Параграф 4 ГДЗ Андреев Фёдоров 6 класс 2020 года (История)

Решение #1

Изображение §4. Жизнь восточных славян Изучите по карте места расселения восточных, западных и южных славян.Восточные славяне перешли на северо-восток и заняли земли от...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Андреев, Фёдоров 6 класс, Просвещение:
§4. Жизнь восточных славян

Изучите по карте места расселения восточных, западных и южных славян.
Восточные славяне перешли на северо-восток и заняли земли от Балтийского до Чёрного моря, рядом с реками Днепр, Волга. Западные славяне оказались на территориях в районах бассейнов рек Эльба, Одра и Висла. Южные славяне стали жить на Балканском полуострове.

Назовите народы, которые составляют три ветви славянства.
К западным славянам относятся: поляки. чехи и словаки. К южным славянам относятся: болгары, боснийцы, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, черногорцы. К восточным славянам относятся: русские, белорусы, украинцы.

1. На каких территориях сложилась ветвь восточных славян?
Восточные славяне являются предками русских, украинцев и белорусов, B VI-VIII вн. они осваивали территории лесов и лесостепей Восточной Европы. Поселения восточных славян появлялись вдоль Днепра и Оки, верховьев Западной Двины и Волги, в далёком северном краю, на берегах Ладожского и Онежского озёр. На этих же территориях обитали балтские и финно-угорские племена.
2. С какими народами столкнулись восточные славяне в ходе своего расселения? Как складывались отношения славян с этими народами?
Двигаясь вниз по Днепру и сторону Чёрного и Азовского морей, славяне столкнулись с миром скотоводов-кочевников. Взаимодействие славян с соседними племенами было непростым. Оно включало не только военные столкновения, но и передачу хозяйственных навыков и культурных традиций.

Кто мог угрожать славянам на реке Волхов?
На реке Волхов славянам могли угрожать варяги, так как там находилась основанная ими Ладога. Кроме того, варяги перемещались по торговому пути, идущему через данную реку.

1. Какие трудности испытывали славяне, занимаясь земледелием на севере, в лесах?
На севере для расчистки земли под пашню приходилось рубить лес, корчевать пни. Потом деревья и пни сжигали, а зола удобряет землю. Когда земля истощалась, переходили на новое место.
2. Почему заготовка пушнины и бортничество занимали особое место в хозяйстве восточных славян?
Пушнина и мёд, которыми были богаты земли славян. Эти товары можно было с большой выгодой продавать в Византии и других странах.

1. Вспомните, у каких народов особенно почитался бог-громовержец.
Бог-громовержец особенно почитался у греков - верховным олимпийским богом в Древней Греции был Зевс, повелитель грома и молнии.
2. Какой смысл славяне вкладывали в жертвоприношения?
Основной целью жертвоприношения было умилостивить богов и послать урожай.

Какие сведения о жизни славян можно получить, рассмотрев эту картину?
Из данной картины можно понять, что славяне чтили культ предков и верили в загробную жизнь.

1. Почему родовая община уступила место соседской?
Постепенно равенство в общинах разрушалось. Семьи стали селиться отдельно друг от друга - каждая в своем доме. Семья самостоятельно вела хозяйство, обрабатывала свой участок пашни. Так на смену родовой пришла соседская община. Семьи, жившие рядом, продолжали совместно расчищать лес под пашню. Леса и пастбища оставались в общем пользовании.
2. Чем славянская знать отличалась от простых общинников?
Знатные люди - военные вожди, старейшины, руководившие жизнью общин, стали выделяться своим богатством. Вождей, которые получали власть над другими людьми, называли князьями. Они опирались на своих верных воинов - дружину. Князья и дружинники подчиняли себе пленников и обедневших сородичей, превращали их в рабов - холопов. Но власть вождей была не безграничной, многие вопросы по-прежнему решались на вечевых сходах.

1. Прочитайте эпиграф:
1) Откуда, согласно летописи, «разошлись славяне по земле»?
Согласно летописи, славяне “разошлись по земле” с Дуная, где теперь земля Венгерская и Болгарская.

2) Рассмотрите карту (с. 33). Где находится предполагаемая прародина славян?
Предполагаемая прародина славян обозначена на карте розовым цветом.

3) Сравните сведения из летописи и мнение ученых о расселении славян.
В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:
1) славяне - коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур;
2) миграционная версия: славяне переселились на территорию
Восточноеропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, - из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда - на Днепр, где появились в VI - VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.
2. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение на тему «Древние верования славян».
Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, что существовала в древнерусском государстве. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году.
Древние славяне верили в одушевлённость всех явлений и сил природы — деревьев, рек, солнца, ветра. Они верили во множество богов, управляющих различными природными стихиями. Дажьбог считался богом солнечного света и плодородия. Бог Велес, которого часто изображали с головой животного, был покровителем домашнего скота. Князья и их дружинники больше всего почитали бога-громовержца Перуна, считавшегося покровителем воинов. С усилением княжеской власти Перун постепенно стал считаться главным среди славянских богов.
Славяне обращались к своим богам за помощью, прося их об обильном урожае, удачной охоте или победе в сражении с врагами. Изображения богов помещались в специальных огороженных местах — их называли капищами. Славяне приходили на капище, чтобы почтить богов и принести им жертву — как правило, какую-нибудь пищу. Жертва торжественно сжигалась перед изображением бога, в то время как люди молили его о какой-нибудь услуге.
Древние славяне верили в существование множества добрых и злых фантастических существ — домовых, охраняющих дом, леших, живущих в лесах, водяных и русалок, населявших озёра и реки. Известный персонаж русских сказок баба-яга тоже происходит из древнеславянской мифологии. Считалось, что все эти фантастические существа могут как причинить вред людям, так и помочь им. К ним надо было относиться почтительно, периодически делать им разные подношения — например класть за печку куски хлеба для домового.
Древние славяне поклонялись также духам своих предков, им тоже приносили жертвы, обращались с молитвами о помощи. После похорон умерших родственников их торжественно провожали в последний путь, справляя специальные поминки — тризну.
3. Докажите, что у восточных славян складывались предпосылки для образования государства.
- существовал объединяющий торговый путь “из варяг в греки”
- была общая языческая религия
- у славян существовало общее политическое устройство: во главе стояли князья, опиравшиеся на дружину. Важную роль играло вече
4. Польский историк XV в. Ян Длугош в своём сочинении привёл легенду о трех братьях - Лехе, Чехе и Русе. Братья решили охотиться вместе, но каждый выбрал свой путь. Лех пошёл на север, Чех - на запад, Рус - на восток. Используя интернет-ресурсы, выясните, каким трём славянским народам, по легенде, дали начало три брата.
Чех, Лех и Рус — «три брата-славянина», персонажи-эпонимы из легенды об основании Чехии, Польши и Руси. Чех дал начало чехам, Рус - русским, а Лех - полякам.

1. На основе документа и текста параграфа расскажите об особенностях хозяйственной жизни славян.
Важную роль в хозяйственной жизни славян и грает земледелие. На севере для расчистки земли под пашню приходилось рубить лес, корчевать пни. Потом деревья и пни сжигали, а зола удобряет землю. Когда земля истощалась, переходили на новое место. Сеяли просо. Также славяне занимались скотоводством, было особенно развито бортничество.
2. Опишите одежду и оружие славян.
Славяне носят рубахи и надевают на ноги сафьяновые сапоги; их вооружение: копьё, щит, пики, меч, кольчуга.

Что было характерно для восточных славян - оседлое проживание на определённой территории или постоянное движение и освоение новых земель?
A. Восточные славяне редко покидали обжитые земли и были изолированы от других народов.
Б. Восточные славяне-земледельцы расселялись на просторах Восточной Европы, осваивали новые территории, взаимодействовали с жившими на них народами.
B. Восточные славяне под влиянием тюрок перешли к кочевому скотоводству, они активно заселяли степные просторы Северной Евразии.
Я выбираю ответ Б. Поселения восточных славин появлялись вдоль Днепра и Оки, верховьев Западной Двины и Волги, в далёком северном краю, на берегах Ладожского и Онежского озёр. На этих же территориях обитали балтские и финно-угорские племена. Двигаясь вниз по Днепру в сторону Чёрного и Азовского морей, славяне столкнулись с миром скотоводов-кочевников. Взаимодействие славян с соседними племенами было непростым. Оно включало не только военные столкновения, но и передачу хозяйственных навыков и культурных традиций.

Что было более характерно для жизни народов Северной Евразии в древности: столкновения или взаимодействие?
A. Несмотря на то, что конфликты происходили, народы взаимодействовали друг с другом, вели торговлю, перенимали хозяйственный опыт и культурные традиции.
Б. На огромных просторах Северной Евразии народы жили обособленно, они никак не влияли друг на друга.
B. Народы вели между собой бесконечную непримиримую борьбу, стремясь захватить чужие территории и богатства.
Я выбираю ответ А. Народы активно сотрудничали между собой и способствовали взаимному обогащению. Например, греческие колонии оказали серьёзное влияние на соседние племена. Население Северного Причерноморья познакомилось с древнегреческой культурой. Впоследствии города, возникшие на месте греческих полисов (Херсонес - Корсунь, Пантикапей - Корчев, Кафа - Феодосия), сыграли важную роль в приобщении славян к античной и раннесредневековой культуре Европы. Хазары вели торговлю с булгарами. Взаимодействие славян с соседними племенами было непростым. Оно включало не только военные столкновения, но и передачу хозяйственных навыков и культурных традиций.

1. Учёные пытаются разгадать тайны предметов из стоянок эпохи палеолита. Предположите вслед за учёными, почему на фигурке бизона из Зарайской стоянки в Подмосковье сломаны левые ножки, а туловище повреждено острым предметом. На фигурке лошадки из стоянки Сунгирь нанесён точечный орнамент. Количество точек, кратное пяти, повторяется. О чём может свидетельствовать этот факт?
Согласно выводам Х. А. Амирханова и С. Ю. Льва, «захоронение» статуэтки бизона было произведено в ходе магического охотничьего обряда — поразить добычу, а затем не дать ей убежать предполагалось и в действительности. Пятикратное повторение точек на фигурке лошади может свидетельствовать о том, что люди были знакомы с 5-ричной системой счета.
2. История скифов полна загадок. Одна из них - золотые предметы из скифских курганов. Некоторые исследователи полагают, что художественные изделия скифов были выполнены на заказ. Предположите, какие народы могли изготавливать для скифов золотые предметы. Почему стиль изделий из скифских курганов назван звериным?
Я думаю, золотые предметы для скифов могли изготавливать греки. Именно любовь племени к животным выделила отдельный стиль скифской культуры, который назывался «скифский звериный стиль». Возможно, скифы хотели наделить себя некоторыми качествами животных, поэтому золотые предметы часто изображали животных.
3. В средневековой Европе это деревянное судно с высоко поднятым носом приводилось в движение вёслами и парусом. Как назывался этот корабль? Кто из мореходов его использовал? Можно ли было встретить этот корабль в землях восточных славян?
Этот корабль называется драккар. Этот корабль использовали викинги. Этот корабль можно было встретить в землях восточным славян, потому что викинги совершали набеги на земли славян, а также шли по торговым путям, лежащим в данных землях.
4. Соберите информацию о Збручском идоле. Используя дополнительную литературу, выясните, какую роль этот памятник играл в жизни славян. Кто из славянских богов мог быть на нём изображён?

ЗБРУ?ЧСКИЙ И?ДОЛ, памятник славянского языческого культа – каменное изваяние, найденное в 1848 в р. Збруч, близ с. Лычковцы (ныне Гусятинский р-н Тернопольской обл., Украина). Высота 2,67 м, в сечении – 29?32 см, 4 грани с изображениями в трёх ярусах. В верхнем ярусе – под полусферической шапкой с опушкой по 4 граням – фигуры двух женщин (одна держит в правой руке рог, другая – кольцо) и двух мужчин (один из них – с саблей и конём). В среднем ярусе – 2 женщины (около одной – маленький человек, возможно ребёнок) и 2 мужчин с разведёнными руками. В нижнем ярусе на 3 гранях – трёхликая фигура на коленях, с поднятыми руками, держащими ср. ярус. Многие исследователи соотносят ярусы с трёхчастным делением мира, грани – со сторонами света или временами года и т. д. Интерпретация спорна: связывали с тюрк., кельт., антич., герм. влияниями, разл. слав. богами, считали фальсификатом и др. Сабле, изображённой на Збручском идоле, находят аналогии в 10–11 вв., что делает славянскую атрибуцию наиболее вероятной. Хранится в Археологическом музее в г. Краков (Польша).
Збручский идол, по-видимому, происходит со святилища на слав. городище Богит (10–13 вв.), исследованном И. П. Русановой и Б. А. Тимощуком недалеко от места находки З. и. в 1984. Изучена площадка диаметром 9 м, окружённая рвом; в центре – квадратная яма (сечение близко З. и. – вероятное основание З. и.), во рву 8 чашевидных ям с остатками жертвоприношений (кости животных и птиц, фрагменты керамики кон. 10–13 вв.); в яму, противоположную перемычке, впущено погребение 60-летнего мужчины.
Этот идол играл важнейшую роль в жизни славян, на нем мог быть изображен Перун.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.