Упр.84 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 84. 1) Прочитайте и расскажите, как нужно расставить в этих предложениях знаки препинания, оформляющие прямую речь на письме.Объясните написание слов со скобками и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
84. 1) Прочитайте и расскажите, как нужно расставить в этих предложениях знаки препинания, оформляющие прямую речь на письме.
Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами.
(1) Тут впервые ауд..тория (не)одобрительно заш...велилась.
(2) Встал смуглый тонк...носый стар...ц, поднял руку и спросил А не кажет(?)ся3 ли вам, что в этих опытах над ж...выми людьми вы перешли гр...ницу дозволе(н/нн)ого?
(3) Я рассказала о том, как мы вызывали эти ...моции — чувства1 тревоги, страха, отвр...щения (например, показывали женщ...не мыш(?) или крысу: энцефалогра(м/мм)а сразу же отзывалась на это характерным скачком и сер...ей зам...рающих волн).
(4) Зал зашумел (в)разнобой.
(5) На что я храбро отвечала Нет, не кажет(?)ся. Опыты над людьми всегда рискова(н/нн)ы2, но, к сож...лению, (не)избежны. Разве кл...ническое испытание нового л...карства — не опыт над людьми?
(И. Грекова)
Аудитория (словарное слово), неодобрительно (осуждающе), зашевелилась (словарное слово), тонконосый (сложное прил. с соед. гласной о), старец , кажется (что делает?), живыми (жить, жи-ши), границу (словарное слово), дозволенного (полное страд. прич.), эмоции (словарное слово), чувства (словарное слово), отвращения (словарное слово), женщине, мышь (сущ. 3 скл.), энцефалограмма (словарное слово), характерным (словарное слово), серией (серийный), замирающих, вразнобой (наречие), рискованны (есть), сожалению (жаль), неизбежны (не употр. без не), клиническое (клиника), лекарства (лечат).
2) Восстановите текст, расположив предложения в нужном порядке. Запишите только предложения с прямой речью.
Предложения в нужном порядке: 3, 1, 2, 5, 4.
Предложения с прямой речью:
2) Встал смуглый тонконосый старец, поднял руку и спросил: «А не кажется3 ли вам, что в этих опытах над живыми людьми вы перешли границу дозволенного?»
5) На что я храбро отвечала: «Нет, не кажется. Опыты над людьми всегда рискованны2, но, к сожалению, неизбежны. Разве клиническое испытание нового лекарства – не опыт над людьми?»
3) Найдите предложение с косвенной речью. Запишите его, заменив косвенную речь прямой речью.
Предложение с косвенной речью: Я рассказала о том, как мы вызывали эти эмоции – чувства1 тревоги, страха, отвращения (например, показывали женщине мышь или крысу: энцефалограмма сразу же отзывалась на это характерным скачком и серией замирающих волн). – «Мы вызывали эти эмоции – чувства1 тревоги, страха, отвращения (например, показывали женщине мышь или крысу: энцефалограмма сразу же отзывалась на это характерным скачком и серией замирающих волн)», – рассказала я.
4) Объясните выделенное слово, используя толковый словарь. Определите его стилистическую окраску и подумайте, есть ли у него синонимы.
Энцефалограмма – графическое изображение работы головного мозга; книжн.; электроэнцефалограмма.
5) Послушайте текст и проверьте себя. Объясните, какую реакцию слушателей на выступление героини рассказа изображает автор в предложениях 1 и 4.
Реакция слушателей на выступление героини рассказа неодобрительная.
6) Напишите изложение текста, заменяя прямую речь косвенной.
Я рассказала о том, как мы вызывали эти эмоции – чувства тревоги, страха, отвращения (например, показывали женщине мышь или крысу: энцефалограмма сразу же отзывалась на это характерным скачком и серией замирающих волн). Тут впервые аудитория неодобрительно зашевелилась. Встал смуглый тонконосый старец, поднял руку и спросил, не кажется ли мне, что в этих опытах над живыми людьми я перешла границу дозволенного. На что я храбро отвечала, что не кажется, потому что опыты над людьми всегда рискованны, но, к сожалению, неизбежны, и что клиническое испытание нового лекарства – тоже опыт над людьми. Зал зашумел вразнобой.
Чувства1 [чуства] 2 слога
ч – [ч] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный
у – [у] – гласный, ударный
в – [–] – не образует звука
с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
т – [т] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
в – [в] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
7 б., 6 зв.
1. (Не) кажется3 – глагол.
2. Н. ф. – казаться.
3. Постоянные признаки:
– возвратный;
– несов. вид;
– I спр.;
– непереходный.
4. Непостоянные признаки:
– в изъявит. накл.;
– в наст. вр.;
– в 3 л.;
– в ед. ч.
5. Сказуемое.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением