Параграф 27 ГДЗ Боголюбов 11 класс (Обществознание)

Изображение § 27. Политический процесс и культура политического участияМожет ли рядовой гражданин повлиять на политику? Рядовой гражданин может повлиять на политику. Мы можем...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Боголюбов, Лазебникова 11 класс, Просвещение:
§ 27. Политический процесс и культура политического участия
Может ли рядовой гражданин повлиять на политику?
Рядовой гражданин может повлиять на политику. Мы можем это делать путем политического участия. Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Почему нужна культура демократии?
В демократическом типе политической культуры господствуют ориентации на демократические ценности и нормы. Особую ценность представляет человек, его права и свободы. Люди рассматривают государство как институт, подконтрольный гражданскому обществу, и вместе с тем важный фактор его интеграции. Большую значимость приобретают открытость политических позиций и ориентаций на политическое участие. Господствуют приверженность законам, чувство ответственности граждан за свой политический выбор и способы его осуществления, плюрализм и толерантность в общественном мнении.
Каковы пути политического самосовершенствования личности?
Для политического самосовершенствования личности необходимо изучать политику, расширять свои знания и представления о политике.
1. Как трактуется понятие политического участия в тексте?
Совокупность различных способов вовлечения граждан в политику охватывается понятием политическое участие.
Опираясь на материал параграфа, дополните определение этого понятия.
Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
2. Объясните, почему участие граждан в политическом процессе — это атрибут демократического общества и условие эффективности государственной власти.
Понимание эффективности государственной власти как её способности выполнять свои основные функции с точки зрения большинства общества, а именно удовлетворение интересов граждан, предполагает широкое участие гражданского общества в процессе принятия политических решений и осуществление контроля над их исполнением. Поэтому и невозможно добиться эффективности власти чисто аппаратным путём, без реального вовлечения общества в процессы принятия и реализации политических решений.
3. Какова связь между реализацией властью интересов граждан и их участием в политике? Проиллюстрируйте ответ примерами.
Участие общества в осуществлении власти — важнейшая гарантия учёта и претворения его интересов в жизнь, а властные структуры, в свою очередь, должны быть открыты «внешним» импульсам, поступающим со стороны гражданского общества.
4. Как вы понимаете положение о том, что властные структуры должны быть открыты «внешним» импульсам?
Я думаю, это выражение означает, что власть должна адаптироваться к внешним реалиям, событиям и процессам. Также власть должна быть восприимчива к идеям и требованиям народа.
1. Что такое политический процесс?
Политический процесс — это функциональная, динамическая характеристика политической системы, отражающая совокупность целенаправленных взаимодействий и противоборство субъектов политики, как в рамках самой политической системы, так и за сё пределами.
2. Какие типы политических процессов вам известны?
3. Каковы структура и стадии политического процесса?
На первом этапе выявляется недовольство людей какими-либо негативными явлениями, решение которых предполагает вмешательство государства. В современных демократиях формы предъявления требований разнообразны.
Принятие политических решений — второй этап политического процесса. Речь идёт о решениях по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. На данном этапе, как и на последующих, на первый план выходят государственные институты.
На третьем этапе исполнительные органы власти: министерства, службы и агентства — становятся основными исполнителями принятых решений. При выполнении планов используются различные методы, прежде всего правовые.
Контроль за исполнением решений и оценка результатов — четвёртый этап политического процесса. Анализируются результаты политических решений, и даётся оценка работе государственных органов.
4. В чём состоят особенности политического процесса в современной России?
После внесения новаций в закон о политических партиях их численность значительно возросла. Тем самым расширились возможности граждан выбирать наиболее приемлемую для себя политическую программу, а партий — выражать и представлять во властных структурах интересы более разнообразных групп и слоёв населения. Возвращение в 2014 г. к смешанной, мажоритарно-пропорциональной, системе выборов в Государственную Думу РФ закрепило право участвовать в избирательной кампании независимым кандидатам, что способствовало повышению конкуренции на выборах. К тому же избиратели имеют возможность установить прямую связь с избранными представителями, повысить их ответственность.
Не случайно поправки к Конституции РФ, расширяя полномочия и развивая систему сдержек и противовесов ветвей власти, направлены прежде всего на усиление роли парламента страны как представительного органа, имеющего мандат доверия граждан.
Закрепляются соответствующий статус и роль Государственного Совета Российской Федерации, в том числе как органа стратегического планирования и управления. Тем самым повышается роль входящих в Госсовет губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. Наличие политических прав и свобод обеспечивает реальную возможность граждан участвовать в политике, в формировании властных структур через регулярные выборы. В стране функционирует системная оппозиция, возникают и набирают силу структуры гражданского общества.
5. В чём суть политического участия?
Политическое участие — это действия гражданина с целью влияния на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
6. Каковы возможные формы политической активности граждан?
Непосредственное участие выражается в таких действиях, как голосование на выборах и референдумах, обращения и письма в государственные органы, встречи с политиками, работа в политических партиях, посещение митингов и пр. Опосредованное участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений.
7. Почему политическое участие не всегда эффективно?
Располагая равными правовыми возможностями, разные люди по-разному вовлекаются в политический процесс. Учёными установлено, что мощными стимулами политической активности человека выступают его интерес к политике и политическая компетентность. Политическая компетентность напрямую связана с образованием. По данным социологов, более образованные люди более активны в политическом отношении. Причём влияние фактора образования оказывается выше, чем уровень доходов или профессия.
8. Что такое политическая культура?
Политическая культура — уровень и характер политических взглядов, знаний и убеждений граждан, степень развития умения применять их в общественно-политической деятельности.
1. Некоторые политологи сравнивают политический процесс с двуликим Янусом - римским божеством, одно лицо которого обращено в прошлое, другое в - будущее. Как вы понимаете это сравнение? На конкретных примерах раскройте его суть.
Я думаю, это сравнение говорит о том, что у любого политического процесса есть как отрицательные, так и положительные последствия. Обратимся к примеру. В 1917 году произошла революция, в ходе которой установилась новая власть. С одной стороны, люди избавились от имперской власти, было провозглашено равенство. С другой стороны, установилась диктатура большевиков, а многие свободы были сокращены.
2. Охарактеризуйте стадии политического процесса на известном вам примере из курса истории.
Политический процесс – Столыпинские реформы
1. Выявление недовольства. В ходе революции 1905 г были выявлены аграрные проблемы, малоземелье
2. Принятие политических решений. Было решено провести реформу в области сельского хозяйства
3. Исполнение. Крестьянам разрешалось выходить из состава общины и создавать свои личные обособленные хозяйства, продавать или закладывать свои земельные наделы, а также передавать их по наследству.
4. Контроль. Государство помогало переселяться населению
3. Учёными установлены причины политической активности и пассивности граждан. В их числе осознание своих социально-экономических и политических интересов; понимание общественного долга и забота о всеобщем благе; разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее ценностей; недоверие к власти; отсутствие прочных политических знаний и убеждений; стремление повысить свой социальный статус; политико-правовой нигилизм. На основе анализа этих причин выявите, что стимулирует политическую активность, а что мешает ей. Свой ответ поясните.
Стимулирует политическую активность:
• понимание общественного долга и забота о всеобщем благе
• социально-экономических и политических интересов
• стремление повысить свой социальный статус
Мешает политической активности:
• разочарование в эффективности политической системы, крушение господствующих в ней ранее ценностей
• недоверие к власти
• отсутствие прочных политических знаний и убеждений
• политико-правовой нигилизм
4. Проведите небольшое социологическое исследование по теме «Политическая культура старшеклассников нашей школы». Подготовьте общий план исследования, включая организационные вопросы, а также вопросы к респондентам. Обсудите и реализуйте этот план вместе со своими одноклассниками. Сделайте сообщение по итогам проведённой работы.
Исследование показало, что интерес к политике имеют 46% респондентов. В среднем старшеклассник может назвать три «громких» политических события 2020 года. Самыми популярными из них были следующие: голосование по внесению поправок в Конституцию РФ, протесты в Хабаровске, выборы и митинги в Белоруссии, выборы президента США, военный конфликт между Арменией и Азербайджаном.
В анкетах старшеклассники отметили, что узнают новости общественно-политического характера из сети Интернет, так ответили 37,4% опрашиваемых.
У школы есть потенциал активизации политического просвещения. Старшие школьники готовы обсуждать политические темы на уроках и во внеурочной деятельности, как показывает результат анкетирования. 62% респондентов «За» обсуждение политических тем в школе.
Мы выяснили, что среда школы все же оказывает влияние на политическую культуру обучающихся: в школе ребята получают базовые знания из области политики, учатся применять их в жизни, познают сущность политического участия, важность развития демократии и гражданского общества. Но эти знания носят в основном теоретический характер, в силу возраста дети имеют ограниченный опыт политического участия; в силу других обстоятельств, перечисленных выше, зачастую не могут применить полученные знания для понимания и объяснения реальной политики.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением