Параграф 31 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс (История)

Изображение Параграф 31. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.Какое значение для развития России имели столыпинские реформы?Деятельность П. А. Столыпина внесла...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Левандовский 9 класс, Просвещение:
Параграф 31. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина.
Какое значение для развития России имели столыпинские реформы?
Деятельность П. А. Столыпина внесла огромный вклад в социально-экономическое развитие России в начале XX в. Аграрная реформа Столыпина способствовала развитию капитализма и в сельском хозяйстве. Сложная социально-политическая ситуация в стране предопределила незавершённость многих начинаний Столыпина.
Вспомните, затронула ли реформа 1861 г. общинные порядки. Каким образом община тормозила развитие сельского хозяйства в 1860-1890-е гг. В каком положении находились крестьянские хозяйства в начале ХХ в.?
Реформа не затронула общинные порядки, крестьянская община сохранялась. Община вела распределительный принцип, из-за перераспределения земель страдали хозяйства. Крестьянские хозяйства находились в плохом состоянии, урожайность была невысокой.

1. Какие обстоятельства диктовали необходимость проведения аграрной реформы?
Аграрный вопрос, вызванный малоземельем крестьян, представлял одну из наиболее серьёзных проблем Российской империи.
2. Перечислите мероприятия, предпринятые в рамках Столыпинской аграрной реформы.
Была начата продажа удельных и казённых земель малоземельным, крестьянам по льготной цене, которой занимался государственный Крестьянский банк. Тогда же вышел указ, который уравнивал крестьян в гражданских правах с другими сословиями. Указ 9 ноября 1906 г. вводил право свободного выхода домохозяев из общины и закрепления в личную собственность своего надела. В 1911 г. было издано «Положение о землеустройстве», нацеленное на форсированное создание отрубов и хуторов при проведении землеустроительных работ. Другим масштабным мероприятием в рамках аграрной реформы стало содействие переселению крестьян в малозаселённые районы, пригодные для земледелия. Реформу сопровождали широкие агрокультурные мероприятия правительства.
3. Можно ли утверждать, что реформы П. А. Столыпина являются продолжением реформ С. Ю. Витте? Объясните свой ответ.
Однако Столыпин хорошо понимал, что недостаточно только лишь давать отпор революционерам. Он был убеждён, что выходом из кризиса, охватившего Россию, должны быть реформы. Свой политический курс сам Столыпин именно так и охарактеризовал: «порядок и реформы». В этом плане можно утверждать, что реформы Столыпина являются продолжением реформ Витте, так как они оба являются противниками революции и сторонниками реформ.
4. Расскажите о результатах аграрной реформы. Как вы их оцениваете? Какие цифры, приведенные в учебнике, подтверждают положительные результаты аграрной реформы?
С одной стороны, мероприятия благотворно сказались на развитии сельского хозяйства и экономики в целом. Производство зерновых в предвоенные годы выросло в 1,5 раза, технических культур — в 3 раза. Возрос экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия давала 25 % мирового экспорта зерна, успешно конкурируя с США, Канадой, Аргентиной. Сопутствующим фактором была хорошая конъюнктура на международном зерновом рынке. Мировые цены на хлеб перед войной выросли на 35 %. Валовой доход от сельского хозяйства в 1913 г. составил 53 % от общего валового дохода. Эти цифры говорят о положительных результатах аграрной реформы. Выросла товарность аграрного производства. Следствия мероприятий реформы были одним из факторов промышленного подъёма в России в 1909—1913 гг. Реформа в целом простимулировала капиталистическое развитие: выросла численность рабочего класса, общая ёмкость внутреннего рынка, потребность в сельскохозяйственной технике и удобрениях, широкое развитие получила аренда земли, система кредитования, крестьянская кооперация. Но вместе с тем реформа не решила проблем аграрного перенаселения и голода. Россия по-прежнему уступала передовым индустриальным странам по многим критериям развития. Я положительно оцениваю данную реформу, она принесла хорошие результаты.
5. Назовите проекты преобразований, предложенные П. А. Столыпиным.
Столыпинская программа преобразований, помимо аграрных мероприятий, включала широкий комплекс мер по перестройке местного самоуправления, национальному и религиозному вопросам, распространению просвещения, решению рабочего вопроса, а также по проведению налоговой реформы. Ещё в 1906 г. Министерство внутренних дел разработало проект земской реформы.
6. Что означал бы на практике переход от сословных к имущественным критериям формирования избирательных курий по земской реформе П. А. Столыпина?
Переход к имущественным критериям означал бы переход от сословий к классам.

1. Можно ли назвать П. А. Столыпина «случайным человеком» во власти? Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из параграфа.
Нет, нельзя. Столыпин прошел разные ступени государственной службы. Свою карьеру Столыпин начал в Прибалтике сначала в роли губернского предводителя дворянства в Ковенской губернии, потом стал губернатором Гродненской губернии. Будучи губернатором Саратовской губернии, он предпринял ряд жёстких мер, решительно подавив крестьянские бунты в одном из уездов. Здесь Пётр Аркадьевич добивается заметных успехов по налаживанию обстановки в губернии и подавлению крестьянских бунтов. Его усердие и старания в работе были замечены, и в 1906 г. Столыпин становится министром внутренних дел, а затем председателем Совета министров, сохраняя прежний пост.
2. Почему свою деятельность на посту министра внутренних дел, а потом председателя Совета министров П.А.Столыпин начал с репрессий?
Данные меры показывали силу власти, так как нельзя было показывать слабость и расслаблять народ в период революционных настроений.
3. Разделившись на группы по 5-6 человек, составьте тезисы собственных программ преобразований и сфере сельского хозяйства, альтернативных программе П. А. Столыпина. Обсудите эти программы в классе и попытайтесь выработать на их основе один вариант.
- разделить крестьянские наделы в зависимости от количества человек в семье
- введение частной собственности на землю
- экономическая поддержка развития сельского хозяйства
4. Проанализируйте причины сопротивления многим начинаниям П. А. Столыпина, как со стороны консервативных кругов, так и со стороны сил.
Консерваторам не нравились преобразования Столыпина, которые способствовали либерализации. Либералам не нравились репрессивные меры и возможность спада революционного накала.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением