Параграф 43 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)

Не совпадает с вашим учебником?
Посмотрите устаревший решебник

Изображение §43. Города Эллады подчиняются МакедонииПроверьте себя. 1. Какие войны называются междоусобными? Почему они ослабляли Грецию? Междоусобная война – это война внутри...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§43. Города Эллады подчиняются Македонии
Проверьте себя.
1. Какие войны называются междоусобными? Почему они ослабляли Грецию?
Междоусобная война – это война внутри одной страны между её частями, городами, правителями. Воины разрушали селения, вырубали оливковые рощи и виноградники, вытаптывали пшеничные и ячменные поля. Разорялись земледельцы и ремесленники, а их имущество скупали богачи. Военные столкновения полисов друг с другом и раздоры между богачами и бедняками ослабляли Элладу.
2. Каковы различия во взглядах Исократа и Демосфена? К чему призывал каждый из них?
Исократ видел, что в греческих городах идёт жестокая борьба между богачами и бедняками. Он считал, что спасение Греции — в добровольном подчинении македонскому царю Филиппу. Он призывал Филиппа объединить всех греков и вместе пойти войной на Персию.
Демосфен, наоборот, был ярым противником Филиппа. Он выше всего ценил независимость и свободу родного города. Он разъезжал по Греции с гневными речами против македонского царя и пытался сплотить города для борьбы с ним.
3. Что представляла собой армия Филиппа Македонского?
Филипп создал большую и боеспособную армию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копьё. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться. Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, брёвна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колёсах. Сотни воинов толкали башни — эти страшилища шумели и грохотали, приближаясь к осаждённому городу и наводя ужас на его защитников.
4. Какую роль в битве при Херонее сыграл юный сын Филиппа?
В боевом строю с оружием простого воина стоял Демосфен. Македоняне превосходили греков численностью войск, тем не менее битва длилась долго. Под угрозой оказалось владычество Филиппа и даже его жизнь. Тогда царь притворным отступлением увлёк за собой афинские отряды. Не разгадав хитрости, они бросились преследовать противника, призывая друг друга гнать врагов обратно в Македонию. В этот момент восемнадцатилетний Александр во главе конницы нанёс по остальным эллинским отрядам сокрушительный удар. Видя успехи сына, Филипп внезапно повернул назад и обратил греков в бегство. Убитых было множество.
5. При каких обстоятельствах Александр стал царём Македонии?
В Македонии шли празднества по случаю свадьбы царской дочери. Филипп, окружённый друзьями и телохранителями, направился в театр. Внезапно один из царских приближённых, выхватив из-под одежд изогнутый клинок, пронзил им Филиппа и попытался скрыться. Но стража догнала его и заколола. Навсегда осталось загадкой, по каким причинам убийца поднял руку на властителя Македонии. Новым царём войско провозгласило юного Александра. Александр Македонский решил продолжить дело своего отца Филиппа и возглавить поход в Азию.
Поработайте с картой (см. с. 218). Закрасьте на контурной карте территорию Македонии. Близ какого города произошло сражение 338 года до н. э.? Укажите его на контурной карте.
Сражение 338 года до н.э. произошло близ города Херонея (Херонея).
Опишите рисунок «Македонская фаланга» (см. с. 211). Как перед боем строилась македонская фаланга? Как она действовала в бою?
Фаланга строилась в 16 рядов в глубину. Воины первых рядов держали свои длинные копья (сариссы) двумя руками и направляли их вперёд, создавая стену из наконечников. Воины последующих рядов клали свои копья на плечи впередистоящих, создавая несколько ярусов защиты.
Фаланга двигалась как единое целое, сминая и опрокидывая вражеский строй своей массой и лесом копий. Она была похожа на огромного колючего ежа. Если враг заходил с фланга или с тыла, воины задних рядов просто разворачивались, и фаланга снова оказывалась защищённой со всех сторон.

Подумайте.
1. В чём сильные и слабые стороны построения македонской пехоты фалангой?
Фаланга была невероятно мощной в лобовой атаке и в обороне на ровной открытой местности. Сломить её напрямую было почти невозможно. Она наводила ужас на плохо организованного противника.
Фаланга была неповоротливой и медленной. Она могла эффективно действовать только на абсолютно ровной поверхности.
В какой местности фаланга не могла успешно действовать?
Фаланга не могла успешно действовать в гористой, пересечённой местности, в лесах, на болотах или на узких городских улочках. Любой склон, овраг или препятствие ломали её строй, и она становилась уязвимой для атак с флангов.
2. В наши дни грозную обвинительную речь называют филиппикой. Как возникло это слово?
Слово «филиппика» возникло благодаря афинскому оратору Демосфену. Он произнёс несколько гневных и обличительных речей против македонского царя Филиппа II, в которых разоблачал его и призывал греков к сопротивлению. Эти речи так и назывались — «филиппики». Со временем это название стало нарицательным для любой грозной и гневной обвинительной речи.
Проектная деятельность. Используя памятку 2 на с. 317, начните коллективную работу над проектом «Александр Македонский – выдающийся полководец». Составьте план работы и список литературы и интернет-ресурсов. Обсудите его с учителем. Распределите обязанности между участниками группы.
Александр родился в Македонии, северном соседе Греции. Его отцом был царь Филипп II — умный и решительный правитель, который создал сильнейшую армию своего времени. С детства Александр готовился к великим свершениям. С ранних лет он обучался владению оружием, тактике и командованию войсками. Его учителем был величайший мыслитель Древней Греции — Аристотель. Он привил Александру любовь к науке, медицине и литературе.
Уже в 16 лет Александр проявил себя как храбрый воин, а в 18 лет он решил исход знаменитой битвы при Херонее (338 г. до н. э.), где македонская армия разгромила греческие полисы.
Вступив на престол в 20 лет после гибели отца, Александр продолжил его дело — поход против могущественной Персидской державы.
Его первая крупная победа над персами состоялась у реки Граник (334 г. до н. э.). Смелая атака Александра во главе конницы обратила врага в бегство.
Решающее сражение произошло при Иссе (333 г. до н. э.) и Гавгамелах (331 г. до н. э.). Несмотря на огромное численное превосходство персов, Александр с помощью тактики разгромил их армии. Царь Дарий III бежал с поля боя.
Египтяне встретили Александра как освободителя от персидского ига. Он был провозглашен фараоном и основал город Александрию, который стал одним из величайших центров культуры и науки древнего мира.
Не остановившись, Александр повел свою армию на восток, достигнув самых границ Индии. Здесь, на реке Гидасп, он одержал тяжелейшую победу над армией царя Пора, продемонстрировав выносливость своих войск.
Александр Македонский умер в Вавилоне в 33 года, так и не успев полностью объединить свою гигантскую империю. После его смерти держава распалась на несколько государств, но ее значение было огромным:
Походы Александра положили начало эпохе Эллинизма — слиянию греческой и восточной культур. По всему Востоку основывались греческие города, строились библиотеки (как в Александрии) и развивалась наука. Его тактические приемы изучаются в военных академиях до сих пор.
Александр Македонский по праву считается величайшим полководцем всех времен. Он был блестящим стратегом, бесстрашным воином и дальновидным правителем. Его короткая, но яркая жизнь оставила неизгладимый след в истории, а его империя стала мостом между Западом и Востоком, навсегда изменив древний мир.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением