Параграф 32 ГДЗ Беляев 11 класс (Биология)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Беляев, Дымшица 11 класс, Просвещение:
§ 32. Влияние человека на экосистемы.
Выявите чужеродные виды растений и животных вашего региона. Какие из них многочисленны и внедряются в естественные экосистемы? Какие являются вредителями?
В нашем регионе к инвазивным растениям относятся борщевик Сосновского, который агрессивно вытесняет местную флору. Среди животных наиболее проблемны ротан, колорадский жук и серая крыса. Эти виды наносят урон экосистемам и сельскому хозяйству: борщевик вызывает ожоги, ротан уничтожает аборигенные виды рыб, а колорадский жук повреждает картофель.
Сравните известную вам продукцию земледелия и животноводства. Какие химические элементы в первую очередь изымаются в каждом случае? Почему? Какие потери фактически являются безвозвратными?
В земледелии основные изымаемые элементы — азот, фосфор и калий, выносимые с урожаем. В животноводстве те же элементы теряются с навозом, но частично возвращаются на поля. Безвозвратные потери связаны с вымыванием азота в водоёмы и улетучиванием в атмосферу.
Что можно сделать для компенсации потерь?
• Восстанавливать плодородие почв с помощью органических удобрений (компост, сидераты)
• Применять севообороты
• Контролировать эрозию и сток питательных веществ
1. В чём выражается влияние человека на экосистемы? Чем оно отличается от влияния на экосистемы других видов?
Взаимоотношения между человеком и экосистемами многообразны. В первую очередь это пищевые (трофические) связи и совместное обитание. Но человек, особенно современный, изымает из экосистем гораздо больше, чем другие живые существа, например заготавливая древесину, корм для домашних животных. В отличие от других членов экосистем он нередко безвозвратно потребляет продукцию, созданную много миллионов лет тому назад. В первую очередь это ископаемое топливо. Но и просто вывозя с полей урожай, человек изымает значительную часть продукции, которая в естественных условиях осталась бы в экосистеме. Человек использует и различные ресурсы - атмосферный кислород, пресную воду.
Деятельность человека приводит к перестройке (иногда полной) различных экосистем, изменению их функций в биосфере, кардинальной трансформации картины биологического разнообразия и основных биогеохимических круговоротов.
2. Какие экосистемы труднее и дольше восстанавливаются?
• Тундры — из-за низких температур и короткого вегетационного периода растения и почвы формируются столетиями
• Леса требуют десятки лет для восстановления древесного яруса и биоразнообразия
• Болота — их гидрологический режим и торфонакопление нарушаются на века
• Коралловые рифы — гибель кораллов из-за потепления или загрязнения может быть необратимой
3. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о разнообразии нарушенных экосистем вашего района или о роли человека в восстановлении экосистем.
Лесохозяйственные территории — вырубки хвойных и смешанных лесов, где естественное восстановление затруднено из-за эрозии почв и замещения коренных пород (ель, пихта) быстрорастущими берёзой и осиной.
Горнопромышленные ландшафты — карьеры, отвалы, терриконы. Добыча полезных ископаемых (железо, медь, уголь) уничтожает почвенный покров, запуская первичную сукцессию. Например, на отвалах Бакальского месторождения десятилетиями формируются лишь лишайниковые сообщества.
Загрязнённые реки и озёра — стоки промышленных предприятий (Магнитогорск, Карабаш) приводят к деградации водных экосистем. Так, река Теча из-за радиационного загрязнения потеряла большинство видов рыб.
Сельскохозяйственные земли — перевыпас скота и распашка степей Южного Урала вызывают опустынивание. Исчезают ковыльные степи, заменяясь сорняками.
Урбанизированные территории — в окрестностях Екатеринбурга, Челябинска природные сообщества замещены техногенными пустошами с низким биоразнообразием.
Особенности восстановления.
Скорость зависит от типа нарушения: быстрее всего восстанавливаются луга (10–20 лет), дольше всего — горные тундры и загрязнённые водоёмы (сотни лет). Ключевую роль играют рекультивация (посадка сосны на отвалах) и охрана резерватов (например, заповедник «Аркаим» для степей).
Пример успешного восстановления — национальный парк «Таганай», где после запрета рубок возрождаются пихтово-еловые леса. Однако многие экосистемы, особенно в промышленных зонах, остаются нестабильными, требуя активных мер защиты.
4. Прочитайте материал параграфа и сформулируйте определение понятия «агроэкосистема».
Агроэкосистема — это искусственно созданная или значительно изменённая человеком экосистема, предназначенная для производства сельскохозяйственной продукции.
5. На основании материала параграфа составьте схему «Основные типы изменённых и нарушенных человеком экосистем».
• Собирательские экосистемы
• Лесопользовательские экосистемы
• Агроэкосистемы (земледельческие и пастбищные)
• Техногенные системы
• Урбанизированные территории
6. Составьте развернутый план параграфа 32.
• Взаимодействие человека и экосистем
o Негативное влияние человека на экосистемы
• Основные типы измененных и нарушенных экосистем
o Собирательские экосистемы
o Лесопользовательские экосистемы
o Агроэкосистемы (земледельческие и пастбищные)
o Техногенные системы
o Урбанизированные территории
• Восстановление и деградация экосистем
o Восстановительная сукцессия
o Деградация
7. Прочитайте заключение к данной главе. Выделите главную мысль и выразите её в одном предложении.
Экосистемы представляют собой чрезвычайно сложные и динамичные системы с многообразными связями между организмами и средой, что делает их полное описание невозможным, но существующих знаний достаточно для прогнозирования ключевых сценариев их развития.
8. Напишите собственное заключение к данной главе.
Изучение экосистем требует баланса между признанием их невероятной сложности и практическим упрощением для анализа: хотя мы не можем охватить все взаимодействия, выделение основных компонентов и процессов позволяет прогнозировать изменения и принимать обоснованные решения в условиях антропогенных и климатических вызовов.
1. К биотическим факторам относят
1) относительную влажность воздуха
2) среднемесячную температуру августа
3) затенение деревьями
4) соленость воды
Ответ: 3
2. Паразитизм — форма межвидовых отношений, при которой
1) отношения для каждого вида являются нейтральными
2) для одного вида отношения полезны, для другого нейтральны
3) отношения видов взаимовыгодны
4) для одного вида отношения полезны, для другого сопряжены с потерями
Ответ: 4
3. В килоджоулях на квадратный километр в год измеряют такую характеристику сообщества, как
1) биомасса
2) видовое богатство
3) продукция
4) численность
Ответ: 3
4. Установите соответствие между типом динамики популяций и значением параметров, характеризующих каждую популяцию.
ТИП ДИНАМИКИ
1) стабильный
2) нестабильный
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
A. резкие изменения численности
Б. почти не меняющаяся смертность
В. почти не меняющаяся рождаемость
Г. интенсивное расселение за пределы популяции
Д. постоянно высокий уровень внутривидовой конкуренции
Е. сравнительно короткий онтогенез
Ответ: А – 2
Б – 1
В – 1
Г – 2
Д – 1
Е – 2
5. Известно, что в экосистемах часть биомассы — это так называемый многолетний запас (т. е. часть биомассы, которая образуется, а потом сохраняется на протяжении ряда лет). Расположите перечисленные варианты экосистем от большего многолетнего запаса к меньшему.
1) экваториальный лес
2) ковыльная степь
3) лесостепь
4) кустарниковая степь
5) тайга
6) поле пшеницы
Ответ: 1, 5, 3, 4, 2, 6
Какие уровни организации живого вам известны? (Словарь.)
Уровни организации живого: молекулярный, клеточный, органно-ткановый, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Фенотип совокупность всех признаков организма.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением