Упр.503 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 503 Проанализируйте стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет», входящее в цикл стихотворений Юрия Живаго. В чём вы видите своеобразие его художественной...
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
503 Проанализируйте стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет», входящее в цикл стихотворений Юрия Живаго. В чём вы видите своеобразие его художественной формы?
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Жанр произведения – философская лирика, раскрывающая глубину и эстетику творчества. Стихотворение имеет размер пятистопного хорея и перекрёстную рифму, мужскую и женскую.

1. Изложите письменно своё понимание этого стихотворения.
Основная тема стихотворения – образ лирического героя, который готов вести борьбу за свою свободу, справедливость и своё будущее. Стихотворение посвящено нравственному выбору человека. Что он выберет: жить не свою жизнь, быть удобным для общества, или же вечную борьбу за свою позицию, связанную с вечными трудностями и травлей со стороны общества, которое отвергает всех, кто хоть как-то выбивается из привычного образа жизни. Смысл жизни человека – вечный выбор между тем, как должно быть и тем, что хочет он сам.

2. Как, в каких словах выражена тема Божественного предначертания человеческого пути?
Тема Божественного предначертания человеческого пути выражена в следующих строках: «Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси». Это фраза из Евангелия. Её говорит Иисус в минуту сомнения в своих силах и деяниях.

3. Что в этом коротком стихотворении от Евангелия, что — от шекспировского Гамлета, а что — от Юрия Живаго?
От Евангелия: противопоставление главного героя лжи, в которой погряз мир. Он единственный противостоит ей.
От шекспировского Гамлета – тема фальши, игры роли в жизни, как на сценке. Как и Гамлет, лирический герой задаётся вопросом, кто режиссирует его жизнь: Бог, дьявол, судьба или история. Стоит ли смириться со своей судьбой или же бороться против неудовлетворительных обстоятельств.
От личной жизни Пастернака: борьба лирического героя с обществом, которое чуждо ему, отражает судьбу Пастернака, который был подвергнут травле как со стороны правительства, так и со стороны других писателей.

4. Какие значения реализует слово роль в тексте стихотворения?
Автор сравнивает жизнь с игрой на сцене. Это отсылка к Шекспиру и его «Гамлету». Тема фальши прослеживается и в его образе, ведь он «играет роль».

5. Проследите на одном из примеров работу Б. Л. Пастернака над текстом стихотворения, сравнив первоначальный и окончательный варианты.
Вот я весь. Я вышел на подмостки.
Я ловлю в далёком отголоске
То, что будет на моём веку.
На меня наставлен ужас ночи
Тысячей биноклей на оси.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Я ловлю в далёком отголоске.
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Пастернак доводит до совершенства строки, часть из них он делает драматичнее, другие смягчает, чтобы они не казались стенаниями.

6. Почему, на ваш взгляд, автор заканчивает стихотворение известной русской пословицей?
Пастернак заканчивает стихотворение известной русской пословицей «Жизнь прожить – не поле перейти», чтобы выразить мысль о сложности и неоднозначности бытия.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением