Упр.162 Часть 2 ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
162. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи. Сделайте синтаксический разбор предложений. Составьте их схемы.
1. Солнце начало припекать ноги разгорячились от ходьбы и мы приглядывали место где бы искупаться. (В. Солоухин) 2. На опушку падали косые лучи и ближайшие стволы сосен были того мягкого оттенка какой бывает у тонкой сосновой дощечки освещённой сзади свечой. (К. Паустовский) 3. Она обернулась к нему как будто он её толкнул и ему показалось что лицо её слегка побледнело за ночь. (И. Тургенев) 4. В продолжение года во время которого я вёл уединённую сосредоточенную в самом себе моральную жизнь все отвлечённые вопросы о назначении человека о будущей жизни о бессмертии души уже представились мне и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы предложение которых составляет высшую ступень до которой может достигать ум человека но разрешение которых не дано ему. (Л. Толстой) 5. Присмотритесь к словам в этом отрывке и вы согласитесь с Горьким когда он говорил что Пришвин обладал «совершенным умением придавать гибким сочетанием простых слов дочти физическую ощутимость всему». (К. Паустовский)
Правила постановки знаков препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью:
1. бессоюзное предложение:
- запятая ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части тесно связаны по смыслу;
- точка с запятой ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если его части менее тесно связаны по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые;
- двоеточие ставится в следующих случаях:
а) если вторая часть раскрывает содержание первой части;
б) если в первой части есть глаголы видеть, слышать и им подобные, которые сообщают о том, что далее следует изложение какого-либо факта или описание;
в) если во второй части указывается причина того, о чем говорится в первой части;
г) вторая часть представляет собой прямой вопрос;
- тире в бессоюзном предложении ставится в следующих случаях:
а) во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быстроту смены событий;
б) вторая часть содержит противопоставление по отношению к содержанию первой;
в) вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чём говорится в первой;
г) первая часть указывает на время или условие совершения действия, обозначенного во второй;
д) во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой;
е) вторая часть имеет изъяснительное значение и представляет собой неполное предложение;
ж) вторая часть представляет собой присоединительное предложение.
2. сложноподчиненное предложение:
- запятая ставятся между главным предложением и придаточным;
- придаточное предложение, находящееся внутри главного, выделяется запятыми с обеих сторон;
- если придаточное предложение присоединяется к главному с помощью сложного союза (потому что, оттого что, в то время как и т.п.) то в зависимости от смысла предложения запятая ставится или перед союзом, или перед его второй частью;
- двоеточие ставится перед придаточным предложением при наличии в главном предложении слов, предупреждающих о дальнейшем разъяснении;
- если необходимо интонационно подчеркнуть значение придаточного предложения, стоящего перед главным, то между ними можно поставить тире.
3. сложносочиненное предложение:
- запятая ставится:
а) между частями сложносочиненного предложения, соединенными соединительными (и, да, ни… ни), противительными (а, но, однако, зато), разделительными (или, либо, то… то, ли… ли) союзами;
б) между безличными предложениями, входящими в состав сложного, если они неоднородны по своему составу;
в) между назывными предложениями, если их больше двух.
- запятая не ставится:
а) между частями сложносочиненного предложения, если в нем имеется общий для обеих частей второстепенный член;
б) между частями сложносочиненного предложения, выраженного двумя вопросительными или двумя восклицательными предложениями, объединенными общей смысловой интонацией;
- точка с запятой ставится между частями сложносочиненного предложения, которые значительно распространены и имеют внутри себя знаки препинания;
- тире в сложносочиненном предложении ставится между его частями, которые содержат неожиданное присоединение или резкое противопоставление.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением