Упр.237 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 237 Прочитайте и сравните тексты. Что между ними общего и в чём различия? Какой вид чтения вы выберете, чтобы сравнить содержание текстов: поисковый, просмотровый,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
237 Прочитайте и сравните тексты. Что между ними общего и в чём различия? Какой вид чтения вы выберете, чтобы сравнить содержание текстов: поисковый, просмотровый, изучающий?
Текст 1
Сибирь — один из крупнейших природных регионов в России, занимающий большую часть Северной Азии — от Урала на западе до хребтов тихоокеанского водораздела на востоке, от побережья Северного Ледовитого океана на севере до государственной границы с Казахстаном, Монголией и Китаем на юге.
Большинство рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана; наиболее крупные: Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма, Алдан. На долю многоводных рек Сибири приходится свыше 50% потенциальных гидроэнергетических ресурсов России.
Известны многочисленные месторождения нефти, природного газа, угля, железных и полиметаллических руд, золота, алмазов.
(Г. Самойлова. Сибирь // Большая российская энциклопедия, 2004—2017)
Текст 2
...Сибирь — это географический центр самого крупного континента — Евразии. Через этот регион проходят ключевые транспортные пути страны: от Транссиба до транссибирских авиамаршрутов. Сибирь является... связующим регионом между Арктикой, Дальним Востоком... и европейской частью России.
Сегодня Сибирь является центром добычи нефти и природного хаза. Здесь основные залежи полезных ископаемых, драгоценных и редкоземельных металлов.
Экономический потенциал центральной части Сибири, где имеется оптимальное сочетание недр, водных, лесных ресурсов, энергетики, значительный научный и промышленный, транспортный потенциал, остаётся нераскрытым.
При этом на Сибирь приходится более 40% лесных территорий России, уникальные хорные территории, прежде всехо Ал-тайско-Саянская и Байкальская хорные области, бассейны крухх-ных рек и озёр. На территории Сибири расположены бассейны четырёх из пяти крупнейших рек России — Енисея, Оби, Лены и Амура, а также 35 больших озёр, семь из которых входят в число круххнехЧших в России. Среди них — озеро Бахйкал, Телецкое озеро в Горном Алтае, Пясино, Хантайское и Таймыр в Красноярском крае, Чаны в Новосибирской области, Убсу-Нур в Республике Тыва.
Экологически чистые природные территории дают возможность развития важнейших секторов экономики будущего — сельского хозяйства с экологически чистой продукцией, туризма, включая спортивный, экологический и культурно-познавательный.
(Из ответов С. К. Шойгу на вопросы РБК о программе развития агломерации Сибири)
Общее в обоих текстах: тема и основная мысль.
Тема: сокровища Сибири.
Основная мысль: Сибирь богата природными источниками энергии.
Различие – в подробности изложения. В первом тексте содержится только главная информация, а во втором есть и дополнительные сведения. Тексты к тому же различаются по структуре: во втором количество абзацев больше, при этом они меньшего объема.
Используем просмотровое чтение, чтобы понять различие и сходство в содержании двух текстов.
Мне кажется, что первый текст воспринимается на слух труднее, а второй – легче, так как во втором тексте автор использует вопросы и побуждения, чтобы привлечь внимание слушателей. Еще в этом тексте есть связывающие слова, которые помогают уловить структуру рассуждения: союз «но» в начале абзаца, вводные слова (наконец, таким образом). Этот текст звучит эмоциональнее.

1. Устно сформулируйте тему текстов, основную проблему. Сформулируйте в виде тезиса главную информацию каждого текста, запишите тезисы.
Тема: сокровища Сибири.
Проблема: в чем ценность Сибири?
Главная информация 1 текста: Сибирь – это природная сокровищница России.
Главная информация 2 текста: Сибирь удивляет своими размерами и природными богатствами.

2. В каком из текстов содержится больше дополнительной информации? Как представлена дополнительная информация в каждом из текстов: словесно или визуально, зрительно? Подтвердите своё мнение примерами из текстов.
Мне кажется, что первый текст – это сокращенный вариант второго. Во втором тексте та же информация, что и в первом, ничего нового нет, только расширены предложения и есть разделение на абзацы. Добавлены вопросы, чтобы привлечь внимание читателя, и логические связки, чтобы создать плавный переход от одного абзаца к другому.
ІІІ. Больше дополнительной информации содержится во втором тексте. У него больший объем, много пояснений.
Текст 1. Словесно выражена только основная информация:
1) Сибирь – это больше половины территории России, две пятых пространства Азии.
2) Сибирь – это свыше трех четвертей природных богатств России.
3) В сибирских реках почти две трети запасов энергии России, которую могут использовать турбины электростанций.
В каждом предложении первого абзаца – новые факты: площадь, количество природных богатств, энергия рек.
Визуально весь текст делится га четыре большие части.
Текст 2. Словесно выражена основная и дополнительная информация:
1) Посмотрите на карту России, на ее азиатскую часть. И вы убедитесь, что Сибирь – это больше половины территории России, две пятых пространства Азии.
2) Но Сибирь удивляет наше воображение не только своими размерами, но и природными богатствами, заключенными в ее недрах.
3) Сибирь – это свыше трех четвертей природных богатств России.
4) Что это значит?
5) В сибирских реках почти две трети запасов энергии России, которую могут использовать турбины электростанций.
Информация разделена на 5 абзацев. Использованы переходы, пояснения, вопросы и ответы.
Визуально весь текст делится на 8 частей. Это облегчает чтение и понимание.
Дополнительная информация к обоим текстам представлена визуально: в виде карты и фотографий. Они показывают размеры Сибири, ее горы и реки, ландшафт.
IV. Главная информация: Сибирь – это больше половины территории России и свыше трех четвертей природных богатств России.
Дополнительная информация: энергия рек, уголь, железо, лес, нефть и газ.
Дополнительная информация подтверждает основную, раскрывает, в чем именно состоит богатство Сибири.
V. Сокровищницей мира: метафора. Подчеркивает важность и богатство Сибири.
Посмотрите, и вы убедитесь: риторическое обращение. Привлекает внимание.
Удивляет наше воображение: олицетворение. Передает эмоции автора.
Риторические вопросы: Что это значит? И знаете, сколько? Привлекают внимание.
Синтаксический параллелизм: Сибирь – это больше половины… Сибирь – это свыше трех четвертей…

3. Запишите информацию второго текста в художественном стиле. Какова в этом случае будет цель создания текста? Какова может быть главная мысль вновь создаваемого текста? Какие средства выразительности вы предполагаете использовать?
Цель художественного текста: описать богатства Сибири и воздействовать на чувства читателя.
Главная мысль: Сибирь – украшение Земли.
Средства выразительности: эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение, риторический вопрос.
Что такое Сибирь?
Широко раскинулась Сибирь на просторах России. Но знаете ли вы, что таит в себе эта загадочная земля?
В недрах Сибири хранится почти все богатство нашей страны: бурные реки и бескрайние леса, высокие горы, чистое, как слеза, озеро Байкал. Под землей ждут своего часа залежи угля, железной руды, нефти и газа. Всем этим готова поделиться щедрая Сибирь.
Но нужен ей мудрый и трудолюбивый хозяин, который оценит драгоценность земли и станет распоряжаться запасами с великим вниманием, будет беречь и преумножать их.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением