Упр.59 ГДЗ Бархударов 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2020)
Решение #3 (Учебник 2020)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов, Крючков, Максимов 8 класс, Просвещение:
Укажите причастия и деепричастия. Что общего между ними и что их различает? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Расскажите об образовании причастий и деепричастий.
На лето мы поехали в знакомую деревню. Это было очень хорошее место для охоты. В деревн.. я ра(с, сс)читывал заня(т, ть)ся полевым обучением моей новой собаки. ... Чтобы на охот., было поменьше шума я научил её ложи(т, ть)ся на любом ра(с, сс)тояни.. по приказанию которое я отдавал поднимая3 над головой руку. ...Я знал что многие молодые собаки на охоте принимаю(т, ть)ся за обучение (н..)сразу, и решил терпеливо работать. Но сколько я (н..)старался — дело (не)двигалось. Малинка (по)прежнему носилась по полю (н..)малейшего внимания (н..)обращая на птиц вылетавших3 (из)под самого её носа. Обеспокоенный3 (н..)удачей я написал своему приятелю старому и опытному охотнику прося у него доброго совета. Прежде всего (н..)падайте духом и (н..)теряйте терпения ответил мне старый охотник. У каждой кровной охотнич(?)ей собаки если она (н..)испорче(н, нн)а3 окончательно городским комнатным воспитанием и лежанием на диванах рано или поздно (не)преме(н, нн)о должна пробуди(т, ть)ся охотнич(?)я страсть...
(И. Соколов-Микитов. «Малинка»)
На лето мы поехали в знакомую деревню. Это было очень хорошее место для охоты. В деревне (1-е скл. П. п.) я рассчитывал заняться (что сделать?) полевым обучением моей новой собаки. ...Чтобы на охоте (1-е скл. П. п.) было поменьше шума, я научил её ложиться (что делать?) на любом расстоянии (на ИЕ; П. п.) по приказанию, которое я отдавал, поднимая над головой руку. ...Я знал, что многие молодые собаки на охоте принимаются (что делают?) за обучение не сразу (НЕ с наречием), и решил терпеливо работать. Но сколько я ни (отрицательная частица с глаголом) старался – дело не двигалось (НЕ с глаголом). Малинка по-прежнему носилась по полю, ни (отрицательная частица) малейшего внимания не обращая (НЕ с деепричастием) на птиц, вылетавших из-под (предлог) самого её носа. Обеспокоенный неудачей (=поражением), я написал своему приятелю, старому и опытному охотнику, прося у него доброго совета. "Прежде всего не падайте (НЕ с глаголом) духом и не теряйте (НЕ с глаголом) терпения, - ответил мне старый охотник. – У каждой кровной охотничьей собаки, если она не испорчена (НЕ с кратким причастием) окончательно городским комнатным воспитанием и лежанием на диванах, рано или поздно непременно (не употребляется без НЕ) должна пробудиться (что сделать?) охотничья страсть..."
1) Причастия и деепричастия схожи тем, что обе части речи обладают признаками глагола. Причастия могут быть возвратными и невозвратными, а также имеют формы настоящего и прошедшего времени. Деепричастия делятся на совершенный и несовершенный вид.
Отличие между ними заключается в том, что причастия также имеют признаки прилагательных и выполняют в предложении роль определения. Деепричастия, напротив, обладают признаками наречий и служат обстоятельствами в предложении.
2) Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов I спряжения с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- и от глаголов II спряжения с помощью суффиксов -ащ-/-ящ-. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени (инфинитива) на гласный с помощью суффикса -вш-, от основы прошедшего времени на согласный с помощью суффикса -ш-, а также от основы прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- (в форме прошедшего времени -ну- выпадает).
Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов I спряжения на -ать (-ять), -ывать (-ивать), -вать (1-го продуктивного класса) и бесприставочных глаголов на -овать (-евать) (3-го продуктивного класса) с помощью суффикса -ем-, от глаголов II спряжения с помощью суффикса -им, а от некоторых глаголов I спряжения образуются причастия с помощью суффикса -ом-. Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса -нн- от основы инфинитива на гласный, с помощью суффикса -енн-, который присоединяется к основе инфинитива на согласный, и суффикс -т- присоединяется к основе и суффиксу -ну- глаголов.
3) Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида. Если у глаголов несовершенного вида есть суффикс -ва-, деепричастия формируются от основы инфинитива, например: "придавать" > "придавая", "поливать" > "поливая". Эти деепричастия формируются с помощью суффиксов -а (-я), -учи. Однако, они образуются не от всех глаголов несовершенного вида.
Деепричастия не образуются от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных (исключение: "мчаться" > "мчась"), например: "льют", "шьют", "жмут", "ткут". Также они не образуются от глаголов с основой на г, к, например: "бегут", "берегут", "пекут", "текут". Глаголы с чередованием согласных з-ж, с-ш в основах инфинитива и настоящего времени также не образуют деепричастий, например: "мажут", "режут", "пишут", "пляшут". Наконец, деепричастия не образуются от глаголов несовершенного вида, оканчивающихся на -нуть, например: "крепнуть", "мёрзнуть", "тянуть", "пахнуть".
Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (если основа кончается на гласный) и -ши (если основа на согласный).
Спишите, расставляя необходимые знаки препинания, вставляя пропущенные буквы. Составьте схемы 4—7-го предложений таким образом: простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, обозначьте квадратными скобками; в сложноподчинённом предложении независимое (главное) предложение обозначьте тоже квадратными скобками, а зависимое — круглыми.
Образец. 1) [ ], и [ ] — сложносочинённое предложение с союзом и;
2) [ ], (чтоб...) — сложноподчинённое предложение с союзом чтоб.
Я велел (велено) ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным (исключение) домиком. Я вышел из кибитки (род. падеж) и потребовал, чтоб отвели меня к начальнику. Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь, без его согласия, не располагать ни одною копейкою. Швабрин подошёл ко мне с подносом, но я вторично от него отворотился (ворот). При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачёв был им недоволен. Один из старшин подал ему [Пугачёву] мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. Сердце моё заныло, когда оказались мы в давно знакомой комнате (предл. падеж). Очевидно было, что Савельич передо мною был прав. Жестокие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили (скорбь) меня. Я вышел вместе со Швабриным, рассуждая о том, что мы слышали.
(А. Пушкин)
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением