Упр.315 ГДЗ Бархударов 9 класс (Русский язык)

Решение #1 (Учебник 2023)

Изображение Как вы понимаете значение выражений, в которых сохранились названия букв старославянского алфавита? Проведите мини-исследование, подготовьтесь к ответу. 1) Знать на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #2 (Учебник 2023)

Изображение Как вы понимаете значение выражений, в которых сохранились названия букв старославянского алфавита? Проведите мини-исследование, подготовьтесь к ответу. 1) Знать на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение

Решение #3 (Учебник 2019)

Изображение Как вы понимаете значение выражений, в которых сохранились названия букв старославянского алфавита? Проведите мини-исследование, подготовьтесь к ответу. 1) Знать на...

Решение #4 (Учебник 2019)

Изображение Как вы понимаете значение выражений, в которых сохранились названия букв старославянского алфавита? Проведите мини-исследование, подготовьтесь к ответу. 1) Знать на...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Бархударов 9 класс, Просвещение:
Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Составьте схемы 1-го и 2-го предложений из п. I. Назовите существительные и глаголы, которые автор использует для передачи звуковых впечатлений.
I. В июльские вечера и ночи уже (н..)кричат перепела и коростели (н..)поют в лесных балочках соловьи (н..)пахнет цветами но степь всё ещё прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла как дневная тоска забыта всё прощено и сепь легко вздыхает широкой грудью. Одонообразная трескотня убаюкивает как колыбельная песня; ед.. шь и чувству..шь что засыпа..шь но вот откуда(то) доносится тревожный крик (н..)уснувшей птицы или раздаётся (н..)определённый звук похожий на чей(то) голос (в)роде удивлённого «а-а!» и дремота опускает веки.
(А. Чехов)
II. Голоднаяя волчиха встала что(бы) идти на охоту. Был уже весе..ий месяц но (по)ночам деревья трещали от холода как в декабре и едва высун..шь язык как его начинало сильно щ..пать. Волчиха была слабого здоровья мнительная она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том как(бы) дома без неё кто (н..)обид..л волчат. Запах человеческих и лошади..ых седов пни сложе..ые дрова и тёмная унавоже..ая дорога пугали её ей казалось будто за деревьями (в)потёмках стоят люди и где(то) за лесом воют собаки.
(А.Чехов)

Как вы понимаете значение выражений, в которых сохранились названия букв старославянского алфавита? Проведите мини-исследование, подготовьтесь к ответу.
1) Знать на ять. 2) Не суйся. ижица, поперёк аза. 3) Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. 4) Сидеть на азах. 5) Сперва аз да буки, а там и науки. 6) Ер да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. 7) Фита, ижица к розге ближится. 8) Рцы слово твердо.
Ответ №1
1) Знать на ять. – Знать на отлично. В русском языке буква (ять) по звучанию совпадала с «е», поэтому правописание зависело от значения слова. Например, слово «есть» могло писаться с (сть) со значением «принимать пищу», а могло с «е» (есть) в смысле «быть»; «лечу по воздуху» – с «е», а «лчу людей» – с. Таким образом, буква «ять» затрудняла правописание и приносила школьникам много огорчений, т. к. им приходилось заучивать наизусть слова с «ять». Поэтому выражение «знать на ять» свидетельствовало об отличных знаниях.
2) Не суйся, ижица, поперёк аза. – Все должны быть по очереди. Значение выражения связано с восприятием азбуки как строгой последовательности знаков, т. к. «аз» – это первая буква в алфавите, а «ижица» – последняя.
3) Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. – Это выражение о малообразованном человеке, ставящем в укор другим незнание более сложных вещей. Название буквы «аз» стало знаком самых элементарных, минимальных знаний, а последние буквы алфавита, в частности «ижица», стали символом трудностей обучения грамоте.
4) Сидеть на азах. – Приступать к изучению с самого начала, осваивать какое-либо дело с самого начала.
5) Сперва аз да буки, а там и науки. – Сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.
6) Ер да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. – Я думаю, это высказывание о том, что в результате последней крупной реформы письменности в 1918 г. в алфавите остались буквы «ъ» (еръ), «ь» (ерь), «ы» (еры), но только буква «ы» сохранила своё звуковое значение, буквы «ъ» и «ь» уже не обозначают гласных звуков, а выполняют разделительную функцию, а «ь», кроме того, обозначает мягкость согласных. Букву «ять» совсем исключили из алфавита.
7) Фита, ижица к розге ближится. – Буквы «ферт» и «фита» писались по-разному, но обозначали один и тот же звук. Чтобы запомнить, где какую букву писать, приходилось заучивать достаточно много слов. Тех, кто плохо учился, наказывали розгами, след на теле от которых при старательной порке (когда удары ложились под углом друг к другу) действительно напоминал «ижицу».
8) Рцы слово твердо. – Названия букв «р», «с», «т», складывающиеся в поучение «будь верен слову».

Ответ №2
1) Знать на ять – знать на отлично.
2) Не суйся ижица, поперёк аза - «Ижица» была самой последней в алфавите, а в самом начале гордо красовалась первая буква - «А», носящая имя «аз». Исходя из этого, нетрудно понять смысл выражения «не суйся ижица поперек аза». Означает оно «все должно быть по порядку», а еще точнее - «знай свое место».
3) Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет - означает, что человек ничего не знает (даже аза), а других упрекает в незнании чего-то более сложного (конечного)
4) Сидеть на азах – начинать какую-нибудь науку, быть в самом начале обучения.
5) Сперва аз да буки, а там и науки - сначала изучи азбуку и научись читать, а потом уже и науки постигнешь.
6) Ер да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять - поговорка для запоминания ударений в старославянских буквах.
7) Фита, ижица к розге ближится. Пословица о горьких плодах учения: кто не мог разобраться, где писать фиту, а не ферт, в где ижицу, а не другие буквы, обозначающие те же звуки, что и ижица, того ждало наказание – часто плетьми. Кстати, начертание ижицы напоминало сложенную вдвое плеть.
8) Рцы слово твердо. (Славянское название букв: р, с, т.) – будь крепок в слове.

*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением