Ответы на вопросы на стр.263 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 9 класс (Литература)

Изображение Размышляем о прочитанном1. О чём поэт просит бога сна Морфея?В стихотворении Александра Пушкина
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 9 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. О чём поэт просит бога сна Морфея?
В стихотворении Александра Пушкина "К Морфею" поэт обращается к древнегреческому богу сна с просьбой подарить ему облегчение от страданий, вызванных любовной мукой. Он просит Морфея принести ему сон, чтобы на короткое время забыть о разлуке и вновь увидеть в своих грёзах любимую. Поэт жаждет почувствовать её присутствие, увидеть её милый взгляд и услышать её голос, хотя бы во сне.
Здесь выражается мучительное стремление временно забыться и найти утешение в сновидениях, так как наяву разлука с возлюбленной становится невыносимой. Однако, понимая, что сон когда-то кончится, Пушкин признаёт: после пробуждения ему вновь придётся столкнуться с болью любви. Он мечтает, чтобы хотя бы после пробуждения душа могла забыть эту муку до следующей ночи, до нового сна.
Таким образом, стихотворение передаёт страдания от любви и стремление к кратковременному утешению во сне, как к единственному средству спасения от душевных мук.
2. Найдите выражения и обороты речи, которые свидетельствовали бы о принадлежности стихотворения к элегической школе Жуковского-Батюшкова.
В стихотворении «К Морфею» Александра Пушкина можно найти выражения и обороты, которые показывают его принадлежность к элегической школе Жуковского-Батюшкова. Эта школа характеризуется эмоциональной глубиной, интимностью чувств и обращением к теме страданий, чаще всего любовных. Рассмотрим элементы стиля, которые связывают стихотворение Пушкина с элегической традицией:
1. Мотивы печали и страдания от любви:
o В стихотворении ярко выражено страдание поэта от неразделённой или разлучённой любви: «Моей мучительной любви» и «разлуки страшный приговор». Любовные мучения и тоска — это типичные темы элегий Жуковского и Батюшкова, которые часто описывают неутолённые страсти и тоску по недоступной возлюбленной.
2. Мечты и воображение как утешение:
o Пушкин просит Морфея принести ему сон, в котором он вновь сможет увидеть возлюбленную: «Пускай увижу милый взор, Пускай услышу голос милый». В элегиях часто встречаются темы сновидений, как способа временного ухода от реальности, утешения в иллюзии и бегства от жизненных невзгод. Этот мотив характерен для элегического стиля, где мечты и воображение противопоставляются жестокой действительности.
3. Песнь о ночи и мольба к мифологическим персонажам:
o Обращение к божеству сна Морфею — это элемент романтического символизма, характерного для Жуковского, который часто обращался к античным образам (как, например, его знаменитая «Эолова арфа»). Образы ночи и сновидений, как и само обращение к Морфею, придают стихотворению загадочную, мечтательную атмосферу, типичную для элегий.
4. Тон скорбной мольбы:
o Мольба поэта о забытьи и возможности хотя бы на время избавиться от боли любви — типичная для элегии интонация. Например, строки: «Забыть любовь до новой ночи!» подчёркивают желание избавиться от страдания, которое напоминает элегические просьбы к небу или судьбе облегчить душевную боль.
5. Мягкие лирические образы:
o Образы лампады и ночи в стихотворении созданы с помощью мягких, приглушённых лирических средств, что характерно для эстетики элегии. Например, строки «Приди, задуй мою лампаду» звучат как нежная просьба к ночи успокоить его тревожную душу. Подобные образы и интонации присутствуют в элегиях Жуковского и Батюшкова, где лирика связана с тихими, интимными переживаниями.
Таким образом, в стихотворении Пушкина «К Морфею» через мотивы тоски, сна, страдания от любви, а также мягкие и меланхоличные образы проявляется влияние элегической школы Жуковского и Батюшкова.
3. Как вы понимаете слова: морфой, отрада, лампада, благослови, сокрой, унылый, приговор, очи. душа?
Вот разъяснение слов, которые встречаются в стихотворении Пушкина:
1. Морфей — в древнегреческой мифологии бог сна и сновидений. Его имя связано с ночными мечтами, когда человек погружается в мир грёз и может видеть образы, не существующие наяву. Пушкин обращается к Морфею с просьбой дать ему временное забвение через сон.
2. Отрада — слово означает радость, успокоение, утешение. В контексте стихотворения поэт ищет «отраду» в сне, чтобы временно забыть о своей любовной боли и найти утешение в грёзах.
3. Лампада — небольшая масляная лампа, часто используемая в религиозных обрядах. В данном стихотворении лампада символизирует свет, который поэт хочет погасить, чтобы погрузиться в темноту сна и избавиться от сознательной боли.
4. Благослови — это просьба о благословении, как молитва о защите или поддержке. Пушкин просит Морфея «благословить его мечты», т.е. принести ему счастливые и утешительные сновидения.
5. Сокрой — означает «скрой, спрячь». Поэт просит Морфея скрыть от его памяти боль разлуки, временно избавить его от мучительных воспоминаний.
6. Унылый — это состояние печали, грусти, безнадежности. В стихотворении Пушкин говорит о «унылой памяти», которая тяготит его разлукой.
7. Приговор — здесь это не юридический термин, а скорее решение судьбы, которое осуждает поэта на разлуку. «Страшный приговор» разлуки преследует его, вызывая душевные страдания.
8. Очи — старославянское слово, означающее глаза. В данном случае Пушкин имеет в виду глаза, которые видят в сновидениях, пока Морфей погружает его в сон.
9. Душа — это символ внутреннего мира человека, его чувств и мыслей. Для Пушкина душа — это то, что переживает боль, но в сновидениях может временно забыть страдания.
Эти слова подчёркивают тон и настроение стихотворения, в котором поэт ищет временное облегчение от своей любви через сон и забвение.
4. О чём сожалеет поэт? С кем предстоит разлука?
В стихотворении «К Морфею» Александр Пушкин сожалеет о разлуке с возлюбленной. Он глубоко страдает от этого разрыва и выражает тоску по любимой. Поэт жаждет забыть мучительное осознание разлуки хотя бы во сне, и обращается к богу сна Морфею с просьбой дать ему возможность увидеть её снова во снах, пусть даже временно.
Пушкин сожалеет о том, что в реальности разлука неизбежна, и поэтому сон для него — это единственный способ вновь быть рядом с возлюбленной, пусть и иллюзорно. Его сожаление касается и невозможности продолжать отношения в реальной жизни, а также страданий, которые приносят ему воспоминания о любимой.
5. Каким мечтам он предаётся, чего желает и обещает своим друзьям?
В стихотворении «К Морфею» Александр Пушкин мечтает о том, чтобы увидеть во сне свою возлюбленную, её милый взгляд и услышать её голос. Он желает временно избавиться от страданий, которые причиняет разлука, и предаётся мечтам о том, что сон сможет вернуть ему ощущение близости с любимой.
Он просит Морфея скрыть от него мучительные воспоминания о разлуке и обещает себе хотя бы на короткое время забыть боль любви, надеясь на новый, утешительный сон. Эти мечты носят характер временного облегчения, как способ избежать страданий, вызванных реальностью.
Что касается обещаний друзьям, в этом стихотворении нет прямого упоминания о таких обещаниях. Основное внимание поэт уделяет своим личным переживаниям и внутренним мучениям, связанным с любовью и разлукой.
Самостоятельная работа
Прочитайте стихотворение «Разлука» и ответьте на вопрос: можно ли сказать, что стихотворения «К Чаадаеву» (изученное вами в 8 классе) и «Разлука* написаны на одну тему? Что объединяет эти стихотворения? Чем они отличаются друг от друга?
Стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» и «Разлука» действительно можно объединить по тематике дружбы и свободы, но у них есть существенные отличия.
Что объединяет стихотворения:
1. Дружба и братство: Оба стихотворения посвящены близкому другу. В «Разлуке» Пушкин обращается к другу-лицеисту, прощаясь с ним перед расставанием. В «К Чаадаеву» он обращается к Петру Чаадаеву, своему другу и единомышленнику.
2. Мотив свободы: В обоих стихотворениях звучит тема свободы. В «К Чаадаеву» это политическая свобода, надежда на освобождение России от самовластия. В «Разлуке» Пушкин призывает друга «не разлучаться с свободою и Фебом», т.е. с творческой свободой и музой.
3. Упование на будущее: В обоих стихотворениях присутствует мотив надежды на будущее. В «К Чаадаеву» поэт выражает веру в грядущее освобождение России, в «Разлуке» он желает другу счастья и любви.
Чем отличаются стихотворения:
1. Тема политической свободы и общественного призвания:
o В стихотворении «К Чаадаеву» основное внимание уделено борьбе за политическую свободу и идеалам гражданского долга. Здесь Пушкин призывает посвятить свою жизнь отчизне и великим идеалам, верит в будущее освобождение России.
o В «Разлуке» нет явного акцента на общественном долге. Стихотворение более личное, с прощальной интонацией и сосредоточено на дружбе и личных чувствах, хотя и упоминается тема свободы.
2. Тональность:
o «К Чаадаеву» написано в более вдохновлённом, патриотическом ключе, с активным призывом к действию и борьбе. Тема политической свободы выражена через метафору восстания и надежду на светлое будущее.
o «Разлука» — это мягкое, лиричное прощание с другом. Здесь больше личного участия, чем общественного призыва. Тон спокойный, грустный и прощальный.
Заключение:
Оба стихотворения объединяет тема дружбы и свободы, но одно сосредоточено на политической борьбе и общественных идеалах («К Чаадаеву»), а другое — на личной привязанности и пожелании счастья и творческой свободы другу («Разлука»).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением