Глава 9 Вводные вопросы ГДЗ Вигасин Годер 5 класс (новый учебник) (История)

Не совпадает с вашим учебником?
Посмотрите устаревший решебник

Изображение Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет демократииЗнакомясь с главой, подумайте: 1. Какое государственное устройство - в Древнем Египте или в...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Вигасин, Годер, Свенцицкая 5 класс, Просвещение:
Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н. э. и расцвет демократии
Знакомясь с главой, подумайте:
1. Какое государственное устройство - в Древнем Египте или в Афинах - кажется вам более справедливым?
Безусловно, более справедливым с современной точки зрения кажется государственное устройство Афин.
В Древнем Египте была теократическая монархия. Фараон считался живым богом, его власть была абсолютной и ничем не ограниченной. Воля одного человека была законом для миллионов. Простые люди не имели никаких прав участвовать в управлении страной, не могли влиять на решения, которые влияли на их жизнь. Справедливость заключалась в поддержании порядка и стабильности, установленным сверху.
В Афинах при Перикле была демократия (пусть и неполная, так как правами не обладали женщины, рабы и переселенцы). Главным органом власти было Народное собрание, где любой гражданин мог высказать своё мнение по законам, объявлению войны или мира. Должности были выборными, а для суда присяжных (гелиэи) граждане избирались по жребию, что давало каждому шанс напрямую участвовать в управлении и правосудии.
2. Почему в Афинах и других полисах, где власть принадлежала демосу, развивалось красноречие, а в школах учили ораторскому мастерству?
Развитие красноречия (ораторского искусства) в Афинах и других демократических полисах было напрямую связано с устройством их власти.
Чтобы добиться успеха в политике, провести выгодный для себя закон или выиграть судебный процесс, нужно было не просто иметь хорошую идею, а убедить в её правильности Народное собрание или суд присяжных. Сила и знатность рода уступали место силе аргумента и умению красиво и логично говорить.
Каждый гражданин мог быть избран на должность или выступать в суде. Чтобы защитить свои интересы и интересы своего рода, ему было необходимо владеть навыками убеждения.
Понимая важность этого навыка, богатые афиняне нанимали своим детям учителей — софистов, которые как раз и учили искусству спора, риторике и построению речей. Умение говорить стало профессией и залогом успеха.
3. Какие особенности Афинского полиса при Перикле могли повлиять на устройство современных нам передовых государств? Поясните свою мысль. (Опорные слова: участие граждан в управлении, выборы, суд.)
Особенность в Афинах Влияние на современные государства
Участие граждан в управлении
Народное собрание (экклесия) — главный орган власти, где законы принимались прямым голосованием граждан. Это основа принципа народовластия. Сегодня эта идея реализуется через выборы в парламент, референдумы и другие формы прямого и представительного участия граждан в политике.
Выборность должностных лиц
Стратегов (военачальников) и других ответственных лиц избирали открытым голосованием. Многие чиновники назначались по жребию. Принцип выборности власти — краеугольный камень современной демократии. Мы выбираем президентов, депутатов, мэров, чтобы они представляли наши интересы. Жребий сегодня не используется, но сама идея доступа к власти для любого гражданина — ключевая.
Судебная система с участием граждан
Суд присяжных (гелиэя), в который по жребию выбирались обычные граждане. Они решали исход дела большинством голосов. Это прямой предок современной судебной системы с присяжными заседателями. Принцип заключается в том, что судьями становятся непредвзятые граждане, а не только профессиональные юристы, что обеспечивает справедливость и независимость суда.
Гласность и открытость
Обсуждение важнейших вопросов происходило публично. Этот принцип трансформировался в современные нормы о свободе слова, собраний и печати, а также в требование к прозрачности работы правительства.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением