллюзию доброжелательности в одном моменте и резко сменяя её на холодный, практичный тон в следующем, что вызывает у слушателя недоверие и подозрение к герою.
Кроме того, умелое расставление пауз и логических ударений даёт возможность слушателю обратить внимание на ключевые моменты речи Чичикова, в которых вскрывается его подлинное намерение. Например, когда Чичиков вежливо интересуется мёртвыми душами, его интонация может оставаться нейтральной, но подчёркнуто паузированное произношение ключевых фраз придаёт его словам двойной смысл, указывая на неискренность.
Белокуров также использует смену интонаций и громкости голоса, чтобы передать внутреннюю неуверенность Чичикова, которую он тщательно скрывает под внешней оболочкой учтивости. Его голос становится то мягче, то резче, отражая, как Чичиков лавирует между попытками убедить собеседника и скрыть свою корысть. Благодаря этой технике, слушатель постоянно ощущает, что за внешним деликатным фасадом героя скрывается человек, готовый на всё ради собственной выгоды.
Таким образом, Белокуров, несмотря на внешнюю «обходительность» Чичикова, безошибочно передаёт его отрицательный характер через тонкие, но выразительные приёмы актёрского мастерства, подчёркивая его «скользкий» и расчетливый характер.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением