Параграф 11 ГДЗ Котова Брызгалина 9 класс (Обществознание)

Изображение § 11. Социальные статусы и ролиЧто характеризует социальную структуру общества? Социальная структура общества характеризует его организацию на различные социальные...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова, Брызгалина 9 класс, Просвещение:
§ 11. Социальные статусы и роли
Что характеризует социальную структуру общества?
Социальная структура общества характеризует его организацию на различные социальные группы и слои на основе таких признаков, как социальный статус, профессия, образование, доходы, власть и другие.
Приведите примеры групп, составляющих основу горизонтальной структуры общества.
Классы и социальные слои — это разделение общества на группы в зависимости от социальных и экономических критериев, таких как доходы, богатство и социальный статус. Например, средний класс, рабочий класс, предприниматели. Люди объединяются на основе своих профессиональных навыков и уровня образования. Например, учителя, врачи, инженеры.
Каковы критерии социальной стратификации?
Рассмотрите схему. Какие виды социальных статусов выделяют в науке?
• Предписанный статус
• Достигаемый статус
1. Озаглавьте текст.
«Классификация социальных ролей»
2. Составьте план текста.
• Понятие социальной роли
• Классификация социальных ролей
• Межролевые конфликты
• Внутриролевые конфликты
• Связь перестройки ролевой системы с изменениями внутри человека
3. Какой смысл социологи вкладывают в понятие «социальная роль»?
В социологии «социальная роль» чаще всего понимается как функция, связанная с определённой социальной позицией и не зависящая от личных свойств занимающих эту позицию индивидов.
4. Какие разновидности социальных ролей упоминаются в тексте?
• Групповые
• Индивидуальные
• Статусные роли
• Ситуативные роли
• Приписываемые роли
• Достижимые роли
Опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, проиллюстрируйте примером каждую из них.
Примером групповой роли может быть роль "лидера группы" в студенческом проекте, где студент, выбранный группой, отвечает за координацию работ и принятие решений.
Примером индивидуальной роли "главного программиста" в IT-компании может требовать особых навыков и знаний, которые уникальны для данного сотрудника.
Примером статусной роли может быть "президент компании", который обладает авторитетом и властью в организации.
Примером ситуативной роли в ситуации экстренной помощи на улице люди могут временно принимать роли "спасателя" или "пострадавшего".
Примером приписываемой роли может быть "муж" или "жена" в традиционной семье.
5. Почему, по мнению автора, возникают межролевые и внутриролевые конфликты?
Разные роли не совпадают и часто противоречат друг другу. Связанные с этим межролевые конфликты создают диссонанс и активизируют работу самосознания, побуждая индивида координировать разные стороны своей деятельности соответственно какой-то шкале ценностей.
Каждая социальная роль есть взаимоотношение, которое его участники могут определять по-разному. Внутриролевые конфликты также предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.
6. Чем можно объяснить болезненность переживания человеком потери значимых ролей?
Болезненность переживания потери значимых ролей может быть обусловлена различными факторами, включая социальную динамику, культурные нормы и личностные характеристики человека.
Опираясь на текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые два возможных способа компенсации этой потери.
Человек может попытаться найти новые интересы и увлечения, которые помогут ему отвлечься от переживаний о потере значимых ролей. Развивая новые навыки и умения, человек может стать более компетентным и успешным в своей новой роли.
Человек может обратиться за поддержкой к друзьям, семье или другим доверенным лицам. Общение с близкими людьми может помочь человеку почувствовать себя менее одиноким и поддержанным, а также поделиться своими чувствами и эмоциями.
Подумайте, что объединяет эти высказывания и в чём они дополняют друг друга. Поясните свой ответ, используя понятия «социальный статус», «социальная роль», «социальные нормы», «социализация».
Данные высказывания указывают на то, что человек привык жить в обществе. Однако, при этом человек в обществе берет на себя определенные социальные статусы и роли, так как этого требует общество. Об этом говорится во втором высказывании.
Изучаем свой статусный и ролевой набор.
Определите свои социальные статусы и основной социальный статус на данном этапе вашей жизни.
Я являюсь студентом 9 класса. Мой главный социальный статус на данный момент — ученик средней школы.
Объясните, почему именно этот статус является главным.
Я считаю, что мой основной социальный статус определяется тем, что я получаю образование и развиваюсь как личность.
Назовите права и обязанности, которыми наделяет этот статус.
Я имею право на получение бесплатного образования, доступ к культурным мероприятиям и спортивным объектам, а также на защиту моих прав и свобод.
На основании ранее изученного материала (6 класс) о возрастах жизни человека и личного социального опыта попробуйте спрогнозировать свой статусный набор через 10 лет, через 20 лет.
Через 10 лет я буду сотрудником какой-то фирмы, мужем/женой или молодым человеком/девушкой. Через 20 лет я буду отцом или матерью, руководителем фирмы или владельцем своей.
1. На основе приведённых фактов биографии назовите социальные статусы, которые были у А. И. Солженицына.
• Ребенок
• Ученик
• Студент
• Солдат
• Осужденный
• Писатель
Определите, какие обстоятельства влияли на их возникновение и исчезновение.
• Рождение
• Поступление в школу
• Поступление в университет
• Участие в Великой Отечественной войне
• Замечания в адресе И. В. Сталина
• Написание произведений
2. Предположите, какой ролевой набор соответствовал каждому из названных статусов.
• Ребенок
• Ученик
• Студент
• Солдат
• Осужденный
• Писатель
3. Опираясь на материалы библиотечного фонда и ресурсы Интернета, подготовьте сообщение о творчестве А. И. Солженицына.
Александр Солженицын — известный русский писатель XX века. Его произведения охватывают различные жанры литературы, включая романы, повести, рассказы и эссе. Один из наиболее знаменитых произведений Солженицына — "Один день Ивана Денисовича", который рассказывает историю простого советского заключенного в трудовом лагере. Роман получил высокую оценку критиков и стал символом борьбы за свободу слова и против коммунистического режима.
Еще одно знаменитое произведение Солженицына — "Архипелаг ГУЛАГ", который состоит из множества глав, описывающих жизнь заключенных в советских трудовых лагерях. Книга вызвала широкий общественный резонанс и стала символом сопротивления советской власти.
Помимо романов и повестей, Солженицын также написал множество рассказов и эссе, которые отражают его жизненный опыт и наблюдения за русской культурой. Некоторые из его работ были переведены на многие языки мира и стали бестселлерами.
Приведите различные виды социальных норм.
• Обычаи и традиции
• Правовые нормы
• Моральные нормы
• Эстетические нормы
• Политические нормы
• Религиозные нормы
• Нормы этикета
1. Какой ответ наиболее популярен?
Большинство населения отметили, что людям, у которых есть проблемы с алкоголем, необходимо помогать.
Выскажите предположение о причинах его популярности.
Я думаю, большинство населения отметили, что людям, у которых есть проблемы с алкоголем, необходимо помогать, потому что они считают алкоголизм болезнью. Люди, которые имеют пристрастие к алкоголю, находятся в тяжелом положении, и им нужна помощь.
2. Как вы считаете, какую помощь общество может оказать алкоголикам, наркоманам? Поясните свой ответ.
Наркомания и алкоголизм являются хроническими заболеваниями, лечение которых требует длительного времени и усилий. Общество может предоставить финансовую поддержку для оплаты лечения, а также ресурсы и консультации для тех, кто хочет избавиться от зависимости.
Люди, страдающие от зависимости, могут нуждаться в поддержке окружающих. Друзья, семья и сообщество могут предоставлять эмоциональную поддержку, предлагать советы и рекомендации, а также помогать в поиске профессиональной помощи.
1. Какой смысл учёные вкладывают в понятия «социальный статус», «статусный набор»?
Социальный статус (от лат. status - состояние, положение) – позиция индивида в группе или группы в социальной структуре общества, которая предполагает совокупность некоторых прав и обязанностей индивида или социальной группы.
Каждый человек обладает не одним статусом, а множеством. Их совокупность называется статусным набором.
2. Приведите примеры предписанных и достигаемых статусов.
Предписанный статус человек получает от рождения независимо от желаний и возможностей. К подобным статусом относятся национальность, место рождения, социальное происхождение, пол, расовая и этническая принадлежность и т. п.
Достигаемый статус приобретается личностью в результате свободного выбора и целенаправленных действий, например профессия, уровень образования и др. Врач, инженер, бухгалтер, учитель — это примеры достигаемых статусов.
3. Что такое социальная роль?
Социальная роль — это модель поведения, ожидаемая обществом от человека, имеющего определённый социальный статус.
От чего зависит ролевой набор?
Совокупность всех социальных отношений, в которые вовлечён человек вследствие того, что он занимает определённый социальный статус, называется ролевым набором.
Ролевой набор - совокупность всех возможных ролей, которые принадлежат социальному статусу, т. е. это все возможные модели поведения людей, имеющих определённый социальный статус.
4. Почему учёные говорят «социальная роль выполняется», но про театральную роль мы скажем «роль играется»? Почему нельзя «сыграть социальную роль»?
Учёные используют термин "социальная роль" для описания ожиданий, норм и требований, которым должен соответствовать человек, чтобы считаться членом определенного сообщества или профессии. В отличие от этого, термин "роль играется" используется для описания процесса воплощения этих ожиданий, норм и требований в реальной жизни актерами на сцене или перед аудиторией.
5. Какое поведение называют девиантным?
Отклоняющееся (девиантное) поведение — это тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе социальным нормам, ценностям, ожидаемым образцам.
6. Приведите примеры культурно одобряемых отклонений.
К культурно одобряемым отклонениям относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. Всё это связано с социальным творчеством, направлено на улучшение всей общественной системы.
7. В чём состоит профилактика негативных отклонений?
Очень важны для профилактики нежелательного поведения нормальные, доверительные отношения с родителями.
Государство стремится оказывать всестороннюю социальную помощь семьям. Организация досуга детей позволит решить проблему свободного времени, избыток которого порой приводит к различным негативным последствиям.
Главная профилактическая мера - знать правду о последствиях употребления алкоголя и наркотиков. Информацию о последствиях девиантного поведения и способах воздержания от него можно получить из лекций, бесед, специальной литературы или видео- и телефильмов.
К способам профилактики негативных девиаций относят пропаганду здорового образа жизни, запрет в общественных местах, средствах массовой информации рекламы алкоголя, табачных изделий. Также выделяют различные виды активного обучения социально важным навыкам (групповые тренинги), в ходе которых формируются установка на неприятие девиантного поведения, жизненные навыки, помогающие защитить свою жизнь, в том числе умение отказывать, навыки самоконтроля.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением

Похожие решебники