Параграф 10 ГДЗ Агибалова Донской 6 класс (История)

Изображение § 10. Культура стран халифатаЧто изучали в школах Западной Европы и Византии в  раннее Средневековье?В школах Византии обучали чтению, письму, счёту и церковному...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Агибалова, Донской 6 класс, Просвещение:
§ 10. Культура стран халифата
Что изучали в школах Западной Европы и Византии в раннее Средневековье?
В школах Византии обучали чтению, письму, счёту и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних учёных, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских учёных и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В полное школьное образование в странах Западной Европы входило с античных времён изучение «семи свободных искусств»: наук тривиума и квадривиума. Тривиум включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования — квадривиум входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» — богословие.
Каких высот в науках достигли византийские учёные?
Лее Математик (IX век) изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние и автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой. Был изобретён «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Яркие, интересные сочинения историков Прокопия Кесарийского (VI век), Льва Диакона (X век), Дуки (XIV век) создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.
С помощью сведений учебника предположите, что мог перевозить этот корабль и куда он мог плыть.
Этот корабль мог вести разные пряности, ткани, ковры, шелк, драгоценные камни, оружие, благовония. Корабль мог плыть в Византию и на Русь.
Что могли продавать в этой аптеке?
В этой аптеке могли продавать разные целебные травы и растения, пряности, мази и масла.
Чем украшались стены зданий в арабской архитектуре?
Стены украшались резьбой. Иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.
Какие части мечети, описанные в тексте, можно найти на фотографиях на с. 82—83?
На фотографиях можно заметить минареты — высокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители, колонны, купол.

1. Почему арабский язык называли «латынью Востока»?
В халифат входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия. В этих странах широко распространился ислам, а вместе с ним — арабский язык. Его называли «латынью Востока». Кроме того, на арабском вели богослужение также, как на латыни.
2. Какое положение занимали учёные в арабском обществе? Как это повлияло на развитие Арабского халифата?
Писатели и учёные жили чаще всего при дворцах халифов и эмиров, получали содержание и дары от своих покровителей, за это прославляли их, посвящали им свои произведения. Это способствовало развитию науки.
3. Назовите имена прославленных учёных и писателей мусульманского мира. Какие открытия и изобретения арабских учёных вы используете и в повседневной жизни, и в учёбе?
Учёный аль Бируни (973—1048) из Средней Азии высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей. Ибн Сина описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Одним из самых знаменитых поэтов был Фирдоуси (934—1020). Более 30 лет он работал над поэмой «Шахнаме» («Книга царей»).
И в повседневной жизни, и в учебе мы чаще всего пользуемся арабскими цифрами.
4. Как изменило арабскую литературу принятие ислама и арабские завоевания?
Знакомство с культурой покорённых народов изменило интересы и вкусы арабов. Поэтов интересовали теперь вечные вопросы: о добре и зле, о жизни и смерти, о богатстве и бедности, о любви и измене, о красоте мира и его печалях.
5. Опишите архитектурные особенности и внутреннее убранство средневековой мечети.
Главное здание мечети — четырёхугольный молитвенный зал, открытый во двор. Обширный двор обычно окружала галерея с колоннами; в середине двора верующие совершали омовение у бассейна с проточной водой. Иногда над мечетью возводили купол, но чаще крыша была плоской. Множество колонн заполняли молитвенный зал.
Внутреннее убранство мечети самое простое: в ней нет ни мебели, ни дорогой утвари, ни музыкальных инструментов. Пол застлан коврами; иногда стены расписаны лишь изречениями из Корана. Изображения не только Аллаха, но и всех живых существ в исламе запрещены. Около мечети возводили минареты. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

1.Чем можно объяснить сходство в достижениях науки в Халифате и в Византии?
Данное сходство можно объяснить активным обращением этих стран к античной науке и наследия, а также тем, что в эти государства входили разные народы, которые привносили что-то свое.
2. Какое явление в истории Западной Европы VIII—IX веков учёные назвали, как и арабское, Возрождением? Подумайте, почему учёные применили одинаковое определение для этих культурных эпох.
Возрождением называли подъем культуры и науки в данных странах. Учёные применили одинаковое название для этих культурных эпох, потому что происходило возрождение античности - в обоих регионах шло обращение к античным трудам.
3. Рассмотрите изображения арабских построек и объясните, каким образом достигается их красота.
Красота построек достигается за счет аккуратных и изящных колонн, а также красивого внутреннего убранства. Арабские постройки богато украшали резьбой по камню, изразцами, мозаикой. Стены зданий покрывали арабесками — сложными геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.
4. Сопоставьте изображения христианской церкви и мечети: в чём вы видите общие черты, чем они различаются?
Сходства:
- и церковь, и мечеть состоят из нескольких залов
- использование верхнего знака
- роспись и декорирование стен

Различия:
- различных верхний знак: в христианстве - крест, в исламе - полумесяц
- для призыва служат колокольни, в мечети - минареты
- Алтарь в храме смотрит строго на восток, Михраб (аналог алтаря) имеет указатель на Мекку, т. е. не на сторону света
- богатое убранство храма и минималистическое убранство мечети
- в храме есть иконы, в мечети нет изображений
5. Выясните у родителей или знакомых, есть ли мечети в вашем городе. Если есть, то соберите сведения: когда они построены, по чьим проектам, каковы их художественные особенности.
Мечеть Рамазан в Екатеринбурге
Мечеть представляет собой, двухэтажное здание с действующим цокольным этажом. На первом этаже расположен большой мужской молельный зал, сверху выступает балкон для женщин. На цокольном этаже расположен учебный класс и кухня. Проектная вместимость мечети составляет 300 человек, но на пятничные и праздничные молитвы приходит гораздо больше верующих-мусульман. В мечети регулярно проводятся занятия по арабскому языку и основам ислама, работает исламский магазин. В течение месяца Рамадан действует «Шатер Рамадана», где для постящихся организуют разговение (ифтар).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением