Упр.158 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 158. Прочитайте отрывок из пьесы М. Горького «На дне».Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 158. Прочитайте отрывок из пьесы М. Горького «На дне».Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в...
Дополнительное изображение

Решение #3

Изображение 158. Прочитайте отрывок из пьесы М. Горького «На дне».Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в...
Дополнительное изображение

Решение #4

Изображение 158. Прочитайте отрывок из пьесы М. Горького «На дне».Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
158. Прочитайте отрывок из пьесы М. Горького «На дне».
Найдите случаи употребления авторской пунктуации и объясните, с какой целью она используется в произведении.
Наташа. Добрый ты, дедушка... Отчего ты — такой добрый?
Лука. Добрый, говоришь? Ну... и ладно, коли так... да!
Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть... жалеть людей надо! Христос всех жалел и нам так велел... Я те скажу — вовремя человека пожалеть... хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче... у инженера одного под Томском-городом... Ну, ладно! В лесу дача стояла, место — глухое... а зима была, и — один я, на даче-тпо... Славно-хорошо! Только раз — слышу — лезут!
Наташа. Воры?
Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел... Гляжу — двое... открывают окно — и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!., пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором... Я их упреждаю — отстаньте, мол! А то сейчас — стрелю!.. Да ружьишко-mo то на одного, то на другого и навожу. Они — на коленки пали: дескать, — пусти! Ну, а я уж того... осердился... за топор-то, знаешь! Говорю — я вас, лешие, прогонял, не шли... а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один — ложись, а другой — пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они... и говорят мне — дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идём, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая... вот те и с топором! Да... Хорошие мужики оба... Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они — надоело, говорят... просишь-просишь, а никто не даёт... обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, — Степаном звать, — возьмёт, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой — Яков был, всё хворал, кашлял всё... Втроём, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна — прощай, говорят, дедушка! И ушли... В Россию побрели...
Наташа. Они — беглые? Каторжане?
Лука. Действительно — так, — беглые... с поселенья ушли... Хорошие мужики!.. Не пожалей я их — они бы, может, убили меня... али ещё что... А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь... что толку? Тюрьма — добру не научит, и Сибирь не научит... а человек — научит... да! Человек — может добру научить... очень просто!
Бубнов. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?
Клещ. Какая — правда? Где — правда? Вот — правда! Работы нет... силы нет! Вот — правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она, правда! Дьявол! На... на что мне она — правда? Дай вздохнуть... вздохнуть дай! Чем я виноват?.. За что мне — правду? Жить — дьявол — жить нельзя... вот она — правда!..
Бубнов. Вот так... забрало!..
Лука. Господи Исусе... слышь-ка, милый! Ты...
Клещ. Говорите тут — пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех... Я тебе скажу... ненавижу я всех! И эту правду... будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она — проклята!
Лука. Ай-яй-ай! Как встревожился человек...

Авторская пунктуация здесь обозначена тире. Данный знак используется в тех местах, где, согласно правилам пунктуации, никаких знаков препинания быть не должно. Тире используется для придания большей эмоциональной экспрессивности речи персонажей, а также для смыслового выделения необходимых и важных как для данного диалога, так и для всего произведения, понятий.

1. Определите тип текста, укажите его характерные признаки.
Тип речи – диалог. В тексте (пьесе) ведётся разговор между несколькими людьми.

2. Объясните дефисное написание выделенных слов.
Кому-нибудь – частица нибудь со словами пишется через дефис.
Томском-городом – одиночное обособленное приложение присоединено к имени собственному, обозначающему географическое наименование.
Даче-то – частица то со словами пишется через дефис.
Славно-хорошо – сложное наречие, состоящее из двух самостоятельных наречий.
Ружьишко-то – частица то со словами пишется через дефис.
Топор-то – частица то со словами пишется через дефис.
Просишь-просишь – сочетание, представляющее собой повторение слова.
По-моему – наречия, имеющие приставку по пишутся через дефис.
Слышь-ка – частица ка со словами пишется через дефис.

3. Найдите в тексте морфологические омонимы, выпишите предложения с ними, определите их синтаксическую роль.

4. Выпишите по два глагола, употреблённых в формах разных наклонений, сделайте их морфемный разбор.

5. Как понимают правду персонажи пьесы? Какую позицию в споре занимает каждый из них? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Напишите сочинение-рассуждение, опираясь на проблему, затронутую в данном отрывке.
Вариант ответа 1
Пьеса Максима Горького «На дне» - социально-философское произведение, которое затрагивает множество проблем и вопросов, важных для общества. Герои пьесы обсуждают такие вопросы, как: что есть правда, что важнее для человека - жалость или истина, проблема деградации общества.
В данном отрывке поднимается проблема жалости и истины. Стоит ли проявлять жалость к каторжанам и всегда ли необходимо говорить правду? Лука, отвечая на данный вопрос, приводит в пример из своей жизни, когда на него напали каторжане, которых он пожалел и приютил на зиму у себя в сторожке. Лука считает, что необходимо говорить правду всегда и в любых обстоятельствах. Однако другие жители ночлежки с ним не соглашаются.
Вопрос о том, необходима правда или нет сложен. С одной стороны - нас с детства учат, что нельзя лгать, нужно всегда говорить правду. Но с другой стороны - каждый человек ежедневно приукрашивает свои слова тем или иным способом. Ведь жизнь в обществе подразумевает постоянно взаимодействие с другими его членами, и, например, человек не всегда может сказать, что у него сегодня плохое настроение и нет желания что-то делать.
Кроме того, в философском смысле правда - понятие, которое не может быть объективным. Ведь каждый видим мир индивидуально, а следовательно, взгляд практически на все вопросы и явления у каждого будет свои. Следовательно, правды, уникальной для каждого члена общества не существует.

Вариант ответа 2
В данном отрывке из пьесы, развертывается диалог между персонажами — Наташей, Лукой, Бубновым и Клещом. Каждый из них выражает свою точку зрения относительно понимания и значимости правды.
Лука, старый сторож, признаётся в своей доброте и склонности к помощи ближним. Он приводит пример себя, когда помогал двум беглым заключённым, давая им пристанище на зиму. Его убеждение заключается в том, что нужно проявлять сострадание и заботиться о людях, так как именно такой подход поучает добру и способствует воспитанию человечности.
Бубнов также высказывает свою точку зрения, отрицая необходимость лжи и призывая говорить правду в любой ситуации. Он считает, что правда должна быть открытой и прозрачной, и нет необходимости скрывать её или стесняться.
Клещ, в свою очередь, противится понятию правды и отвергает её ценность. Он выражает своё отчаяние и негодование по отношению к жизни, указывая на отсутствие работы, силы и пристанища. Для него правда становится нечем-то бесполезным и обременительным, вызывая его ненависть и проклятие.
В данном контексте, проблема, затронутая в отрывке, связана с пониманием значения правды и её роли в жизни людей. Каждый из персонажей имеет свою точку зрения, основанную на собственном опыте и субъективных переживаниях.
Однако, если анализировать ситуацию более глубоко, можно заметить, что взгляды персонажей основаны на их индивидуальных жизненных обстоятельствах и личных убеждениях. Лука, опираясь на свой опыт и религиозные принципы, верит в доброту и сострадание как пути к воспитанию добродетели в людях. Бубнов пропагандирует открытость и честность, считая, что правда должна быть основой общения и отношений. Клещ, наоборот, отвергает понятие правды, так как ему кажется, что она бесполезна и лишь добавляет страданий.
Моя точка зрения заключается в том, что понимание и значение правды индивидуальны для каждого человека и зависят от его жизненного опыта и убеждений. Правда имеет сложную и многогранную природу, и в разных ситуациях она может быть по-разному воспринимаема и применяема. Важно учитывать контекст и осознанно применять правду, чтобы она не причиняла вреда или страданий.
Кроме того, взаимодействие персонажей в пьесе показывает, что каждый из них имеет свои собственные мотивации и внутренние конфликты. Их точки зрения и споры отражают разнообразие взглядов и различные подходы к жизни. Поэтому важно уважать и слушать друг друга, допускать существование различных точек зрения и стремиться к диалогу и взаимопониманию.
В целом, проблема, затронутая в данном отрывке, позволяет задуматься о многогранности понимания и значения правды, а также о важности толерантного отношения к различным точкам зрения и способам восприятия этого понятия.

Вариант ответа 3
В данном отрывке из пьесы Максима Горького «На дне» мы видим противоречивые взгляды на понимание и ценность правды. Каждый из персонажей имеет свою точку зрения и субъективное отношение к правде, что отражает различные аспекты человеческой натуры и общественной реальности.
Дедушка Лука представляет собой добродушного и мудрого старика, который воспринимает правду как принцип доброты и сострадания к другим людям. Он верит, что жалеть людей и помогать им — это суть доброты, которую Христос проповедовал. Лука относится с пониманием к двум беглым заключённым и даже прямо говорит, что не пожалел их, несмотря на их прошлое. Для него, правда заключается в проявлении сострадания и доброты к окружающим, а не в скрытии и притворстве.
Бубнов, другой персонаж, отличается своей открытостью и прямотой. Он считает, что не стоит лгать и скрывать правду. В его понимании, правда должна быть явной и прозрачной, не нужно стесняться говорить о ней. Бубнов выступает за искренность и честность, считая, что только в этом состоянии можно построить здоровые и искренние отношения.
Клещ, третий персонаж, выражает отрицательное отношение к правде. Он испытывает горечь и отчаяние из-за трудностей, с которыми он сталкивается в жизни. В его глазах, правда только усугубляет его проблемы и не приносит никакой пользы. Он считает, что жить с правдой невозможно и проклинает её существование.
В данном отрывке поднимается важная проблема понимания и ценности правды. Каждый персонаж представляет определённую точку зрения, отражая свои личные обстоятельства и отношение к жизни. Этот спор в пьесе отражает различные подходы к правде в обществе и различные взгляды на её роль и значение.
Лично я склонен придерживаться точки зрения дедушки Луки. Правда, основанная на сострадании и доброте, является ценным и необходимым принципом в обществе. Открытость, искренность и готовность помочь другим людям — вот то, что делает мир лучше и гармоничнее. Хотя правда может быть болезненной и вызывать неудобства, она позволяет нам строить отношения на основе доверия и взаимопонимания. Правда не всегда проста, но подкрепленная добротой, она способна преодолевать трудности и создавать основу для развития общества.
Однако, важно отметить, что вопрос о правде и её роли в жизни является сложным и многогранным. Различные ситуации и контексты могут требовать гибкости и более сложного подхода. Каждая точка зрения имеет свои аргументы, и в конечном счёте, ответ на вопрос о приоритете правды зависит от конкретной ситуации и ценностей каждого индивидуума.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением