Упр.501 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 501 Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над глаголом улыбается (небу). прилагательным кудрявый (снег),...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 11 класс, Просвещение:
501 Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры. Проведите наблюдение над глаголом улыбается (небу). прилагательным кудрявый (снег), существительным сплав (вдохновений и сухожилий). Как изменяется их обычное значение в стихотворениях? Сделайте вывод о своеобразии обычных слов в поэтической речи (письменно). Подготовьте чтение, отражающее специфику каждого из этих стихотворений, передающее настроение и мысли автора, красоту стихотворной речи.
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подёрнулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще берёзовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой ленты заря.
С нежностью смотрит на звёзды далёкие
И улыбается небу земля.
(С. А. Есенин )
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
(И. А. Бунин)
Поясните художественный образ, созданный в стихотворении И. А. Бунина словосочетанием молодая старость. Как он связан с содержанием стихотворения в целом, с другими художественными деталями стихотворения?
Б. Пастернаку
Рас-стояние: вёрсты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: вёрсты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили — рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: вёрсты, дали...
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
(М. И. Цветаева )
Определите основную тему стихотворения М. И. Цветаевой. Как в художественном произведении выражен мотив разлуки? Какие языковые средства использует поэт для выражения основной идейной направленности произведения?
Тропы и стилистические фигуры:
Эпитеты – река серебристая, зелёная весна, в царстве вечернем, горы лесистые, рог золотой, песни глубокие; в снегу кудрявом, благовонном; блаженным звоном, ос завистливых и злых, подруга дорогая.
Метафора – рог золотой луны; запад подёрнулся лентою розовой; песню любви; розовой ленты заря; сплав вдохновений и сухожилий; по трущобам земных широт.
Сравнение – расселили нас как орлов; рассовали нас как сирот; разбили нас – как колоду карт.
Олицетворение – солнце садится; слушает заря; смотрит и улыбается земля.
Анафора – Расстояние: вёрсты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили…
Расстояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли…
Эпифора – Расстояние: вёрсты, дали…
Заговорщиков: вёрсты, дали…
Бессоюзие (али асиндетон) –
Расстояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
Умолчание –
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчёл и ос, завистливых и злых…
Расстояние: вёрсты, мили…
Расстояние: вёрсты, дали…
Заговорщиков: вёрсты, дали…
Параллелизм –
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подёрнулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей
Расстояние: вёрсты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили…
Расстояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли…
Инверсия – река серебристая; в царстве вечернем; за горы лесистые; лентою розовой; в чаще берёзовой; затянул соловей; слушает заря; слушает ласково; песни глубокие; смотрит и улыбается земля; на звёзды далёкие; в снегу кудрявом, благовонном; ос завистливых и злых; подруга дорогая; разбили нас.
Риторический вопрос – Старишься, подруга дорогая?
Который уж, ну который – март?
Риторической восклицание: …Вот будет ли такая
Молодая старость у других!
Разбили нас – как колоду карт!
Риторическое обращение – Старишься, подруга дорогая?
Оксюморон: молодая старость.
Градация – Расстояние: вёрсты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Расстояние: вёрсты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
Река серебристая; зелёная весна; рог золотой; песни глубокие; в снегу кудрявом, благовонном; блаженным звоном; ос завистливых и злых; рог золотой луны; запад подёрнулся лентою розовой; сплав вдохновений и сухожилий; по трущобам земных широт – данные словосочетания употреблены не в прямом, а в переносном значении для усиления художественного восприятия описываемых явлений.
Поэтическая речь имеет свои особенности, связанные с тем, что основная роль поэтического языка эстетическая. Он построен на средствах художественной выразительности. Поэтический язык не называет описываемые события напрямую, он сообщает о них посредством метафор. Описание природы даётся посредством олицетворения.
В стихотворении «Тихо струится река серебристая…» наиболее полно раскрывается природный дар Есенина-пейзажиста, умевшего видеть то, что другие люди попросту не замечали. Удивительная черта поэта наделять разумом и чувствами неодушевленные предметы привнесла в это стихотворение особую теплоту и нежность. В каждой строчке этого произведения сквозит любовь Есенина к тому миру, в котором «тихо струится река серебристая» и «рог золотой выплывает луны».
Мир наполнен гармонией, он совершенен и безупречен в своей красоте, когда «с нежностью смотрит на звезды далекие и улыбается небу земля». Именно таким представляется Есенину тихий весенний вечер.
«Молодая старость» – это оксюморон. Это словосочетание можно объяснить так: обновление жизни. Поэт не случайно использует данный художественный образ, который является частью образа старой яблони. Мысленно обращаясь к старой яблоне, Бунин восхищается ее красотой и ведет с ней скрытый от посторонних ушей монолог, наполненный сочувствием и пониманием. Хотя и не молода, но всё равно каждый год яблоня цветёт и приносит плоды (получается, что каждый год начинается новая жизнь). «Вот будет ли такая молодая старость у других!», — восклицает лирический герой стихотворения. Жизненный опыт подсказывает Бунину, что далеко каждому удается в преклонном возрасте сохранить бодрость духа, жизненные силы, оптимизм и способность находить утешение в окружающем мире. Старой яблоне это удается в полной мере, чего не скажешь о людях, разучившихся ценить то, что дается им судьбой.
Виртуозное владение языковыми средствами представлено в произведении, посвященном Пастернаку. Цветаева разделяет слово, начинающее художественный текст, и простой прием влечет за собой поразительные результаты.
На протяжении всего текста приставка раз– (рас-) продолжает играть несвойственную ей роль семантической единицы, обозначающей отдаленность героини и адресата. Автор собирает 14 примеров приставочных глаголов, и все они имеют страдательный залог. Последнее обстоятельство порождает еще одну важную тему – противоестественного, насильственного разделения лирического «мы».
Эффект протяженности верст и далей усиливают средства звукописи с опорой на свистящий «с». Из оригинального сочетания фонетических, морфемных и лексических средств вырастает модель художественного пространства: герои находятся на разных полюсах, «концах земли», в «трущобах» земного мира.
Судьба пары, разъединенной против собственной воли, сравнивается с существованием сирот. На этом сравнения не исчерпываются: автор прибегает к неожиданной характеристике «орлы-заговорщики». В ней персонифицируется образ хищных птиц, символа вольной жизни. Здесь же возникает мотив, проясняющий логику неведомых сил, которые противодействуют объединению лирического «мы»: по одиночке мятежники странны и подозрительны, а вместе – опасны, способны изменить картину мира.
Лирическое «я» дает собственную трактовку творческого союза главных героев, называя его «сплавом» – в противовес господствующей тенденции разделять.
Развитие темы насильственных изменений обостряется во втором четверостишии, где говорится о распятии. Библейские аллюзии вносят эмоциональную составляющую в картину раздробленного мира: вынужденная разлука горька, тягостна, мучительна.
Драматический накал финальной части дополняется образом разбитой колоды карт. Он завершает сложный комплекс приемов, представляющих физическую невозможность союза героев. Силой авторских ассоциаций изображения, напечатанные на картах, соотносятся с образами сплава и распятия. Они демонстрируют диссонансы настоящего, способного испортить, изломать судьбы творческих личностей.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением