Ответы на вопросы на стр.125 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Развиваем дар словаОбъясните слова и словосочетания, введите их в предложения собственной конструкции, подумайте, какое настроение несут эти слова: печально, грядущее....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Развиваем дар слова
Объясните слова и словосочетания, введите их в предложения собственной конструкции, подумайте, какое настроение несут эти слова: печально, грядущее. бремя познанья и сомненья, бездействие, постыдно равнодушны, тощий плод, осиротелый, осмеянных страстей, остаток чувства, глядя насмешливо назад, обманутый сын. промотавшийся отец.
Из какого произведения эти слова?
Эти слова и словосочетания взяты из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Дума», написанного в 1838 году. Это произведение представляет собой философско-лирическое размышление поэта о поколении его современников, о трагическом бессилии, потерянности и разочаровании людей его времени.
Теперь разберём каждое слово и словосочетание, а также придумаем предложения с ними.
1. Печально
Значение: грустно, с ощущением тоски и безысходности.
Пример предложения: Печально осознавать, что все наши старания оказались напрасны.
Настроение: слово несёт настроение грусти, тоски, осознания утраченных возможностей.
2. Грядущее
Значение: будущее, то, что ещё предстоит случиться.
Пример предложения: Мы с надеждой смотрим на грядущее, хотя неизвестность его пугает.
Настроение: слово может нести как положительное, так и неопределённое, тревожное настроение в зависимости от контекста.
3. Бремя познанья и сомненья
Значение: тяжесть, вызванная знанием и вечными сомнениями, которые приходят вместе с мудростью.
Пример предложения: Чем больше мы учимся, тем тяжелее становится бремя познанья и сомненья, которое давит на наше сознание.
Настроение: это выражение несёт в себе тяжесть, ощущение умственного и эмоционального груза.
4. Бездействие
Значение: состояние без активности, отсутствие действий.
Пример предложения: Долгое бездействие породило в нём ощущение бессмысленности жизни.
Настроение: слово вызывает чувство пустоты, апатии, может иметь негативное и депрессивное настроение.
5. Постыдно равнодушны
Значение: равнодушие, за которое человеку должно быть стыдно, так как оно демонстрирует бесчувственность в важных ситуациях.
Пример предложения: Люди, постыдно равнодушны к страданиям ближних, теряют свою человечность.
Настроение: это выражение вызывает упрёк, осуждение, оно несёт негативную окраску.
6. Тощий плод
Значение: незначительный, бедный результат какого-либо труда.
Пример предложения: Все его усилия принесли лишь тощий плод, и он горько пожалел о потраченном времени.
Настроение: фраза несёт ощущение разочарования и пустоты от того, что результат не оправдал ожиданий.
7. Осиротелый
Значение: оставленный без чего-то или кого-то важного, одинокий.
Пример предложения: После потери родителей он чувствовал себя осиротелым и потерянным в этом мире.
Настроение: слово вызывает ощущение утраты, одиночества, печали.
8. Осмеянных страстей
Значение: чувства, желания, которые были отвергнуты и высмеяны, потеряли свою значимость.
Пример предложения: Он больше не верил в любовь, считая её лишь частью осмеянных страстей, которые ничего не стоят.
Настроение: это выражение вызывает чувство горечи, разочарования в былых стремлениях и мечтах.
9. Остаток чувства
Значение: небольшое количество чувств, которые когда-то были сильными, но теперь почти угасли.
Пример предложения: Остаток чувства, который ещё жил в его сердце, не мог вернуть ему радость прежних лет.
Настроение: выражение несёт в себе ощущение угасания, утомлённости, утраты чего-то важного.
10. Глядя насмешливо назад
Значение: оценивая прошлое с иронией, не придавая ему серьёзного значения.
Пример предложения: Глядя насмешливо назад, он осознал, как глупо и наивно верил в свои юношеские мечты.
Настроение: выражение содержит оттенок иронии, саморазоблачения, иногда пренебрежения к прошлому опыту.
11. Обманутый сын
Значение: сын, чьи ожидания не оправдались, или тот, кто был введён в заблуждение.
Пример предложения: Обманутый сын, он чувствовал себя преданным и потерянным среди людей, которым доверял.
Настроение: это выражение вызывает ощущение разочарования, потерянности, чувства предательства.
12. Промотавшийся отец
Значение: отец, который растратил своё состояние, утратил свои силы, или потерял духовное наследие.
Пример предложения: Промотавшийся отец смотрел на свою жизнь с сожалением, понимая, что утратил всё, ради чего жил.
Настроение: выражение вызывает чувство утраты, сожаления о потраченных возможностях и разочарование в себе.
Настроение стихотворения «Дума»
Стихотворение «Дума» передаёт мрачное и пессимистическое настроение. Лермонтов выражает глубокую тревогу и разочарование по поводу духовного состояния своего поколения. Он говорит о внутренней пустоте, бессмысленности существования, разочаровании в идеалах и упадке страстей. Метафоры, использованные в стихотворении, как «бремя познанья и сомненья», «осмеянных страстей», «остаток чувства», передают ощущение отчуждения, внутреннего кризиса, осознания невозможности достичь настоящего смысла жизни.
Творческое задание
1. Сопоставьте характеры и судьбы Печорина и Онегина. Подготовьте рассуждение на эту тему.
Сопоставление характеров и судеб Печорина и Онегина
Герои Пушкина и Лермонтова, Евгений Онегин и Григорий Печорин, являются ключевыми фигурами русской литературы XIX века, представляющими образ «лишнего человека» — персонажа, который ощущает своё отчуждение от общества и не находит себе места в жизни. Оба героя обладают схожими чертами характера и судьбами, но между ними есть и значительные различия. Сопоставление их характеров и судеб позволяет увидеть, как Лермонтов развил и усложнил образ, который был заложен Пушкиным в романе «Евгений Онегин».
Общие черты характера
1. Цинизм и разочарование в жизни. И Онегин, и Печорин — люди, глубоко разочарованные в жизни. Они не находят в ней ни смысла, ни удовлетворения. Оба героя скептически относятся к окружающим и их идеалам. Онегин, уставший от светской жизни и её пустоты, замыкается в себе, не находит смысла в дружбе и любви. Печорин тоже демонстрирует цинизм в своих действиях и отношениях с людьми. Для него человеческие чувства — это поле для экспериментов, как видно в его отношениях с княжной Мери или Верой.
2. Эмоциональная холодность и неспособность к глубокой привязанности. Оба героя не способны испытывать подлинную любовь или дружбу. Онегин отвергает искреннюю любовь Татьяны, оставаясь равнодушным к её чувствам, и разрывает отношения с Ленским, не понимая истинного значения их дружбы. Печорин, в свою очередь, манипулирует чувствами княжны Мери, безразличен к страданиям Грушницкого, и, хотя испытывает сильные чувства к Вере, не может построить с ней полноценные отношения. Оба героя остаются одиноки, неспособные на подлинную эмоциональную связь с людьми.
3. Скука и апатия. И Онегин, и Печорин постоянно сталкиваются с чувством скуки и апатии, которые управляют их поступками. Скука Онегина заставляет его искать новые впечатления, но всё, что он находит, кажется ему бессмысленным. Печорин также часто действует не ради достижения конкретной цели, а чтобы убежать от однообразия и внутренней пустоты. Например, его игра с чувствами Мери — это не поиск любви, а стремление избавиться от скуки и самоутвердиться.
Различия в характерах
1. Активность и пассивность. Одним из ключевых отличий между Онегиным и Печориным является степень их активности в жизни. Онегин, по сути, пассивный герой. Он уходит от общества, отказывается от активных действий, замыкается в своём одиночестве. В конце романа его бездействие приводит к трагедии: он убивает Ленского, не желая этого, а позже, осознавая свою ошибку, не может ничего изменить. Печорин, напротив, активно вмешивается в жизнь других людей, манипулирует их судьбами. Он провоцирует события, управляет ситуацией, как видно в его отношениях с Грушницким и Мери. Печорин — экспериментатор, тогда как Онегин — наблюдатель.
2. Фатализм Печорина. Лермонтов наделяет своего героя фаталистическими взглядами. Печорин верит, что судьба предопределена, и его жизнь движется по заранее намеченному пути, хотя он сам это не всегда осознает. Это особенно ярко выражено в сцене с Вуличем, где Печорин размышляет о случайности и предопределённости судьбы. Онегин же не проявляет фатализма; его судьба более выражено трагична именно потому, что он сам выбирает путь бездействия, что приводит к роковому исходу.
3. Отношение к обществу. Общество для Онегина — это бессмысленное светское окружение, которое его утомляет и вызывает отвращение. Он удаляется от него, хотя и не может найти замену этому миру. Печорин, напротив, активно взаимодействует с людьми, даже если это приводит к разрушению их жизней. Он использует общество как полигон для своих экспериментов, интересуется людскими слабостями и играет с ними, что добавляет его образу большую глубину.
Сходства и различия в судьбах
1. Трагический финал. Судьбы обоих героев складываются трагически, но по-разному. Онегин осознаёт, что утратил возможность быть счастливым, когда получает письмо от Татьяны. Это его личная трагедия, связанная с упущенными шансами. Печорин, хотя и осознаёт пустоту своей жизни, не выражает такого сожаления. Его судьба также наполнена трагизмом, но она предопределена его философией и фатализмом. В финале романа мы не знаем точно, что ждёт Печорина, но его путешествие на Кавказ становится символом его неразрешимого внутреннего конфликта.
2. Личное разочарование. Оба героя сталкиваются с разочарованием в жизни и людях. Однако если Онегин приходит к этому через личные утраты и пассивность, то Печорин сам активно создаёт условия для своих трагедий. Он сознательно разрушает жизни других и свою собственную, а затем разочаровывается в результатах своих действий.
Заключение
И Онегин, и Печорин — представители типажа «лишнего человека», но если Пушкин создаёт образ героя, который пассивно принимает судьбу и её удары, то Лермонтов усложняет этот образ, делая своего героя активным участником событий, которые приводят его к трагедии. Печорин более глубокий и сложный персонаж, чем Онегин, его судьба более философская и фаталистическая. Оба героя остаются одинокими, неспособными найти счастье или смысл в жизни, но Лермонтов делает акцент на активной внутренней борьбе, которая отличает Печорина от Онегина.
2. Публичное выступление. Подготовьте устное высказывание на тему «Мотивы лирики Лермонтова» или «Критика о романе „Герой нашего времени41» (на выбор).
Устное высказывание на тему
«Мотивы лирики Лермонтова»
Лирика Михаила Юрьевича Лермонтова многогранна и глубока. Её основными мотивами являются одиночество, тоска, поиск смысла жизни, тема свободы и разочарование в людях и обществе.
Одним из ведущих мотивов лирики Лермонтова является мотив одиночества. В стихотворениях «Парус», «Утёс», «И скучно и грустно» поэт передаёт чувство внутренней оторванности от мира, одиночество в гуще жизни. Лирический герой Лермонтова — человек, который не находит себе места среди людей, он ощущает свою изоляцию, как духовную, так и социальную. Он не может найти понимания ни в обществе, ни в дружбе, ни в любви.
Второй ключевой мотив — это тоска и разочарование. В стихотворении «Дума» Лермонтов критикует своё поколение за пустоту и бесцельность. Эта тоска связана не просто с личными переживаниями, а с ощущением утраты духовных ориентиров. Лермонтов часто задумывается о судьбе поколения, которое, по его мнению, лишено героизма и высокой цели. В стихах чувствуется глубокое разочарование в жизни, которая не приносит ни радости, ни смысла.
Поиск смысла жизни — ещё один важный мотив. В стихотворениях «Выхожу один я на дорогу», «Молитва» Лермонтов размышляет о духовных вопросах, о том, что ждёт человека за пределами земного существования. Поэт пытается найти ответы на вечные вопросы: зачем человек живёт, какова его цель, есть ли высшая сила, которая управляет судьбой. Эти темы подчёркивают философскую направленность лирики Лермонтова.
Тема свободы также ярко выражена в его поэзии. Лермонтов восхищается природой, которая символизирует для него свободу, независимость. Природа — это то, к чему стремится лирический герой, она олицетворяет мир, где нет ограничений, диктуемых обществом. Например, в стихотворении «Парус» одинокий парус, символизирующий личность, борется с волнами, что подчёркивает стремление к свободе, несмотря на жизненные трудности.
Таким образом, лирика Лермонтова пропитана мотивами одиночества, тоски, философских поисков, разочарования в людях и обществе. Она наполнена глубоким смыслом и эмоциональным напряжением, что делает её актуальной и по сей день.
Устное высказывание на тему:
Критика о романе «Герой нашего времени»
Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» с момента его публикации вызвал широкий отклик в литературных кругах. Критики по-разному оценивали как сам сюжет, так и образ главного героя — Григория Александровича Печорина.
Многие современники Лермонтова видели в Печорине образ «лишнего человека» — типичного представителя молодого поколения, который не находит себя в жизни. Виссарион Белинский, один из главных критиков XIX века, положительно оценивал роман, видя в нём глубокую критику общества. Белинский утверждал, что Печорин — это отражение времени, типичный герой своего века, который не может найти применения своим силам в реальности, где всё подчинено скуке, праздности и моральному разложению. Он подчеркивал, что Лермонтов через Печорина мастерски передал внутреннюю драму целого поколения.
Однако не все критики были столь благосклонны к роману. Некоторым читателям и рецензентам казалось, что Печорин — антигерой, в нём нет ни героизма, ни морали. Критики видели в нём холодного, эгоистичного и безжалостного человека, который разрушает жизни людей вокруг него ради развлечения или самоутверждения. В частности, И.С. Тургенев отмечал, что роман оставляет у читателя чувство неудовлетворенности, так как Печорин — герой без высоких целей и идеалов.
Интересно отметить, что Лермонтов сам написал в предисловии к роману, что Печорин — это портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии. Это подчёркивает критический подход автора к своему герою. Печорин не однозначно осуждается или оправдывается. Лермонтов оставляет читателям возможность самим решить, стоит ли восхищаться его интеллектуальной глубиной или же осуждать за его жестокость и эгоизм.
Современные критики подчеркивают, что «Герой нашего времени» — это не только социальный и психологический роман, но и философское произведение. В нём Лермонтов исследует вопросы свободы, судьбы и внутреннего кризиса личности. Философские размышления Печорина, его фатализм и разочарование в жизни предвосхищают многие идеи экзистенциализма, что делает роман актуальным и для современных читателей.
Таким образом, роман «Герой нашего времени» вызвал неоднозначные отзывы среди критиков, но все они согласны в одном: Лермонтов создал глубокий и сложный образ, который отражает трагизм и кризис личности, сталкивающейся с миром, где нет героизма и высокой цели.
Опыт литературоведческого исследования
Что пишет Н. А. Добролюбов о Печорине? Каково мнение В. Г. Белинского? К какой точке зрения присоединились бы вы? Составьте небольшую сравнительную таблицу но приведённому образцу.
В. Г. Белинский
...Что такое Онегин? ...Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому всё пригляделось, всё приелось... Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях...
Н. А. Добролюбов
Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы всё то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва...
Сравнительное высказывание на тему мнений
В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова о Печорине
В. Г. Белинский и Н. А. Добролюбов, крупнейшие критики XIX века, по-разному оценивают личность Печорина, героя романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». В своих суждениях они акцентируют внимание на различных аспектах характера Печорина, сравнивая его с Онегиным из романа Пушкина, что позволяет глубже понять образ «лишнего человека» в русской литературе.
Мнение В. Г. Белинского
В. Г. Белинский подчеркивает, что Печорин и Онегин — это два разных типа «лишнего человека». Онегин, по мнению критика, — это герой, которого разрушило светское общество, его воспитание и образ жизни. Онегин апатичен и пассивен, для него жизнь потеряла вкус, он пресытился всем и не находит ни радости, ни цели. Печорин же, по мнению Белинского, гораздо активнее. Он не просто несёт своё страдание, а «бешено гоняется за жизнью». Печорин постоянно ищет смысл, бросаясь в приключения, интриги, и самокритично осознаёт свои ошибки, обвиняя себя в них. Белинский акцентирует внимание на динамике характера Печорина — в отличие от Онегина, он не находится в состоянии бездействия. Печорин активно вмешивается в жизни людей, стремится испытать чувства, хоть и разочаровывается в конечном итоге.
Мнение Н. А. Добролюбова
Н. А. Добролюбов видит Печорина как личность с более сильной, страстной натурой по сравнению с Онегиным. По его мнению, Печорин изначально обладает теми качествами, которые Онегин тщетно пытается развить через усилия и светские заботы. Печорин не зависит от внешней мишуры, таких вещей, как стиль, наряд или умение производить впечатление. Он органичен в своей роли светского человека: ему не нужно подбирать слова или стараться выглядеть знающим, его интеллект и манеры естественны и самодостаточны. Критик подчеркивает, что язык Печорина — это «бритва», что означает его умение резко и точно выражать мысли, не прибегая к искусственному блеску. Добролюбов видит в Печорине внутреннюю свободу, которой лишён Онегин, хотя и отмечает более глубокое самолюбием героя Лермонтова.
Личное мнение
С точки зрения сопоставления Белинского и Добролюбова, я склонен согласиться с тем, что Печорин — это более динамичный и страстный герой, чем Онегин. Мне близка мысль Белинского о том, что Печорин активно ищет смысл жизни, хотя и не находит его. Он не равнодушен к своему положению, как Онегин, а стремится что-то изменить, что-то испытать, даже если это приводит к разрушительным последствиям. Его активная жизнь, полная приключений и эмоциональных взлётов, делает его интересным и сложным персонажем.
Однако позиция Добролюбова также заслуживает внимания. Его акцент на том, что Печорин органично существует в роли светского человека, в отличие от Онегина, который вынужден приспосабливаться, раскрывает более глубокий пласт характера героя Лермонтова. Печорин не нуждается в том, чтобы выглядеть «лучше», он уже стоит выше светской суеты.
Таким образом, оба критика подмечают важные аспекты личности Печорина, и я считаю, что в нём действительно сочетаются и страсть, и самодостаточность, которые делают его фигурой более сложной и многогранной по сравнению с Онегиным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением