Параграф 8 ГДЗ Тетради-тренажёра Котова Лискова 10 класс (Обществознание)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Котова, Лискова 10 класс, Просвещение:
Раздел II. Основные сферы общественной жизни
Глава 3. Духовная культура
§ 8. Культура и духовная жизнь общества
1. Используя текст учебника, заполните таблицу.
Функция культуры
Ценностно-ориентировочная
Познавательная
Регулятивная
Коммуникативная
Информационная
Сущность
Формирование системы ценностей и норм поведения у людей
Получение знаний о мире, о себе, о других людях
Регулирование поведения людей, их взаимоотношений
Обеспечение общения между людьми
Хранение и передача информации от поколения к поколению
Примеры
Религия приписывает человеку соблюдать пост
Ученик узнает на уроках астрономии об устройстве Солнечной системы
Мораль регулирует поведение людей
Люди обсуждают новый фильм
Написание книг, картин
2. Заполните пропуски в схеме.
Список примеров:
1) учёные открыли новые химические элементы
2) школьник читает вслух стихотворение А. С. Пушкина
3) известный режиссёр поставил спектакль по пьесе современного автора
4) оперный певец на концерте исполнил арии из опер Дж. Верди
5) женщина печёт пироги по рецепту своей бабушки
6) архитекторы спроектировали самый высокий в мире небоскрёб
7) телекомпания сняла продолжение популярного телесериала
8) студент решает математическую задачу, комбинируя различные алгоритмы и приёмы
3. Для нас вполне привычно звучат словосочетания «культура труда», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». Как вы думаете, эти словосочетания относятся к культуре или культурности? Поясните своё мнение.
Все эти словосочетания относятся к культуре. Культура — это совокупность материальных и духовных достижений общества, а также способ организации жизни и деятельности людей.
4. Субкультура — это часть культуры того или другого общества (культура конкретных социальных групп), в отдельных чертах отличающаяся от целого или противостоящая ему, но в главных чертах представляющая доминирующую культуру. Субкультура включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для неё. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Приведите по два-три примера а) субкультур, б) контркультур и в каждом случае кратко поясните свой выбор.
а) Примеры субкультур:
Хипстерская субкультура — это молодежная субкультура, которая характеризуется стремлением к уникальности, интересу к искусству, моде и альтернативной музыке.
Готическая субкультура — это субкультура, которая отличается мрачным и меланхоличным стилем в одежде, музыке и мировоззрении.
Субкультура эмо — это молодежная субкультура, которая характеризуется выражением сильных эмоций, часто через музыку и моду.
б) Примеры контркультур:
Панк-культура — это контркультура, которая возникла в 70-х годах и противостоит общепринятым нормам и ценностям, выражая это через музыку, моду и образ жизни.
Культура хиппи — это контркультура, которая возникла в 60-х годах и противостоит общепринятым нормам и ценностям, выражая это через мирные протесты, свободную любовь и альтернативный образ жизни.
Культура киберпанка — это контркультура, которая противостоит общепринятым нормам и ценностям, выражая это через интерес к технологиям, виртуальной реальности и антиутопическому будущему.
Что такое диалог культур? Почему он необходим для полноценного функционирования культуры?
Диалог культур — это процесс взаимодействия и взаимного обогащения различных культур. Он необходим для полноценного функционирования культуры, так как позволяет культурам обмениваться идеями, ценностями и достижениями. Диалог культур способствует развитию и прогрессу общества, так как позволяет преодолевать культурные барьеры и создавать новые формы культуры.
5. Проанализируйте приведённые ниже признаки культуры. Что объединяет признаки каждой группы?
a) Развлекательный характер, коммерческая направленность, доступность, стандартизация содержания.
Это признаки массовой культуры.
б) Содержательная и художественная сложность, доступность только подготовленному зрителю, направленность на самовыражение творца, уникальность.
Это признаки элитарной культуры.
в) Анонимность произведений, творчество нескольких поколений, переживание обществом различных событий, фольклорный компонент.
Это признаки народной культуры.
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Интернет можно рассматривать как медиа-среду (А), аналогичную телевидению, радио (Б) и печатной прессе. В Интернете существуют свои средства массовой информации, общие и отраслевые. Некоторые из них зарегистрированы как обычные СМИ, но это пока скорее исключение, чем правило. Под интернет-СМИ понимается регулярно обновляемый информационный сайт (В), пользующийся определённой популярностью и авторитетом (Г) (имеющий свою постоянную аудиторию).
Большинство интернет-СМИ обновляется ежедневно или даже непрерывно в течение дня. Благодаря этой опера-тивности интернет-СМИ часто используются в качестве источника информации (Д) для обычных СМИ. Многие обычные (офлайновые) газеты и журналы имеют свои представительства (E) в Интернете. Они часто выкладывают там материалы своих выпусков, а иногда даже делают самостоятельное интернет-издание».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) массовая культура
2) информационный сайт
3) источник информации
4) медиа-среда
5) представительство
6) авторитет
7) радио
8) журналистика
9) информационное агентство
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ: А – 4
Б – 7
В – 2
Г – 6
Д – 3
Е – 5
7. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы и разновидности культуры». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Понятие культуры
2. Основные формы культуры:
а) Материальная и духовная культура.
б) Элитарная и массовая культура.
в) Высокая и народная культура.
3. Разновидности культуры:
а) Профессиональная и любительская культура.
б) Городская и сельская культура.
в) Западная и восточная культура.
4. Влияние культуры на жизнь человека
8. Прочитайте высказывание и выполните задания.
«Я не хочу обносить стенами свой дом или заколачивать свои окна. Я хочу, чтобы дух культуры различных стран как можно свободнее веял повсюду: не надо лишь, чтобы он сбил меня с ног» (Рабиндранат Тагор (1861-1941), индийский писатель, композитор, художник, общественный деятель).
Как вы понимаете смысл высказывания?
Смысл высказывания заключается в том, что автор не хочет полностью изолироваться от культуры других стран, но в то же время не хочет быть подавленным ею. Он стремится к свободному обмену культурными ценностями.
С помощью каких обществоведческих терминов можно раскрыть смысл поднятой писателем проблемы?
Культура, диалог культур, культурная интеграция.
Какова ваша позиция по данной проблеме?
Моя позиция по данной проблеме заключается в том, что культурный обмен и интеграция важны для развития общества, но при этом необходимо сохранять и уважать собственную культуру.
Аргументируйте своё мнение.
Культурный обмен способствует развитию взаимопонимания между народами, расширению кругозора и обогащению культуры. В то же время, сохранение собственной культуры важно для поддержания национальной идентичности и культурного разнообразия.
Приведите примеры, иллюстрирующие ваши аргументы.
• Глобализация, которая способствует распространению культурных ценностей по всему миру, и в то же время приводит к угрозе исчезновения некоторых уникальных культурных традиций;
• Межкультурные браки, которые способствуют обмену культурными ценностями, но также могут вызывать конфликты из-за различий в культурных нормах и ценностях.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением