Параграф 30 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс (История)

Изображение Параграф 30. Первая Российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.Чем была вызвана революция 1905-1907 гг.? Какие изменения произошли в России в результате...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Арсентьев, Данилов, Левандовский 9 класс, Просвещение:
Параграф 30. Первая Российская революция и политические реформы 1905-1907 гг.
Чем была вызвана революция 1905-1907 гг.? Какие изменения произошли в России в результате революции?
Первая революция в России была порождена глубокими политическими и социально-экономическими противоречиями, сложившимися ранее и обострившимися в начале XX в. Первая российская революция не смогла разрешить все проблемы, которые её породили, но она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований.

1. Каковы причины революции 1905 -1907 гг.?
Приверженность Николая II к самодержавной форме правления, отказ от предоставления населению политических свобод, категорическое неприятие идеи народного представительства во власти стали причиной нарастающего противостояния общества и власти. Крестьяне страдали от малоземелья. Произвол хозяев, низкая заработная плата, плохое материальное положение вызывали возмущение рабочих. В национальных районах страны экономические и политические проблемы усугублялись нежеланием правительства учитывать региональную специфику.
2. В чём заключались особенности программных установок и тактики монархических партий в годы революции?
Монархисты выступали за восстановление и укрепление самодержавия, православия, народности, которые считали началами исконно русскими, русскую народность объявляли «господствующей и первенствующей». Русский народ, полагали лидеры монархистов, неспособен на социальную вражду. Они искали врагов, смутьянов, виновных. Важное место в их идеологии занимал антисемитизм. Черносотенцы придерживались крайне правых взглядов. Они выдвигали лозунги антисемитизма, защищали самодержавие и выступали против революционеров.
3. Чем различались программы кадетов и октябристов? Почему октябристов называли умеренными либералами?
Основные положения программы партии кадетов: установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день, права наций на развитие культуры и языка. Основным методом кадеты считали давление на правительство через легальные организации, прежде всего Думу. Главную цель октябристы видели в «содействии правительству, идущему по пути спасительных реформ». Их программу открывало требование сохранить единство и нераздельность Российского государства. Частную собственность октябристы считали основой экономики. Возможность частичного отчуждения помещичьей земли - крайний случай. Октябристы предлагали уравнять крестьян в правах с другими сословиями, активизировать переселенческую политику, продажу крестьянам государственных и удельных земель. Октябристы ограничивали право рабочих на стачки в отраслях, имевших государственное значение. Октябристов называли умеренными либералами, потому что они не требовали кардинальных перемен.
4. В связи с чем историки считают Всероссийскую октябрьскую стачку и Декабрьское восстание в Москве высшей точкой революции?
Именно в это время восставших было наибольшее количество, а также восстания охватывали большие масштабы, являлись продолжительными.
5. Как изменилась система органов государственной власти в ходе революции?
Был издан указ о выборах в Государственную думу. Манифест 20 февраля 1906 г. наделил законодательными функциями Государственный совет. Половина членов Государственного совета назначалась царём, половина избиралась Синодом, дворянскими и земскими собраниями, крупными организациями промышленников и торговцев и др. Монарх сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Основным законам законодательная власть распределялась между императором, Государственным советом и Государственной думой. Теперь любой законопроект утверждался сначала Думой, затем Государственным советом и только потом поступал на подпись к царю.
6. Расскажите, что нового вносил в систему выборов указ 11 декабря 1905 г.
Он открывал возможность участвовать в выборах практически всему мужскому населению страны, достигшему 25 лет. Исключение составляли лишь солдаты, студенты, подённые рабочие и часть кочевников.
7. Каковы итоги и значение революции 1905-1907 гг. в России?
В результате революции был создан первый в истории России представительный орган власти, имевший законодательные полномочия, — Государственная дума, ограничившая власть императора. Подданным Российской империи были дарованы многие демократические права. Сформировались легальные политические партии. Отменялся циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников. Власти были вынуждены смягчить национальную политику. Продолжительность рабочего дня была сокращена до 9—10 ч, а заработная плата повышена. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями. Были отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю, сельскохозяйственным рабочим повышена зарплата.

1. Какие права получило российское население?
Российское население получило гражданские права: право на неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов.
2. Создание какого нового органа государственной власти было обещано в Манифесте? Какими полномочиями он надеялся?
В Манифесте было обещано создание создание Государственной думы. Он наделялся законодательными правами.
3. Оцените значение Манифеста.
Значение Манифеста очень велико. Был создан первый в истории России представительный орган власти, имевший законодательные полномочия, — Государственная дума, ограничившая власть императора. Подданным Российской империи были дарованы многие демократические права.
1. Сравните партийный состав I и II Государственных дум, сделайте выводы.
В состав I Государственной думы входили: кадеты, октябристы, беспартийные, крестьяне-трудовики, социал-демократы, либералы. В состав II Государственной думы входили: кадеты, трудовики, социал-демократы, эсеры, беспартийные, октябристы, националисты.
2. Можно ли говорить о том, что II Государственная дума была более «левой» по своим политическим взглядам по сравнению с предыдущей?
Можно, так как более половины представителей были членами левых партий.

1. Сравните программные требования партий кадетов и октябристов. Почему октябристов называют умеренными либералами?
Основные положения программы партии кадетов: установление конституционного строя, увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель, отмена сословных привилегий, равенство всех перед законом, свобода личности, слова, собраний, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день, права наций на развитие культуры и языка. Основным методом кадеты считали давление на правительство через легальные организации, прежде всего Думу. Главную цель октябристы видели в «содействии правительству, идущему по пути спасительных реформ». Их программу открывало требование сохранить единство и нераздельность Российского государства. Частную собственность октябристы считали основой экономики. Возможность частичного отчуждения помещичьей земли - крайний случай. Октябристы предлагали уравнять крестьян в правах с другими сословиями, активизировать переселенческую политику, продажу крестьянам государственных и удельных земель. Октябристы ограничивали право рабочих на стачки в отраслях, имевших государственное значение. Октябристов называли умеренными либералами, потому что они не требовали кардинальных перемен.
2. Подготовьте сообщение на тему «Чем революция отличается от мятежа, восстания, заговора, бунта и других форм насильственной смены власти».
Слово «бунт» означает кратковременное стихийное или слабо организованное выражение протеста значительной частью какого-либо общества против определённых действий или бездействия властей. Бунт либо подавляется, либо затихает самопроизвольно или после положительной ответной реакции властей. Однако даже самый жестокий бунт никогда не приводит к кардинальным изменениям в обществе. Восстание — это подготовленная удачная или неудачная попытка захвата власти с привлечением народных масс. Восстание может продолжаться значительно дольше, чем бунт — до нескольких месяцев или даже до нескольких лет. Переворот (или государственный переворот) — это насильственный захват власти какой-либо группировкой. Переворот тщательно готовится с привлечением необходимых сил, но при соблюдении скрытности. Особенность переворота — скоротечность. Мятеж — это попытка переворота или восстание, закончившиеся неудачно. Революция — это в общем случае кардинальные изменения, происходящие в какой-либо сфере природы или общества за относительно короткий промежуток времени. Политическая революция — это быстрое кардинальное изменение политической и социальной систем общества.
3. Составьте в тетради таблицу «Развитие революции в 1905 г.» в ней основные этапы революции и итоги каждого этапа.
Начало революции - 3 января 1905 г. забастовка на Путиловском заводе
- 9 января 1905 г. Кровавое воскресенье
- Массовые беспорядки в Петербурге Забастовки рабочих охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши, Закавказья. В январе — феврале 1905 г. бастовали 810 тыс. рабочих, выдвигавших экономические и политические требования.
Развитие революции весной — летом 1905 г. - в мае 1905 г. по стране прокатились мощные стачки рабочих
- стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске
- крестьянские бунты
- июнь 1905 г. восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» революция приобретает масштабный характер.
Всероссийская октябрьская стачка - осень 1905 г. всероссийская стачка Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Декабрьское вооружённое восстание в Москве - начало декабря 1905 г. Московский совет рабочих депутатов постановил начать всеобщую политическую забастовку
- стачка в Москве переросла в восстание
- 15 декабря в Москву из Петербурга прибыл гвардейский Семёновский полк и другие войска. Начался артиллерийский обстрел баррикад и рабочих кварталов
- 19 декабря 1905 г. по решению Московского совета восстание было прекращено Выступление с самого начала было обречено на поражение, жертвами стали тысячи расстрелянных, арестованных, избитых и искалеченных людей.

4. Изучите программы либеральных и социалистических партий, участвовавших в революции. Выберите программу, которую вы считаете наиболее близкой для большинства населения России того периода. Докажите свой выбор, приводя аргументы и примеры.
Большинство бастующих составляли крестьяне и рабочие. Крестьяне требовали решить вопрос малоземелья - передать им земли. Рабочие требовали уменьшить длительность рабочего дня, увеличить зарплату. Данные требования содержались в программе кадетов и эсеров.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением