Параграф 12 ГДЗ Котова Брызгалина 9 класс (Обществознание)

Изображение § 12. Социальная мобильностьЧто такое социальный статус?Социальный статус (от лат. status - состояние, положение) – позиция индивида в группе или группы в социальной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова, Брызгалина 9 класс, Просвещение:
§ 12. Социальная мобильность
Что такое социальный статус?
Социальный статус (от лат. status - состояние, положение) – позиция индивида в группе или группы в социальной структуре общества, которая предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы.
Какие виды социальных статусов выделяют ученые?
• Предписанный статус
• Достигаемый статус
Из уроков истории вспомните, в какие исторические периоды в нашей стране большие группы людей утрачивали свой социальный статус, теряли привилегированное положение или приобретали его. Вспомните, в чём конкретно проявилась социальная мобильность в эти периоды.
Введение реформами Петра I таблиц о рангах и службе привело к резкому изменению социального статуса многих людей. Например, селяне, служившие в армии или на флоте, получили освобождение от крепостной зависимости. Это привело к подвижности и мобильности населения.
Революция и гражданская война также повлияли на социальную мобильность. Здесь можно увидеть как падение бывших привилегированных классов, так и возможности для рабочего и крестьянского классов подняться в социальной иерархии.
Этот период характеризовался ликвидацией многих прежних привилегий и принципиальными изменениями в экономической системе. Это привело к социальной мобильности, где некоторые стали богатеть, а другие теряли ранее гарантированные блага.
После распада СССР произошли существенные изменения в общественно-экономической сфере. В результате некоторые люди смогли успешно адаптироваться к новым условиям, в то время как другие столкнулись с экономическими трудностями и потерей социального статуса.
Какие виды мобильности можно проиллюстрировать приведёнными примерами?
Эти периоды иллюстрируют разные виды социальной мобильности, включая вертикальную (изменение социального статуса внутри общественной иерархии) и горизонтальную (перемещение между социальными группами) мобильность.
Рассмотрите схему.
1. Назовите основные каналы социальной мобильности.
• Экономическая деятельность
• Семья и брак
• Армия
• Спорт
• Религиозные организации
• Искусство, шоу-бизнес, СМИ
• Образование
• Общественные и политические организации
2. Как вы оцениваете роль каждого из них в социальной мобильности современного общества?
Работа и предпринимательство могут значительно повлиять на социальную мобильность. Успешное предпринимательство или карьерный рост в корпоративной среде могут способствовать подъему по социальной лестнице.
Семейное состояние, выбор супруга и семейная поддержка могут сильно влиять на социальное положение. Например, брак с более состоятельным партнером может улучшить финансовое положение.
Служба в армии может предоставить профессиональные навыки и обучение, что способствует социальной мобильности.
Профессиональные спортсмены могут достичь высоких социальных позиций через успех в спорте, включая получение доходов и признания общества.
Лидеры религиозных организаций могут влиять на общественное мнение и играть роль в социальной мобильности, особенно в обществах с религиозной ориентацией.
Успех в мире искусства, развлечений и медиа может привести к значительной известности и финансовому успеху.
Получение высшего образования и академических степеней может улучшить шансы на карьерный рост и социальную мобильность.
Участие в общественных и политических движениях может содействовать изменению законодательной политики и общественному мнению, что влияет на социальные изменения.
3. Предположите, какими каналами лично вы могли бы в будущем воспользоваться. Поясните свой ответ.
Каждый человек может выбирать каналы для своей социальной мобильности в зависимости от своих интересов, способностей и обстоятельств. Например, получение высшего образования может быть способом для личного роста и достижения карьерных целей, в то время как участие в общественных организациях может способствовать изменениям на уровне общества.
Расспросите своих родителей, близких об обстоятельствах социальной мобильности:
Какие ситуации, связанные с изменением социального положения, были в их жизни;
• Вступление в брак
• Рождение детей
• Выход на новую работу
• Переезд
Какие преимущества они получили при этих изменениях; какие трудности испытали;
• Повышение уровня дохода
• Приобретение новый эмоций
• Повышение благосостояния, уровня жизни
Какие ситуации групповой социальной мобильности им известны;
• Изменение положения большевиков после революции 1917 года
• Ухудшение жизни населения России в 90-е гг.
• Повышение престижности ИТ-специалистов
В каких ситуациях групповой социальной мобильности они сами принимали участие.
Они сами принимали участие в групповой социальной мобильности, которая связана с повышением престижности определенные профессий. Представители таких профессий стали больше зарабатывать.
1. Какие ответы наиболее популярны?
Большинство опрошенных отметили, что люди получают высшее образование, чтобы работать на высокой должности, много зарабатывать, получить желаемую профессию, интересную работу.
2. Можно ли сказать, что большинство опрошенных оценивают получение высшего образования как канал социальной мобильности? Поясните свой ответ.
Я думаю, можно сказать, что большинство опрошенных оценивают получение высшего образования как канал социальной мобильности, потому что многие люди связывают получение высшего образования с увеличением дохода, а значит с улучшением своего благосостояния и уровня жизни.
3. Предположите, изменились бы наиболее популярные ответы, если бы опрос проводился сегодня. Объясните свой прогноз.
Я думаю, если бы опрос проводился сейчас, его результаты бы не изменились, так как люди до сих пор стремятся улучшить свои условия жизни, а работа рассматривается как средство заработка и удовлетворения своих потребностей.
Опираясь на факты общественной жизни, приведите примеры таких социальных сфер и профессий, доступ к которым связан с необходимостью получить специальное профессиональное образование.
• Медицина
• Образование
• Юриспруденция
• Инженерные и технические профессии
• Информационные технологии
• Наука и исследования
Поясните, почему для работы в этих сферах/по этим профессиям требуется специальное образование (используйте термины «квалификация», «профессиональные знания и умения» и т. п.).
Во всех этих сферах специальное образование обеспечивает необходимую квалификацию, профессиональные знания и умения, что является фундаментом для успешной карьеры и обеспечения безопасности и качества услуг, предоставляемых специалистами.
1. В чём В. В. Путин видит основные задачи социальной политики?
• Обеспечение работы социальных лифтов
• Равенство
• Помощь людям в поиске подходящей работы
• Помощь выпускникам в трудоустройстве
Предположите, как можно обеспечить её осуществление.
Для поддержания социальной мобильности и обеспечения равных возможностей для граждан необходимо инвестировать в образование и профессиональное обучение. Для облегчения перехода выпускников в мир труда можно развивать программы стажировок, содействия в трудоустройстве, а также укрепление связей между образовательными учреждениями и работодателями.
2. Что, по мнению автора, должно лежать в основе продвижения человека по социальной лестнице? Как вы думаете, почему?
Автор считает, что в основе продвижения человека по социальной лестнице лежит работа, потому что она обеспечивает не только удовлетворение потребностей человека, но и приносит ему средства.
3. Какие проблемы в работе социальных лифтов отмечает В. В. Путин?
В. В. Путин считает, что многие люди не могут реализовать себя и найти подходящую работу. Кроме того, система образования тоже требует доработки. Выпускники вузов часто не могут трудоустроиться.
Предложите свои пути их решения.
Помощь людям в поиске подходящей работы можно осуществить через государственные службы занятости, которые предоставляют информацию о вакансиях, профориентацию и поддержку при трудоустройстве.
Для облегчения перехода выпускников в мир труда можно развивать программы стажировок, содействия в трудоустройстве, а также укрепление связей между образовательными учреждениями и работодателями.
1. Озаглавьте текст.
«Механизмы социальной стратификации»
2. Составьте план текста.
• Вертикальная циркуляция
• Контроль социальной стратификации
• Каналы вертикальной циркуляции
• Общие и специфические черты человека
3. Какие обстоятельства позволили автору сделать вывод о существовании особого механизма, контролирующего процесс вертикальной циркуляции?
Внутри стратифицированного общества существуют не только каналы вертикальной стратификации, но и своего рода «сито», которое просеивает индивидов и определяет им то или иное место в обществе
Вряд ли существовало и существует такое общество, в котором распределение индивидов совершено в полном согласии с правилом - «каждый должен находиться на том месте, которое соответствует его способностям». Тем не менее длительная эволюция многих обществ не означает, что их механизм социального тестирования, селекции (отбора) и распределения в целом был адекватным и выполнял свою функцию более или менее удовлетворительно.
4. Как он определил цель этого механизма?
Основная цель этого контроля - распределить индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций.
5. Как в тексте охарактеризована роль семьи и школы, профессиональных организаций?
В любом обществе этот механизм состоит из всех имеющихся социальных институтов и организаций… которые функционируют в качестве каналов вертикальной циркуляции…
Некоторые из них, такие, как семья и школа, представляют собой механизмы, которые проверяют главным образом общие свойства индивидов, необходимые для успешного выполнения множества функций (уровень интеллекта, здоровье и характер). Другие институты, подобно профессиональным организациям, являются механизмами, которые тестируют специфические качества индивидов, необходимые для успешного выполнения специальных функций в той или иной профессии (к примеру, голос для певца, ораторский талант для политика, физическая сила для тяжелоатлета и т. п.).
1. На основе приведённых фактов биографии назовите социальные лифты, благодаря которым Ольга Капранова перемещалась по социальной лестнице.
• Спортивная секция
• Сборная России по спортивной гимнастике
• МГУ им. Ломоносова
2. Предположите, какие личностные качества помогали и помогают спортсменам достигать высоких результатов в разных сферах жизни.
• Самодисциплина
• Мотивация
• Упорство
• Командный дух
• Концентрация внимания
1. Что такое социальная мобильность?
Любые изменения в социальном положении индивида или социальной группы называются социальной мобильностью.
2. Какие типы социальной мобильности выделяют по разным основаниям?
• Горизонтальная и вертикальная
• Восходящая и нисходящая
• Добровольное и вынужденное перемещение
• Структурная мобильность
• Групповая и индивидуальная
• Внутрипоколенная и межпоколенная
• Организованная и стихийная
3. Назовите основные социальные лифты, дайте краткую характеристику каждому из них.
Армия. В ходе войны при масштабных людских потерях люди продвигаются в звании прежде всего при наличии способностей. Не только в период войн, но и в мирное время армия способствует изменению места человека в социальной иерархии.
Религиозные организации. Роль религиозных организаций как канала социальной мобильности напрямую зависит от положения той или иной религии в каждом конкретном обществе.
Образование. Чем выше уровень образования и полученная квалификация, тем выше достигнутая должность, общественное признание, научное звание.
Общественные и политические организации. В демократических государствах, чтобы быть избранным, человек должен проявить перед избирателями свои знания, способности, успешно выполнить функции лидера, будь то депутат парламента, мэр города, министр правительства или президент.
Экономическая деятельность. Участие в экономической деятельности, профессиональный труд, повышение квалификации также позволяют современному человеку подниматься по социальной лестнице.
Семья и брак. Вступая в брак с представителем более высокого социального статуса, человек может значительно изменить свой статус за счёт доступа к ресурсам.
Спорт. После завершения профессиональной спортивной карьеры многие атлеты входят в национальную и международную элиту - становятся политиками, тренерами, руководителями спортивных федераций, тележурналистами.
Искусство, шоу-бизнес, СМИ. В современном обществе благодаря развитию коммуникационных технологий художник, актёр, поэт, эстрадный исполнитель, журналист может за короткий срок стать известной персоной.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.

Похожие решебники

*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением