Параграф 50 ГДЗ Сивоглазов Каменский 8 класс (Биология)

Изображение §50. УЧЕНИЕ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА И И.И. ПАВЛОВАЧто такое рефлекс?Рефлекс — это ответная реакция организма на воздействие раздражителей,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Сивоглазов, Каменский, Сарычева 8 класс, Просвещение:
§50. УЧЕНИЕ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.М. СЕЧЕНОВА И И.И. ПАВЛОВА
Что такое рефлекс?
Рефлекс — это ответная реакция организма на воздействие раздражителей, осуществляемая при участии нервной системы и под её контролем.
Какие рефлексы вы знаете? Что означает термин «высшая нервная деятельность»?
Рефлексы бывают безусловные (врождённые ответные реакции организма на конкретные раздражители) и условные (ответные реакции организма, приобретённые в течение жизни).
Высшая нервная деятельность — сложные процессы в высших отделах ЦНС, в первую очередь в коре больших полушарий головного мозга, лежащие в основе поведения человека и животных.
Думай, делай выводы, действуй
Проверь свои знания
1. В чём суть понятия «высшая нервная деятельность»?
Высшая нервная деятельность представляет собой сложные процессы в высших отделах ЦНС, в первую очередь в коре больших полушарий головного мозга, лежащие в основе поведения человека и животных. Т.е. суть понятия «высшая нервная деятельность» заключается в том, что адекватное поведение организма в изменяющихся природных и социальных условиях обеспечивают безусловные и условные рефлексы и высшие психические функции.
2. Кто создал учение о высшей нервной деятельности?
Учение о высшей нервной деятельности создал И.П. Павлов.
3. Какие рефлексы называются безусловными?
Безусловными называются врождённые рефлексы, которые наследуются от родителей и сохраняются на протяжении всей жизни.
4. Какие бывают безусловные рефлексы?
Безусловные рефлексы бывают:
- пищевые — связаны с рефлекторной деятельностью пищеварительного канала, это, например, сосание и глотание, отделение слюны или желудочного сока;
- защитные, или оборонительные, — зажмуривание глаз при приближении предмета и сужение зрачка при ярком свете, чихание и кашель, отдёргивание руки или ноги от болевого раздражителя и т.д.;
- исследовательские и ориентировочные связаны с изучением среды — хватание предмета и его ощупывание, исследование нового предмета ртом у ребёнка, обнюхивание и т.д.;
- рефлексы сохранения вида — половые и родительские.
5. Какие рефлексы приобретаются в течение жизни человека?
В течение жизни приобретаются условные рефлексы. Они обеспечивают приспособление к меняющимся условиям среды и формируются в результате жизненного опыта.
Выполни задания
1. Приведите примеры безусловных и условных рефлексов. Чем они различаются?
К безусловным рефлексам относятся, например, поворачивание головы на громкий звук, к условным — езда на автомобиле. Безусловный рефлекс проявляется у всех людей, сохраняются на протяжении всей жизни, вызывается безусловным раздражителем. Условный рефлекс приобретается в течение жизни, есть не у всех людей, временный (если не ездить на автомобиле несколько лет, то рефлекс затухает), вызывается уловными раздражителями (ехать на зелёный свет светофора и стоять на красный).
2. Подготовьте сообщение о жизни и деятельности И.П. Павлова и И.М. Сеченова.
И.П. Павлов
Иван Павлов — известный отечественный ученый-физиолог. Создал науку о высшей нервной деятельности, основал первую в России физиологическую школу. В 1904 году стал Нобелевским лауреатом в области медицины. Этой высокой наградой отмечена его работа по физиологии пищеварения. Прославился тем, что сумел разделить все физиологические рефлексы на два вида — условные и безусловные.
Детство и юность
Иван Павлов родился в Рязани в семье священника 26 сентября 1849 года. Мама Варвара — дочь священника. Отец семейства — Петр, священник, выходец из крестьянского сословия. Отец пользовался беспрекословным авторитетом у сына, он очень уважительно относился к нему, и всегда ориентировался на его мнение. Именно родители посоветовали Ивану учебу в духовном училище (поступает туда в 1860 году).
С детских лет Ваня отличался крепким здоровьем, рос веселым и жизнерадостным, помогал родителям справляться с хозяйством.
В восемь лет мама начала учить Ваню грамоте, однако в школу его отдали только спустя три года. Мальчик сильно ушибся, когда упал с лестницы, он плохо ел, сильно похудел и побледнел. Ваню лечили народными средствами, но они не помогали. Ваня начал поправляться после того, как больного и изможденного его доставили в Троицкий монастырь. Опекал его игумен этого монастыря. Гимнастические упражнения, хорошая еда и чистый воздух сделали свое дело — к мальчику вернулись жизненные силы и здоровье.
Семинария
По настоянию игумена и собственных родителей в 1864 году Иван стал слушателем духовной семинарии. Павлов посещал лекции по естественным наукам и прочим интересным предметам. Иван — постоянный участник дискуссий. Он превратился в заядлого спорщика, любого противника мог, что называется, «уложить на лопатки», находя опровержения на все его доводы и аргументы. Иван учился очень хорошо, вскоре вышел в лучшие ученики. Кроме этого, подрабатывал репетиторством.
Павлов обладал пытливым умом, любил читать, и вскоре познакомился с трудами выдающихся русских мыслителей. С годами Иван сконцентрировал свое внимание на естествознании. Постепенно Павлов понимает, насколько он далек от религии, и посвящать свою судьбу карьере священнослужителя ему совершенно не хочется. Иван решил стать студентом университета, и засел за книги по нужным для поступления предметам.
Физиология
В 1870 году Иван Павлов переселяется в Петербург, добивается своей цели — становится студентом университета. Учился молодой человек отлично. Физиология стала основным увлечением юноши, а с третьего года обучения превратилась в главный приоритет. Большое влияние оказал на него И.Ф. Цион, известный ученый и экспериментатор, после чего Павлов окончательно решил посвятить свою биографию науке.
В 1873 году молодой ученый начинает исследовательские работы над строением легких лягушки. Иван трудится над написанием научного труда на тему влияния нервов гортани на кровообращение. Руководителем Павлова стал тот же И.Ф. Цион, а соавтором один из студентов. Через некоторое время Павлов и еще один студент — М. Афанасьев, занялись изучением поджелудочной железы. Эта исследовательская работа награждена золотой медалью.
В 1875 году Павлов получает диплом этого учебного заведения, на год позже, чем его однокурсники. Дело в том, что Ивану пришлось учиться повторно на одном курсе. Он занимался исследованиями, а это отнимало массу сил и времени, и по этой причине выпускные экзамены оказались заваленными. Диплом Иван Павлов получил в 26 лет, его «распирают» амбиции, впереди у него радужные перспективы.
Начиная с 1876 года, Павлов становится ассистентом профессора К.Н. Устимовича из Медико-хирургической академии. Одновременно с этим, занимается изучением физиологии кровообращения. Труды, написанные Павловым в этот период, получили высокую оценку С.П. Боткина. По приглашению профессора, Иван переходит на работу в лабораторию Боткина, где в дальнейшем работает в течение двенадцати лет. Ученый начинает заниматься изучением физиологических особенностей крови и пищеварительного тракта. За эти годы в его биографии случались интересные события и открытия, прославившие его на весь мир.
В те годы для простого человека добиться успехов в какой-то отрасли было невозможно. Однако Павлову судьба улыбнулась после нескольких неудачных попыток. В 1890 году Павлов становится профессором Варшавского и Томского университетов. А спустя год после этого, Иван получил приглашение от Университета экспериментальной медицины. Ему предложили организовать и создать в этом университете отдел физиологии.
Иван Павлов оставался бессменным руководителем этой структуры до самой смерти. В стенах этого университета ученый занимается исследованием физиологии пищеварительных желез, и в 1904 году становится Нобелевским лауреатом в области медицины. Павлов стал первым из русских ученых, кого наградили этой премией за разработки в медицинской отрасли.
Октябрьская революция благосклонно сказалась на карьере ученого. Труды Павлова заинтересовали самого Владимира Ленина. Академику Павлову и всем его сотрудникам создали максимально хорошие условия для плодотворного труда. При власти советов лаборатория, в которой так долго трудился Павлов, прошла модернизацию и стала Физиологическим институтом. К 80-летию Ивана Павлова недалеко от Ленинграда открыли настоящий институт-городок, работы ученого печатали самые лучшие издательства страны.
Буквально при каждом институте начали работать клиники, оснащенные современным оборудованием. Штат сотрудников постепенно расширялся. Исследования Павлова финансировались за счет бюджетных средств, кроме этого, ученому дополнительно выделяли суммы на расходы. Ученый был безмерно благодарен советской власти за уважительное отношение к себе и к науке в целом.
Собака Павлова
Методика ученого была особенной, он понимал, что физиология и психические процессы неразрывно связаны. Труды, написанные ранее о механизмах пищеварения, стали началом для фундаментального развития нового направления в науке. Тридцать пять лет своей жизни Павлов посвятил на исследования в области физиологии. Именно он создал методику условных рефлексов.
Об одном из экспериментов, получившем название «собака Павлова», сейчас известно каждому школьнику. Он заключался в том, что ученый изучал рефлексы животного на воздействие извне. Опыт состоял в том, что вначале звучал сигнал метронома, а потом собака получала еду. После сеанса у животного выделялась слюна, даже если она не получала еду. Так Павлову удалось вывести понятие рефлекса, который формируется на опыте.
В 1923 году ученый впервые описал опыты над животными, которые проводились на протяжении двадцати лет. Ивану Павлову удалось сделать прорыв в изучении познаний функций мозга. Советское правительство всячески поддерживало результаты его исследований, которые были действительно ошеломляющими.
Смерть
Ученый редко болел, единственно, часто страдал от простудных заболеваний. Иногда после них случались осложнения, перетекающие в воспаление легких. Сердце выдающегося ученого остановилось 27 февраля 1936 года. Иван Павлов скончался от пневмонии, ему шел 88-й год. Местом упокоения «первого физиолога мира» стало Волковское кладбище.
И.М. Сеченов
Детство и юность
Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа 1829 года в селе Теплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии. Отцом ученого был мелкопоместный дворянин Михаил Алексеевич Сеченов, мать ? крепостная крестьянка Анисья Егоровна. Иван в семье был самым младшим из 8 детей. До 14 лет мальчик ни разу не выезжал за пределы родного села. Рос он преимущественно в женском окружении. Старшие братья учились в городе, а среди сверстников товарищей его возраста не было. Родители собирались отправить сына в Казанскую гимназию, к братьям, но из-за смерти отца материальное положение семьи пошатнулось. Поэтому Иван учился на дому, его наставниками стали сельский священник и гувернантка.
В 1843 году Сеченов-младший отправился в Петербург, где поступил в Главное инженерное училище. В его стенах юноша освоил физику, химию, математику и другие науки. После завершения учебы, в 1848-м, Ивана Михайловича распределили на службу в киевский саперный батальон. Однако молодой человек скоро осознал, что здешний образ жизни не для него. В 1850 году Сеченов подал в отставку.
Некоторое время Иван Михайлович провел дома, в Теплом Стане. А осенью того же 1850-го выехал в Москву. В столице юноша стал вольнослушателем медицинского факультета Московского университета. Летом 1851 года он выдержал вступительный экзамен и влился в ряды студентов. Поначалу под влиянием профессора Федора Иноземцева он склонялся к хирургии. Однако уже на старших курсах Сеченов сделал выбор в пользу физиологии.
В 1856 году молодому человеку предстояло выдержать выпускные экзамены. Декан медицинского факультета Николай Анке предложил талантливому студенту сдавать не обычные, а докторские экзамены. Они, разумеется, были сложнее и обязывали выпускника написать и защитить диссертацию. Сеченов согласился и вскоре сдал докторские экзамены.
После этого Иван Михайлович, прекрасно понимая, что постиг в Московском университете только азы, решил отправиться за границу. Он отказался от отцовского наследства и, получив от братьев 6 тыс. руб. компенсации, уехал в Германию. Там молодой человек посещал лекции Иоганна Мюллера, Эмиля Дюбуа-Реймона и других видных физиологов. Кроме того, он занимался в лабораториях, изучая химию и делая опыты. Результаты исследований Сеченов изложил в научной статье, которая сделала ему имя в кругах европейских физиологов.
Медицина и научная деятельность
В 1860 году Иван Михайлович защитил докторскую диссертацию по теме «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения». Чтобы детально разобраться в вопросе, Сеченов самостоятельно сконструировал «кровяной насос», действие которого наглядно показывало, как алкоголь влияет на поглощение кислорода кровью. Как алкоголь выделяется из организма, какие химические процессы он подавляет в тканях, как под его воздействием меняется мышечная и нервная деятельность — все эти темы физиолог всесторонне осветил в своей работе.
По приглашению профессора Ивана Глебова Сеченов начал работу в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Его лекции, полные фактов и новейших научных данных, вызывали горячий интерес со стороны слушателей. Одна из заслуг Ивана Михайловича состоит в том, что он первым сделал акцент на взаимосвязи между организмом и внешней средой — эта идея нашла отражение в статье «О растительных актах в животной жизни» (1861).
Помимо физиологии, в своих трудах Сеченов касался насущных проблем биологии, медицины и других наук. В 1862 году, будучи в Париже, Иван Михайлович работал в лаборатории французского медика Клода Бернара. Здесь произошло одно из главных его открытий: ученый доказал, что нервная деятельность человека состоит из двух непрестанных процессов — раздражительного и тормозного. Этот феномен получил название «центрального (или сеченовского) торможения». Детали открытия Сеченов изложил в работе, увидевшей свет в 1963 году.
Вернувшись из-за границы, Иван Михайлович издал в печатном виде лекции «О животном электричестве» (1963). За эту работу физиолог удостоился Демидовской премии. Последовавшие за ней «Рефлексы головного мозга» (1963) стали своего рода вершиной трудов Сеченова. Две части этого сочинения были опубликованы в №47 и №48 «Медицинского вестника». Отдельное издание вышло в свет в 1966 году.
Книга, которая опровергала предшествующие взгляды на мыслительную деятельность человека, вызвала скандал. По мнению цензуры, труд Сеченова подрывал религиозные, нравственные и политические основы. Тираж «Рефлексов головного мозга» был арестован, против ученого пытались завести судебное дело. Иван Михайлович отнесся к травле спокойно, заявив, что, если дело дойдет до суда, он продемонстрирует судьям опыт с лягушкой и докажет свою правоту.
Правительству пришлось снять с Сеченова обвинения и выпустить сочинение в свободное обращение. Однако до конца жизни Иван Михайлович оставался «на заметке» у царского правительства. Его научные исследования подвергались строгому изучению и, помимо академической цензуры, передавались на рассмотрение в вышестоящий цензурный комитет. В 1869 году Сеченов рекомендовал Илью Мечникова в профессора Медико-хирургической академии и, когда того забаллотировали, вышел в отставку в знак протеста.
Впоследствии Иван Михайлович трудился в Новороссийском, Санкт-Петербургском и Московском университетах. В 1891 году в своем родном университете он занял должность профессора кафедры физиологии. При этом ученый не переставал вести научную работу, ставить эксперименты.
Он исследовал психологию, физиологию мышечной деятельности и физиологию труда, физикохимию газов крови. В 1901-м Сеченов подал в отставку, сохранив за собой право пользоваться физиологической лабораторией. В 1902 года физиолог работал над изучением ритма работы мышц руки.
Смерть
Сеченов скончался 15 ноября 1905 года. Причиной смерти стало крупозное воспаление легких.
В память о выдающемся физиологе была учреждена премия, его имя носит целый ряд учреждений (например, Московский медицинский институт) и улиц. А родное село Ивана Михайловича, Теплый Стан, ныне называется Сеченово.
3. Приведите примеры известных вам условных рефлексов у домашних животных.
Примеры условных рефлексов у домашних животных: выделение слюны у домашних питомцев при звуках миски для еды, животные откликаются на кличку, выполнение собакой команд «сидеть», «лежать».
Обсуди с товарищами
Какова роль безусловных и условных рефлексов в жизни человека?
Условные рефлексы обеспечивают научение человека и возможность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Безусловные рефлексы обеспечивают жизнедеятельность организма — дыхание, чихание, глотание и т.д.
Выскажи мнение
Сложное поведение пчёл, муравьёв во многом основано на инстинктах, но его формируют и условные рефлексы.
Каждый инстинкт вырабатывался у пчел и муравьев постепенно в течение многих тысячелетий и сложился из группы отдельных рефлексов. Инстинкты более сложные, чем рефлексы, врожденные автоматические действия, проявляемые всеми без исключения пчелами и муравьями.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением