Ответы на вопросы §44 ГДЗ Загладин Петров 11 класс (История)

Изображение § 44. Развитие гласности и демократии СССР.Что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?Цензура - государственный надзор за издательской...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Загладин, Петров 11 класс, Русское слово:
§ 44. Развитие гласности и демократии СССР.
Что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?
Цензура - государственный надзор за издательской деятельностью, средствами массовой информации, литературным процессом и искусством. Цензура играла важную роль в советском обществе, она была широко распространена, так как руководство считало, что это необходимая мера обеспечения партийно-идеологической целостности.

1. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики гласности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.
Политика “гласности” Мероприятия “оттепели”
- Ослабление цензуры
- Критика культа личности Сталина
- Реабилитация репрессированных
Поголовная реабилитация Неполная реабилитация жертв репрессий
Снятие всех запретов, публикация ранее запрещенных произведений Частичная публикация ранее запрещенных произведений
Критика руководства -
2. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?
Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Критика существующих реалий являлась общим в деятельности СМИ. СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть. Среди СМИ наметилась политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма. Это различало деятельность СМИ. Они отличали интересы оппозиционных сил, интеллигенции.
3. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?
Я думаю, внимание общества к анализу прошлого обуславливалась тем, что руководство хотело предотвратить и учесть все ошибки, совершенные ранее. Также перестройка должна была представляться чем-то новым, его не было ранее.
4. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашенными М.С. Горбачевым?
Идеи демократической трансформации:
- Введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
- Правовое закрепление гражданских прав и свобод;
- Утверждение гарантий защиты независимости СМИ;
- Признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.
Они лишь частично совпадали с первоначальными планами Горбачева, который хотел лишь повысить эффективность экономики без изменений системы управления.
5. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?
Политический раскол был неизбежен. Слой номенклатуры был не удовлетворён воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Недовольство курсом Горбачёва постепенно возрастало. Демократизм его стиля управления воспринимался как проявление слабости. Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением