Упр.266 ГДЗ Рыбченкова Александрова 6 класс (Русский язык)
|
Не совпадает с вашим учебником? Посмотрите обновленный решебник |
Решение #1 (Учебник 2019)
Решение #2 (Учебник 2019)
Решение #3 (Учебник 2014)
Решение #4 (Учебник 2014)

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Загоровская 6 класс, Просвещение:
Перепишите слова, объясните их написание. Подчеркните лишнее слово в каждом ряду. Обоснуйте свой выбор.
Ответ 1
1) Собирать, шестнадцать (числительное), защелкнуть, негодовать.
2) Лесной, небольшой, водопой (существительное), блистательный.
• Собирать – корень с чередующейся гласной, после корня стоит суффикс -а-, пишется и;
• Шестнадцать – проверочное слово шесть;
• Защелкнуть – проверочное слово щёлкать;
• Негодовать – глагол, не употребляется без не, пишется слитно;
• Лесной – проверочное слово лес;
• Небольшой – можно заменить синонимом без не (маленький), пишется слитно;
• Водопой – проверочное слово воды;
• Блистательный – корень с чередующейся гласной, после корня стоит суффикс -а-, пишется и.
Ответ 2
Перепишем слова, объясняя их написание:
1)
- собирать (чередование -бир-/-бер-, после корня стоит суффикс -а-)
- шестнадцать (проверочное слово: шесть)
- защёлкнуть (в корне слова после шипящих в ударной позиции пишется гласная ё в том случае, если можно подобрать проверочное слово: щелчок)
- негодовать (слово без частицы не употреблять нельзя)
2)
- лесной (проверочное слово: лес)
- небольшой (модно заменить синонимом: маленький)
- водопой (проверочное слово: водный)
- блистательный (чередование -блист-/-блест-, после корня стоит суффикс -а-)
Подчеркнём лишнее слово в каждом ряду:
1)
- собирать - (что делать?) глагол
- шестнадцать – (сколько?) имя числительное
- защёлкнуть – (что сделать?) глагол
- негодовать – (что делать?) глагол
Лишнее слово в ряду – шестнадцать, так как оно является именем числительным, тогда как все остальные слова в группе – глаголы.
2)
- лесной – (какой?) имя прилагательное
- небольшой – (какой?) имя прилагательное
- водопой – (что?) имя существительное
- блистательный – (какой?) имя прилагательное
Лишнее слово в ряду – водопой, так как оно является именем существительным, тогда как все остальные слова в группе – имена прилагательные.
Прочитайте текст. Определите его главную мысль.
Знаете ли вы, какая из общественных профессий, связанная с землёй, была в древности одной из самых почётных, уважаемых и дававших определённую неза-видимость? Пожалуй, не догадаетесь... Землемеры! В допетровские времена (то есть в далёком прошлом) в России тех, кто занимался описанием и изображением земель, называли писцами или описчиками, а то и дозорщиками. В середине XVI века был издан первый «писцовый наказ», который определял их обязанности. После Петра Первого правительственные агенты, занимавшиеся размежеванием и съёмками земель, стали называться межевщиками или съёмщиками. А те, кто получал специальное образование, топографами и геодезистами. (По А. Томилину)
Ответ 1
Главная мысль текста: профессия землемера в древности считалась самой престижной и почётной.
Ответ 2
Главная мысль: раньше профессия землемера была очень почётной в обществе.
1. Найдите в тексте и выпишите существительные образованные:
а) приставочным способом; б) суффиксальным способом, в) бессуффиксным способом; г) способом перехода слов из одной части речи в другую; д) способом сложения.
а) существительные образованные приставочным способом:
- независимость < зависимость
б) существительные, образованные суффиксальным способом:
- размежевание < размежевать
- съемка < снять
- межевщиками < межевать
- съёмщик < снять
- образование < образовать
- геодезистами < геодезия
- древность < древний
- описанием < описать
- изображением < изображать
- писец < писать
- дозорщики < дозор
в) существительные, образованные бессуффиксным способом:
- топографами < топография
- наказ < наказывать
г) существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую:
- прошлое
д) существительные, образованные способом сложения:
- землемер < земля + мерить
2. Проведите словообразовательный анализ выписанных существительных.
Независимость
1. Независимость – отсутствие зависимости от кого-либо или подчинения кому-либо; самостоятельность.
2. Независимость < зависимость (образовано при помощи приставки не- от основы зависимость-)
3. Приставочный способ словообразования.
Размежевание
1. Размежевание – разделённость чего-либо.
2. Размежевание < размежевать (образовано при помощи суффикса ани- от основы размежева-)
3. Суффиксальный способ словообразования.
Съемка
1. Съёмка – выемка, удаление кого-либо, чего-либо откуда-то.
2. Съёмка < снять (образовано при помощи суффикса -к- от основы сня-)
3. Суффиксальный способ словообразования.
Межевщиками
1. Начальная форма – межевщик.
2. Межевщик – землемер, специалист по межеванию.
3. Межевщик < межевать (образовано при помощи суффикса -щик- от основы межев-)
4. Суффиксальный способ словообразования.
Съёмщик
1. Съёмщик – рабочий, занимающийся сниманием чего-либо.
2. Съёмщик < съёмка (образовано при помощи суффикса -щик- от основы съём-)
3. Суффиксальный способ словообразования.
Образование
1. Образование – структура знаний, умений и навыков человека, полученных в результате обучения и практической деятельности.
2. Образование < образовать (образовано при помощи суффикса ани- от основы образова-)
3. Суффиксальный способ словообразования.
Геодезистами
1. Начальная форма – геодезист.
2. Геодезист – специалист в области геодезии.
3. Геодезист < геодезия (образовано при помощи суффикса -ист- от основы геодези-)
4. Суффиксальный способ словообразования.
Древность
1. Древность – что-то очень старое, существовавшее давно.
2. Древность < древний (образовано при помощи суффикса -ость- от основы древн-)
3. Суффиксальный способ словообразования.
Описанием
1. Начальная форма - описание
2. Описание – словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо.
3. Описание < описать (образовано при помощи суффикса ани- от основы описа-)
4. Суффиксальный способ словообразования.
Изображением
1. Начальная форма – изображение.
2. Изображение – то, что изображено.
3. Изображение < изображать (образовано при помощи суффикса -ени- от основы изобража-)
4. Суффиксальный способ словообразования.
Писец
1. Писец – лицо, занимавшееся перепиской или составлением рукописей и рукописных книг.
2. Писец < писать (образовано при помощи суффикса -ец- от основы писа-)
3. Суффиксальный способ словообразования.
Дозорщики
1. Начальная форма – дозорщик.
2. Дозорщик – тот, кто находится в дозоре, входит в состав дозора.
3. Дозорщик < дозор (образовано при помощи суффикса -щик- от основы дозор-)
4. Суффиксальный способ словообразования.
Топографами
1. Начальная форма - топограф
2. Топограф – специалист в области топографии.
3. Топографo < топография (образовано при помощи нулевого суффикса от основы топограф-)
4. Бессуффиксный способ словообразования.
Наказ
1. Наказ – обращение к кому-либо, чему-либо, содержащее перечень требований, задач и пожеланий.
2. Наказo < наказывать (образовано при помощи нулевого суффикса от основы наказыва-)
3. Бессуффиксный способ словообразования.
Прошлое
1. Прошлое – то, что прошло.
2. Прошлое (далёкое) < прошлое (лето) (образовано при помощи перехода из имени прилагательного в имя существительного)
3. Переход из одной части речи в другую.
Землемер
1. Землемер – специалист по межеванию и землеустройству.
2. Землемер < земля + мерить (образовано при помощи сложения основ слов земл- + мери-)
3. Способ сложения.
Похожие решебники
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением