Упр.322 ГДЗ Рыбченкова Александрова 8 класс (Русский язык)
Решение #1 (Учебник 2023)
Решение #2 (Учебник 2017)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова 8 класс, Просвещение:
Прочитайте назывные предложения и запишите их группами в соответствии с теми функциями, которые эти предложения могут выполнять в речи: 1) кратко и лаконично описывать обстановку, место и время действия;
2) передавать быструю смену событий, явлений; 3) создавать живые и образные картины природы, какого-либо действия и усиливать общую выразительность речи; 4) выражать чувства и эмоции автора речи.
1) Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысленный и тусклый свет. (А. Блок) 2) Что за чудная ночь! Что за тени и блеск! (И. Никитин) 3) Год 1812-й. Лето. Мост через реку Неман. Граница России. (С.Алексеев) 4) Бой барабанный, клики, скрежет, / Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть и ад со всех сторон. (А. Пушкин) 5) О, весна без конца и без краю — без конца и без краю мечта! (А. Блок) 6) Удары, лязг, выстрелы, вопли, плеск воды, разрывы ручных гранат. (А. Н. Толстой) 7) Город. Зимнее небо. Тьма. Пролёты ворот. (Б. Пастернак) 8) Ветер. Вьюга. Усталость. (В. Катаев) 9) И вот вся жизнь! Круженье, пенье, моря, пустыни, города, мелькающее отраженье потерянного навсегда. (Н. Гумилёв) 10) Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые облака. (С.Аксаков)
Используя материалы этого и предыдущих упражнений, составьте связный рассказ о функциях назывных предложений в речи.
Функции назывных предложений в речи.
Назывные предложения придают речи сжатость и выразительность. Они позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр, фиксируют только настоящее время.
Назывные предложения очень кратки. Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия, например: Гарибальди! Небо Италии, поход на Рим, воздух, пропитанный запахом масличной коры, страна мечтаний, поэм и нищеты! (К. Паустовский). Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озёра (Б. Пастернак). Но краткость назывных предложений совсем не мешает им быть ёмкими по содержанию.
Назывные предложения в художественных текстах имеют следующие особенности: 1. экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая ёмкость содержания; 2. создают образную, зримую картину природы, состояния героя; 3. запечатлевают одно мгновение, один кадр; 4. дают возможность читателю додумать, представить общую картину.
Назывные предложения по сути своей как бы созданы для описания: в них заложены большие изобразительные возможности. Называя предметы, расцвечивая их определениями, писатели рисуют картины природы, обстановку, описывают состояние героя, дают оценку окружающему миру. Однако линейное описание событий данными предложениями невозможно: они фиксируют только настоящее время.
Рассмотрите фотографии. Определите, какие из них связаны с официальным, а какие — с неофициальным общением. Подготовьте и запишите диалог к одной из иллюстраций.
Левый ряд фотографий связан с неофициальным общением, правый – с официальным.
– Мама, смотри, это ведь обезьяна?
– Да, это обезьяна со своим детёнышем.
– Она его любит так же сильно, как ты меня?
– Конечно! Все мамы любят своих детей.
– Лена, сможешь мне помочь разобраться с алгеброй?
– Конечно! Что тебе непонятно?
– Вот спасибо! Я последнюю тему плохо поняла.
– Садись рядом, сейчас объясню.
– Будьте добры, принесите стакан воды.
– Вот, пожалуйста.
– Благодарю Вас!
– Рада помочь.
– Костя, что у тебя случилось?
– Мария Ивановна, я ушиб колено, и тренер отправил к Вам.
– Я тебе наложила тугую повязку, неделю тренировок придётся пропустить.
– Спасибо, даже меньше болеть стало.
Популярные решебники 8 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением