Страница 89-96 ГДЗ Рабочая тетрадь Юдовская Баранов 7 класс (История)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Юдовская, Баранов, Ванюшкина 7 класс, Просвещение:
§15. Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
1. 1) Каковы черты традиционного общества?
A) потребительское отношение к природе
Б) государственно-религиозная регламентация жизни человека
B) демократические формы правления
Г) сохранение деревенской общины
Д) сословный строй
E) личность - высшая ценность
Ж) господство сельского хозяйства
Правильный ответ:
1) АБДЕ
2) БГДЖ
3) ВГДЕ
4) АВДЖ
2) Заполните пропуски в предложениях, используя приведённый список элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента. Будьте внимательны: в списке больше элементов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Традиционное общество - это общество, которое регулируется традиция (А-4). Их сохранение является в нём более высокой ценность (Б-3), чем развитие (В-5), связанное с переходом к новому, более совершенному состоянию.
Список элементов:
1) закон
2) отсталость
3) ценность
4) традиция
5) развитие
Ответ:
А - 4
Б - 3
В - 5
2. Прочитайте приведённые ниже истории из жизни представителей китайского общества XVII в. Найдите в тексте факты: а) подтверждающие, что общество было традиционным (подчеркните факты одной чертой); б) свидетельствующие о разложении традиционного общества (подчеркните факты двумя чертами).
В начале XVII в. министр императорского правительства Чжань Хань писал, что его предок Чжань И-ань занимался винной торговлей. Но однажды случилось наводнение, и всё заготовленное вино прокисло. Поэтому он оставил виноторговлю, и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок, и ткал на нём тончайшие цветные полотна. Он не успевал снять ткань со станка, как уже не было отбоя от покупателей. В итоге он получал 20% прибыли. Через 20 дней он добавил ещё один станок, а впоследствии имел их более 20. В лавки купцов поступало большое количество его тканей, и всё же спрос не был удовлетворён. С тех пор его семья сильно разбогатела. Четыре поколения семьи Чжань И-аня продолжали дело, и каждый… увеличивал богатство, которое в конце концов достигло нескольких тысяч золотых.
Ли Цзы-чэн родился в 1606 г. в Минчжи. Отец его, Ли Шоу-чжун, происходил из крестьян-собственников, но под конец разорился, выполняя повинности деревенского стражника. Ли Цзы-чэн в детстве учился всего несколько лет, а затем пас овец, принадлежавших помещику Ай. Он изучал фехтование и кулачный бой, потом служил курьером. По традиции после смерти отца повинность деревенского стражника должен выполнять сын. Это был период массового бегства крестьян из провинции Шэньси. Из каждых десяти дворов оставалось только один-два. Однако общая сумма налогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян. В случае неурожая крестьяне не в состоянии были выплатить налоги, даже продав всё своё имущество. Все недоимки по налогам должен был возместить деревенский стражник. Таким образом, задолженность Ли Цзы-чэна росла. За это его часто пороли и сажали в колодки. Доведённый до отчаяния, он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом.
а) факты, подтверждающие, что общество было традиционным (подчеркните факты одной чертой):
• Четыре поколения семьи Чжань И-аня продолжали дело, и каждый… увеличивал богатство, которое в конце концов достигло нескольких тысяч золотых.
• По традиции после смерти отца повинность деревенского стражника должен выполнять сын.
• Однако общая сумма налогов сохранялась прежней и раскладывалась на оставшихся крестьян. В случае неурожая крестьяне не в состоянии были выплатить налоги, даже продав всё своё имущество
• Все недоимки по налогам должен был возместить деревенский стражник. Таким образом, задолженность Ли Цзы-чэна росла. За это его часто пороли и сажали в колодки.
б) факты, свидетельствующие о разложении традиционного общества (подчеркните факты двумя чертами):
• Поэтому он оставил виноторговлю, и, раздобыв слиток серебра, купил один ткацкий станок, и ткал на нём тончайшие цветные полотна.
• Доведённый до отчаяния, он совершил убийство и бежал в Ганьсу, где стал солдатом
3. Разместите на ступеньках лестницы известные вам сословия японского общества раннего Нового времени в соответствии с существовавшей социальной иерархией. Письменно выполните задание.
Отметьте значком квадрат самое многочисленное сословие, значком треугольник сословие, которое считали «паразитом».
4. Прочитайте приведённый ниже текст и выполните задание.
Собрались как-то богатые японские купцы в городе Эдо. Сказал один купец: «У самураев есть кодекс чести, образ жизни крестьян зависит от самураев, а мы, купцы, можем сами установить для себя правила». Второй купец сказал: «Купцы, в отличие от самураев, не имеют жалованья и содержат семьи на деньги, полученные от торговли. Так продолжается из поколения в поколение». А третий купец добавил: «Поэтому нам приходится быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на чёрный день: на случай болезни, пожара или землетрясения. А так как на жизнь мы получаем от своих клиентов, то нужно браться за любые самые маленькие сделки. Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям». И все вместе приняли решение: написать правила поведения для купцов, да такие, чтобы помогали они зарабатывать деньги.
Поразмышляйте, какими должны были быть эти правила. Запишите их.
Ответ:
• быть скромными в одежде, еде, убранстве дома и откладывать сбережения на чёрный день: на случай болезни, пожара или землетрясения.
• нужно браться за любые самые маленькие сделки.
• Купцы не должны проявлять неучтивость даже к служанкам и детям
• Нужно стараться делать свои товары качественно, чтобы иметь больше покупателей
• Нужно вежливо и учтиво общаться с покупателями
5. 1) Установите соответствие между религиозными верованиями и странами Востока в раннее Новое время: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. Будьте внимательны: в одной стране могло существовать несколько религиозных верований.
Религиозные верования
A) даосизм
Б) индуизм
B) буддизм
Г) синтоизм
Д) конфуцианство
Страны
1) Индия
2) Китай
3) Япония
Ответ:
1 – Б, В
2 – А, В, Д
3 – В, Г
2) Подчеркните название религии, которая является мировой.
Мировой религией является буддизм.
6. Прочитайте высказывания Конфуция, письменно ответьте на вопрос и выполните задание.
1. Набирая учеников, Конфуций руководствовался принципом «в стремлении к знаниям не должно быть имущественных различий».
2. Когда ученики спросили Конфуция о его желании, он ответил: «Вот моё главное желание. Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу о старших».
3. Конфуций говорил: «Когда отец жив - следуй его стремлениям; когда отец скончался - следуй его поступкам; если в течение трёх лет не изменять Пути отца, то про такого человека можно сказать, что он исполнил долг сыновней почтительности».
4. Конфуций сказал: «Благородный муж, совершив проступок, исправляет его делами, низкий человек, совершив проступок, заглаживает его словами».
5. Конфуция спросили: «Когда население столь многочисленно, то как быть с ним?» Учитель ответил: «Сначала обогатить, потом воспитывать».
6. Конфуций говорил: «Высший - тот, кто знает от рождения; следующий - тот, кто познаёт в учении; следующий далее - учится, когда испытывает крайность; те же, кто в крайности не учатся, - люди низшие».
7. «Что называется долгом человека?» - спрашивал Конфуций. И сам отвечал: «Отец должен проявлять родительские чувства, а сын - почтительность, старший брат - доброту, а младшие - покорность. Эти качества и именуются человеческим долгом. Проповедь верности и миролюбия именуется человеческой пользой. Борьба и взаимные убийства именуются людскими бедствиями».
8. Правитель одной из областей Китая спросил Конфуция: «Что нужно предпринять, чтобы народ подчинялся?» Конфуций ответил: «Если возвышать прямых и ставить их над кривыми, то народ сам подчинится. Если возвышать кривых и ставить их над прямыми, то народ не подчинится».
9. Конфуция спросили: «Каждый человек может быть назван сановником?» Учитель ответил: «Того, кто может чувствовать стыд за свои поступки и, будучи направленным в другие страны, не подведёт своего государя, можно называть сановником».
10. Конфуций сказал о себе: «Я приобрёл знания отнюдь не от рождения. Лишь благодаря любви к древности и настойчивости к учёбе я получил их».
1) Почему у учения Конфуция появилось много последователей не только в Китае, но и в других странах?
Я думаю, у учения Конфуция появилось много последователей не только в Китае, но и в других странах, потому что это учение было близко людям из разных стран. Оно отражало человеческую мудрость.
2) Отметьте высказывания Конфуция: а) которые, по вашему мнению, актуальны в наши дни (закрасьте первый квадрат рядом с номером высказывания); б) которыми вы руководствуетесь в своей жизни (закрасьте второй квадрат рядом с номером высказывания).
Ответ:
а – 2,4,5,6,7,9,10
б – 4,6,7,10
7. 1) Разгадав шифрограмму, вы прочитаете одно из положений религиозного учения.
1) Значение слова «бусидо». 2) Важнейший принцип организации жизни в общине. 3) Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу - монарху. 4) Духовный титул императора Японии с VII в. 5) Социальное положение царевича Гаутамы, когда он бежал из дворца.
Ответ:
1 – кодекс чести самураев
2 – круговая порука
3 – абсолютизм
4 – верховный жрец
5 – отшельник
«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»
2) Заполните пропуски в предложении.
Это религиозное положение олицетворяют три вырезанные из дерева обезьянки на дверях храма. Одна из них закрыла лапами глаза, другая - уши, третья – рот.
3) Какое религиозное учение отражает данное положение? Почему?
Данное положение отражает синтоизм, потому что считается, что три обезьяны символизируют собой идею недеяния зла и отрешённости от неистинного.
8. 1) Разгадайте криптограмму. Для этого необходимо дорисовать в каждом звене недостающие элементы (лучше делать это цветным карандашом или фломастером). Из новых линий служатся буквы, и вы сможете прочитать, какой зашифрованный образ традиционного общества использовал британский исследователь Р. Д. Льюис.
Слово: паутина
2) Почему Р. Д. Льюис использовал такой образ для раскрытия сущности традиционного общества? Запишите ответ.
«Общество-паутина» - это социум, в котором все члены жестко взаимозависимы и между ними устанавливается строгая иерархия моральных и социальных обязанностей, как по вертикали, так и по горизонтали.
3) С каким образом связывается у вас традиционное общество? Придумайте и нарисуйте эмблему, символизирующую это общество. Напишите краткий комментарий к своей эмблеме.
Похожие решебники
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением