Параграф 10 ГДЗ Котова Брызгалина 9 класс (Обществознание)

Изображение § 10. Этносы и межличностные отношенияПрочитайте ст. 65 Конституции Российской Федерации. Назовите национально-государственные образования в составе Российской...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова, Брызгалина 9 класс, Просвещение:
§ 10. Этносы и межличностные отношения
Прочитайте ст. 65 Конституции Российской Федерации. Назовите национально-государственные образования в составе Российской Федерации.
В состав Российской Федерации входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - районы, утратившие союзное подчинение, - и города, которые имеют равные с ними полномочия.
Определите положение каждого из них на карте.
В России существует несколько республик, таких как Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Дагестан и другие. Каждая республика имеет свой национальный состав и культурные особенности.
Примерами краев являются Краснодарский край, Приморский край и др. Они расположены на территории России и имеют свои характеристики.
Области включают в себя такие регионы, как Московская область, Ленинградская область и другие.
В России есть города федерального значения, такие как Москва и Санкт-Петербург, которые имеют особый статус и управление.
Примером автономной области является Еврейская автономная область.
Сюда включаются Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие.
Привлекая библиотечные фонды и интернет-ресурсы, узнайте названия столиц каждого из этих национально-государственных образований.
Столицей Республики Татарстан является город Казань, а столицей Краснодарского края - город Краснодар, столицей Свердловской области – город Екатеринбург.
1. Предположите, почему приведённые события и традиция объединяют россиян.
Я думаю, именно эти события и традиция были отмечены россиянами как объединяющими, так как именно эти события и традиция отражены в сознании народа. Именно эти события и традиция касаются большинство населения.
2. Как бы вы ответили на вопрос социологов? Объясните свой ответ.
Я бы сказала, что наиболее объединяющими и памятными для россиян событиями являются Великая Отечественная война, распад СССР, Новый год. Именно эти события касаются большинства населения.
3. Выскажите своё мнение о том, есть ли сейчас такие книги, песни, кинофильмы, которые объединяют россиян, которые знает и любит практически каждый из нас. Объясните своё мнение.
На данный момент существуют книги, песни и кинофильмы, которые могут объединять россиян и иметь популярность в широких кругах общества. Многие песни из культовых фильмов остаются любимыми и популярными у разных поколений, такие как "В лесу прифронтовом" из фильма "Офицеры" или "А я иду шагаю по Москве" из одноименного фильма.
Какие группы составляют современной российское общество?
Современное российское общество включает в себя разнообразные социальные группы, которые можно классифицировать по разным признакам, таким как социальное положение, возраст, образование, религиозные убеждения, этническая принадлежность и другие. Важно отметить, что Россия является многонациональным и многокультурным государством, и в её составе существует множество этнических и культурных групп.
Из курса истории вспомните основные этапы формирования русской нации.
Средневековье и древние славяне: начало этнической и культурной идентификации славян на территории современной России. Русское княжество и Киевская Русь: становление русской нации на основе культурных и религиозных влияний восточных славян и внешних факторов, таких как христианизация. Московское царство и Российская империя: формирование единой русской нации в рамках мощной централизованной государственности. Русский язык и православие играют важную роль в этом процессе. Советская власть проводит политику интеграции национальных республик в состав СССР, при этом национальные культуры сохраняются и развиваются. В современной России продолжается формирование и развитие многонационального общества, где русская нация является основной, но соседствует с множеством национальных меньшинств.
Как этот процесс был связан со становлением российской государственности?
Связь этнического формирования русской нации с процессами становления российской государственности заключается в том, что государственная идентичность и культурная идентичность нации часто взаимосвязаны. Становление Российской империи и впоследствии СССР объединило разнообразные этнические группы под одной государственной крышей и способствовало формированию общей русской государственной идентичности.
1. Охарактеризуйте значение п. 2 ст. 19 Конституции.
Данный пункт Конституции провозглашает равенство людей в различных сферах. Никто не может быть притесняем. Все люди равны в своих правах.
2. Какие права закрепляет ст. 26?
Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
3. Объясните смысл словосочетания «национальная принадлежность».
"Национальная принадлежность" в данном контексте обозначает этническую принадлежность гражданина России, то есть к какой этнической группе или нации он себя относит. Россия - многонациональное государство, и у граждан есть право на свободное выражение и сохранение своей национальной и культурной идентичности.
4. Привлекая факты общественной жизни, материалы СМИ и личный социальный опыт, приведите примеры того, как реализуется право гражданина России на свободный выбор языка общения и творчества.
• Использование русского или других национальных языков в быту, в семье и среди друзей.
• Учеба на родном языке в школах и университетах, где предусмотрено обучение на разных языках.
• Сознательный выбор для общения и творчества на разных языках в мультинациональных регионах России, где сосуществуют разные этнические группы.
• Возможность создания и развития культурных и образовательных организаций, медиа и творческих проектов на разных языках, которые отражают разнообразие культур в России.
1. Объясните смысл словосочетаний «гражданский мир», «межнациональное согласие».
"Гражданский мир" означает состояние общества, в котором соблюдаются законы и правила, граждане живут в мире и согласии друг с другом, а также уважают гражданские права и свободы друг друга. "Межнациональное согласие" относится к состоянию, когда различные этнические и национальные группы в обществе уважают друг друга, сотрудничают и разрешают конфликты мирным путем, сохраняя мир и стабильность.
2. Дайте своё объяснение следующей цели национальной политики: обеспечить «единство в многообразии».
Цель национальной политики "единство в многообразии" заключается в создании условий, при которых разнообразие культур, языков, этнических групп и религий в России остается богатством и ресурсом, а не источником конфликтов и разделения. Это означает, что государство стремится обеспечить равные права и возможности для всех граждан, независимо от их национальной или этнической принадлежности, и способствовать их взаимодействию и взаимопониманию. Важно сохранить единство страны, несмотря на её многообразие, и обеспечить гармоничное сосуществование разных культур и традиций.
3. Как вы думаете, какие ценности являются общими для всех граждан Российской Федерации, независимо от их этнической принадлежности? Объясните своё мнение.
Общие ценности для всех граждан России включают в себя такие основы как законопослушность, уважение прав человека и гражданских свобод, толерантность к разнообразию культур и религий, патриотизм и уважение к российской государственности. Эти ценности объединяют всех граждан, их признание способствует социальной интеграции и согласию в обществе. Независимо от этнической принадлежности, граждане России имеют общие обязанности и права, которые сформулированы в Конституции и других законах страны.
Узнайте, к каким этническим группам относятся ваши друзья, одноклассники, соседи.
• Русские
• Башкиры
• Татары
• Карелы
• Осетины
Расспросите 2-3 человек об их национальных традициях, обычаях, танцах, песнях, блюдах национальной кухни.
Мои друзья-татары рассказали мне о своих традициях. Многие их традиции связаны с религией - исламом. В связи с этим они празднуют религиозные праздники, не употребляют в пищу свинину. Некоторые их родственники-мужчины носят тюбетейки. Они любят готовить такие свои национальные блюда, как эчпочмаки, кыстыбый.
Установите, в чём различия в культуре и быте представителей разных этнических групп.
Различия русской культуры и башкирской заключаются в традиционных блюдах, праздниках. Башкиры отмечают национальные и религиозные праздники (например, Урза-Байрам), а русские не отмечают таких праздников. Кухня башкир отличается большим количеством специй, мясом, пряности.
Выскажите предположения о том, чем могут быть вызваны эти различия.
• Религиозные различия
• Различия в менталитете
• Различия в географическом расселении народа
• Различная история
Укажите, что объединяет представителей разных этносов. Объясните свой ответ.
• Единая страна, пространство
• Единое экономическое пространство
• Проведение праздников и фестивалей, в том числе национальных
• Русский язык
• Валюта
• Общность быта
1. Охарактеризуйте многонациональный народ Российской Федерации.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории нашей страны проживают представители свыше 190 национальностей.
В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 - в качестве языка обучения, 81 - в качестве учебного предмета.
Около 80 % населения России составляют русские. Народы России говорят на множестве языков и диалектов. Русский язык является родным примерно для 130 млн граждан России (92 % населения).
2. Назовите формы этнических общностей.
• Род
• Племя
• Народность
• Этнос
• Нация
3. Раскройте этнокультурный и государственный (политико-правовой) смысл понятия «нация».
В этнокультурном смысле нация — это общность людей, исторически сложившаяся на основе развитых социальных и экономических связей, общей территории и языка, государственности, культуры, национального самосознания, чувства общей исторической судьбы.
В государственном (политико-правовом) смысле нация рассматривается как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество (совокупность) граждан данного государства.
4. Что такое национальное самосознание?
Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определённой социально-этнической общности и её положения в системе общественных отношений.
5. Каковы основы национальной политики Российского государства?
Конституция определяет основные принципы государственной национальной политики: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранение исторически сложившейся целостности России; равноправие всех субъектов Российской Федерации; гарантия прав коренных малочисленных народов; право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения и др.
6. Объясните роль диалога культур в многонациональном государстве.
Для успешного развития межэтнических отношений необходимы диалог культур и соблюдение важных гуманистических принципов: признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности; отказ от насилия и принуждения; готовность к мирному урегулированию противоречий; развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.
Диалог культур является основой развития и укрепления многонационального государства.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением

Похожие решебники