Параграф 9 ГДЗ Котова Брызгалина 9 класс (Обществознание)

Изображение Глава 3. Человек в системе социальных отношений§ 9. Социальная структура обществаНа уроках обществознания в 6 классе мы говорили о социальной сфере общества....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова, Брызгалина 9 класс, Просвещение:
Глава 3. Человек в системе социальных отношений
§ 9. Социальная структура общества
На уроках обществознания в 6 классе мы говорили о социальной сфере общества. Вспомните, какие отношения относятся к этой сфере.
• Семейные отношения
• Трудовые отношения
• Учебные отношения
• Медицинские отношения
• Межличностные отношения
Что такое социальная группа?
Социальная группа — это совокупность людей, объединенных общими интересами, целями, нормами или характеристиками. Это может быть любая группа людей, будь то семья, школьный класс, рабочая бригада, спортивная команда и так далее.
Назовите черты сходства и различия малых и больших социальных групп.
Сходства:
• Обе могут иметь общие цели, интересы и нормы поведения.
• В обеих могут существовать лидеры или представители группы.
• Члены обеих групп взаимодействуют между собой.
Различия:
• Масштаб. Большие социальные группы, такие как нации или этнические группы, гораздо многочисленнее и разнообразнее по сравнению с малыми группами, такими как семьи или дружеские круги.
• Зависимость. Члены малых групп могут иметь более сильные взаимозависимые отношения, тогда как в больших группах члены могут чувствовать себя менее связанными друг с другом.
• Влияние. Решения и действия членов больших групп могут оказывать более широкое влияние на общество в целом, чем решения малых групп.
Составляем характеристику вашего школьного класса.
Подсчитайте, сколько мальчиков и девочек в вашем классе.
В нашем классе разное количество мальчиков и девочек, девочек больше. В нашем классе 13 мальчиков и 16 девочек.
Выясните, все ли ваши одноклассники одного возраста. Сколько в классе ребят разных возрастов?
В моем классе почти все одноклассники одного возраста. Это зависит от месяца проведения исследования. Большинство моих одноклассников родились в один год, а два человека родились на 1 год раньше.
Сколько одноклассников родилось в вашем населённом пункте, а сколько приехало из других населённых пунктов?
Все мои одноклассники (29 человек) родились в моем городе. В нашем классе нет ребят, которые приехали из других городов. Однако, в начальной школе некоторые мои одноклассники уехали в другие города.
К каким национальностям относят себя ваши одноклассники?
• Русские
• Украинцы
• Башкиры
• Татары
• Армяне
Сколько ваших одноклассников живёт недалеко от школы, а сколько тратит более 20-30 минут на дорогу до школы?
Мало моих одноклассников живет недалеко от школы. Недалеко от школы живет всего 1 мой одноклассник. Несколько человек живут в 10-15 минутах от дома. Таких одноклассников примерно половина. Также половина одноклассников тратят более 20-30 минут на дорогу до школы
Охарактеризуйте успеваемость вашего класса.
Успеваемость моего класса находится на хорошем уровне. У нас очень мало троечников, большое количество хорошистов и отличников. В нашем классе больше всех отличников среди параллели.
Выясните, какие учебные предметы интересуют ваших одноклассников.
• История
• Обществознание
• Английский язык
• Биология
• Химия
• География
Какие дополнительные занятия, секции и т. п. посещают ваши одноклассники.
• Секция по баскетболу
• Секция по волейболу
• Художественная школа
• Музыкальная школа
• Танцевальная студия
• Театральная студия
Из уроков географии вы знаете о строении земной коры, в которой выделяют несколько слоёв. Как вы думаете, почему представления социологов о социальном расслоении общества подобны геологическим представлениям о строении Земли?
Как и в геологической структуре Земли, социальное расслоение общества представляет собой многоуровневую систему. В геологии мы видим слои, такие как земная кора, мантия и ядро, в то время как в социологии существуют различные слои населения: богатство, класс, образование, статус и так далее. Как в геологии некоторые слои могут находиться выше или ниже других, так и в социологии некоторые социальные группы имеют более высокий статус или власть, чем другие.
Из истории вы знаете о рабовладельческом обществе Древней Греции и Рима, о кастах в Индии, о сословиях средневековой Европы и дореволюционной России. Назовите особенности каждого из названных исторических типов социальной стратификации.
В рабовладельческих обществах население делится на два основных класса - свободных граждан и рабов. Свободные граждане обладали политическими и правовыми правами, в то время как рабы были лишены свободы и часто были принуждены к тяжелому физическому труду.
Кастовая система в Индии основана на религиозных и социальных принципах. Она предполагает жесткое разделение на касты, и члены касты обычно ограничены в своих социальных и профессиональных возможностях. Перемещение между кастами было и остается трудным.
В средневековой Европе общество было разделено на три основных сословия: дворянство, духовенство и крестьянство. Доступ к высшим сословиям был обычно ограничен рождением, и движение между сословиями было редким.
Дореволюционная Россия также имела сословную систему, включая дворянство, крестьянство, и мещанство. Дворянство имело особые права и привилегии, в то время как крестьяне были связаны крепостью.
Рассмотрите схему. Что такое критерии социальной стратификации?
Критерии социальной стратификации — это основания или характеристики, по которым члены общества разделяются на различные социальные слои или категории. Эти критерии определяют статус и положение человека в обществе и влияют на его доступ к ресурсам, возможностям и привилегиям.
Назовите основные критерии социальной стратификации.
• Уровень доходов и богатство
• Объем власти
• Уровень образования
• Престиж профессии
1. Кто такой П. А. Сорокин?
Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - русский и американский социолог.
Каков его вклад в развитие социологии?
П. А. Сорокин разработал теорию социальной стратификации, теорию социальной мобильности, теорию цивилизационных ступеней развития человечества. Он написал 40 книг, множество очерков и более 200 статей; его труды переведены на 48 языков мира.
2. На примере приведённых фактов биографии П. А. Сорокина покажите влияние исторических событий на изменение социального положения человека.
Революция и Гражданская война в России оказали глубокое воздействие на жизнь П. А. Сорокина. Он был вынужден эмигрировать из России в 1922 году из-за политических событий. Эмиграция существенно изменила его социальное положение, превратив его из известного российского ученого в иностранного академика и профессора.
Какие два «класса» и на основе какого критерия выделяет автор?
Автор данной цитаты выделяет два класса в обществе на основе соотношения между обедами и аппетитом. Одни люди, по его мнению, имеют больше обедов, чем их аппетит, что может интерпретироваться как наличие избытка ресурсов и удовлетворения своих потребностей. Другие, наоборот, имеют больший аппетит, чем доступных им обедов, что может указывать на дефицит и недостаток средств для удовлетворения своих потребностей.
Согласно данной цитате, автор вводит критерий оценки общественного положения людей на основе соотношения их потребностей и возможностей.
Согласны ли вы с его мнением? Поясните свой ответ.
Мнение автора отражает идею социального неравенства, которое существует в обществе. Он подчеркивает, что некоторые люди имеют доступ к большему количеству ресурсов и комфорту, чем другие. Однако вопрос о том, согласны ли вы с его мнением, остается открытым. Некоторые могут считать это утверждение справедливым отражением реальности, в то время как другие могут считать его упрощенным и недостаточно полным описанием социального неравенства.
1. Озаглавьте текст.
«Социальное неравенство».
2. Составьте план текста.
• Понятие социального неравенства
• Источники социального неравенства
• Экономическое неравенство
3. Как автор определяет социальное неравенство?
Социальное неравенство — это отражение сложной социальной структуры общества и специфическая форма социальной стратификации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои или классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными возможностями удовлетворения своих материальных, социальных или духовных потребностей.
4. Что обычно относят к источникам социального неравенства?
К источникам социального неравенства обычно относят неравномерное распределение общественных благ, которыми стремятся обладать члены общества.
5. Какие общественные блага названы в тексте?
• Материальные блага (богатство)
• Символические блага (власть, престиж и т.д.)
6. Объясните авторскую характеристику экономического неравенства как ведущей формы социального неравенства.
Экономическое неравенство, изначально основанное на неравном обладании материальными ресурсами, разделяет общество на богатых и бедных.
1. О каких социальных общностях представлена информация в данном сообщении?
• Мужчины и женщины
• Моложе и старше трудоспособного возраста
• Городское и сельское население
• Занятые в сфере обслуживания, транспортной, финансовой сфере, образовании и здравоохранении, промышленности и строительстве
• Руководители и специалисты
• Безработные и трудоустроенные
По каким критериям они выделены?
• Пол
• Возраст
• Место жительства
• Сфера занятости
• Должность
• Трудоустройство
2. Кратко охарактеризуйте социальную структуру современного российского общества.
Доля мужчин в общей численности населения в 2020 г. составляла 46%, а женщин - 54%. По данным учёных за 2020 г., более 18% населения нашей страны 25% - старше трудоспособного возраста. Доля городского населения составляла в 2020 г. 75%. В 2020 г. 75,3 млн человек считались занятыми экономической деятельностью. Показатель безработицы в 2020 г. составлял около 6%. Средний возраст безработных в 2020 г. составлял около 37 лет. Молодёжь до 25 лет среди безработных составляла около 18%.
3. На основе приведённых данных определите проблемы социально-экономического характера, которые требуют решения.
• Экономическое неравенство
• Безработица
• Пенсионное обеспечение
• Проблемы села
Выскажите предположения о возможных способах их решения.
Для решения этих проблем можно использовать комплексный подход, который включает в себя сочетание государственных политик, инвестиций, образования и международного сотрудничества. Важно также учитывать специфику каждой страны и региона при разработке и внедрении социально-экономических реформ.
1. Каковы причины многообразия социальных общностей и групп?
Прежде всего разделение общественного труда порождает различные виды деятельности и профессии индивидов (например, труд умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, творческий и стереотипный, деятельность управленческая и исполнительская). Появление определённых социальных групп может быть связано с различным укладом и образом жизни (сельский и городской, здоровый и нездоровый и т. п.) и социальными ролями личности (профессиональными, семейными, общественными, возрастными, религиозными и т. п.).
2. Какие признаки характеризуют социальную общность?
Под социальной общностью учёные-социологи понимают относительно устойчивую совокупность людей, отличающуюся более или менее одинаковыми условиями и образом жизни, общностью социальных норм, ценностных ориентаций и интересов.
3. Приведите примеры больших социальных групп, выделяемых на основе различных критериев.
• экономические (рабочие, крестьяне, интеллигенция, служащие, предприниматели, владельцы предприятий и др.);
• этнические (роды, племена, народности, нации);
• демографические (дети, молодёжь, люди среднего возраста, женщины, мужчины и др.);
• -профессиональные, или корпоративные (шахтёры, учителя, врачи и другие профессиональные группы);
• территориальные (жители отдельных республик, краёв, областей, районов, городов и т. д.);
• -религиозные (христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др.).
4. Что такое социальная структура общества?
Социальная структура общества — это строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.
5. Назовите основные критерии социальной стратификации.
6. Кого относят к среднему классу?
К среднему классу традиционно относили предпринимателей, получающих доход от своей собственности (владельцев предприятий малого и среднего бизнеса, фермеров и т. д.). Однако рост доходов менеджеров, которые не являются собственниками и управляют предприятиями и их подразделениями, работая по найму, привёл к пересмотр критериев отнесения к среднему классу. К нему стали относить образованных специалистов в разных областях, государственных служащих, квалифицированных рабочих, которые имеют высшее профессиональное образование и стабильные доходы, позволяющие приобрести комфортное жильё, качественные товары и услуги повседневного спроса, достаточно свободно тратить деньги на организацию досуга и отдыха.
Какова роль среднего класса в развитии общества и государства?
Учёные полагают, что средний класс обеспечивает стабильность развития общества и государства.
Средний класс активно задействован в производстве экономических благ и является основным налогоплательщиком. Именно в сфере малого и среднего бизнеса представлено значительное количество рабочих мест. Таким образом, средний класс обеспечивает развитие экономики, формирование доходной части бюджета государства и решение ряда социальных проблем.
7. Как изменилась социальная структура с переходом к информационному обществу?
Наметилась тенденция к сокращению численности среднего класса.
Учёные прогнозируют, что с развитием систем искусственного интеллекта будет происходить вытеснение ими высокообразованных лиц с нетворческим характером труда.
Параллельно научно-технический прогресс постоянно приводит к возникновению новых профессий - в сфере информационных технологий, биоинженерии и т. д. Производству стал необходим креативный (творческий) работник, умеющий привносить в каждый процесс нечто новое.
Одним из направлений изменения социальной структуры можно назвать рост численности и влияния так называемых собственников знания и информации - прежде всего учёных, преподавателей, работников СМИ и др.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением