Параграф 40 ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите устаревший решебник |

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
§40. В афинских школах и гимнасиях
Объясните значение слов: стилос, палестра, гимнасий.
Стилос — это заострённая металлическая или костяная палочка, которой писали на восковых дощечках. Острым концом выдавливали буквы, а плоским обратным концом — стирали написанное.
Палестра — это специальная школа в Древней Греции, где мальчики с 12 лет занимались гимнастикой: борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска.
Гимнасий — это спортивно-образовательный комплекс для взрослых афинян. Там они продолжали заниматься гимнастикой, слушали выступления учёных и обучались красноречию.
Проверьте себя.
1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности?
В переводе с греческого слово “педагог” означает «сопровождающий ребёнка». Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непослушании своего воспитанника — брался за розгу. Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.
2. Чем и на чём писали школьники?
Школьники писали на дощечках, натёртых воском. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допущена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.
3. Чему учили в афинских школах?
В афинских школах учили читать, писать, считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах (например, на флейте) и петь. Детей также знакомили с поэзией, особенно с произведениями Гомера («Илиада» и «Одиссея»), которые некоторые заучивали наизусть.
4. Где мальчиков обучали гимнастике?
С двенадцати лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнастикой — борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра (от слова «пале» — борьба).
5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой?
Взрослые афиняне могли продолжить занятия и обучение в гимнасиях. Это были большие комплексы за городом с площадками для спорта, бассейнами и местами для бесед, где выступали учёные и учили красноречию.
6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?
Мирон был создателем всемирно известной статуи метателя диска. Мирон сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажется, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, полетит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлета. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса. Поликлет также был автором статуи копьеносца. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего полиса.
Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 195).
На рисунке изображён урок гимнастики в палестре. Мальчики тренируются в борьбе обнажёнными. Один из борцов ловким движением пытается перебросить своего соперника через колено. Судья или учитель с палкой внимательно следит за схваткой, готовый наказать за нарушение правил. Другие ученики наблюдают за поединком или готовятся к своим выходам, натирая тела маслом для лучшего скольжения. После тренировки они побегут мыться к колодцу или фонтану.
Познакомьтесь с текстом - отрывком из бытовой сценки древнего автора (см. с. 195).
1. К кому обращается тот, кто произносит приведённый текст?
Тот, кто произносит текст, обращается к учителю или надзирателю мальчика.
2. О ком идёт речь в сценке?
В сценке идёт речь о ленивом и непослушном ученике, который не хочет учиться, портит свои вещи и ведёт себя очень плохо.
3. Ответив на эти вопросы, придумайте собственное название документа.
Название для документа: «Жалоба на нерадивого ученика» или «Трудности учительского труда».
Подумайте.
1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»?
Перикл имел в виду, что раб, ставший калекой (из-за сломанной ноги), больше не может выполнять тяжелую физическую работу. Единственное, что ему остаётся — это роль педагога, которая в Древней Греции считалась занятием для немощных и увечных рабов, непригодных ни к чему другому. Эта фраза показывает, сколь низким был статус педагога.
2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. с. 196)?
Аристотель считал, что одни люди от природы рождены свободными, а другие — рабами, и для последних быть рабами справедливо. Он называл раба «одушевлённым орудием». Антифонт, напротив, утверждал, что все люди от природы равны и ничем друг от друга не отличаются.
Чьи мысли кажутся вам более правильными?
Безусловно, более правильными и справедливыми кажутся мысли Антифонта о всеобщем равенстве людей. Взгляд Аристотеля оправдывал рабство и неравенство.
Какие орудия труда Аристотель называл одушевлёнными, а какие - неодушевлёнными?
Одушевлённым орудием он называл самого раба. Неодушевлёнными орудиями он считали обычные инструменты труда: молоток, лопату, топор и т.д.
Похожие решебники
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением