Упр.229 ГДЗ Рыбченкова Александрова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 229 Прочитайте фрагмент статьи А. К. Михальской «Речевая ситуация» из словаря-справочника «Педагогическое речеведение». Какая информация в этом тексте является для вас...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Рыбченкова, Александрова, Нарушевич 10 класс, Просвещение:
229 Прочитайте фрагмент статьи А. К. Михальской «Речевая ситуация» из словаря-справочника «Педагогическое речеведение». Какая информация в этом тексте является для вас новой (после прочтения предшествующих материалов о речевой ситуации)?
...Понимание Р. с. в отечественной прагматике6: при описании Р. с. отбираются те элементы ситуации речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А — те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема (предмет речи); 3) функция (проверка знаний, сообщение информации и up.); 4) обстановка (место, время и пр. — то, что важно); Б — признаки Р. с., относящиеся к участникам её: 1) их социальные позиции (иерархия" или равный статус и пр.); 2) социальные роли (учитель — ученик); 3) правила и нормы, регулирующие отношения участников в дан-ном социуме , социальной группе; 4) индивидуальные отношения между участниками (любимый учитель или нет и пр. — то, что важно, и если это важно для речевого поведения).
Укажите своеобразие текста словаря-справочника, его стиля и графического оформления. Всё ли вам нравится в этом своеобразии? Есть ли в тексте недостатки, которые мешают восприятию его содержания (вами лично)? Письменно ответьте на все вопросы.

Новой является информация о классификации признаков речевой ситуации. Все признаки можно разделить на группы:
А – те, что в совокупности образуют «сцену действия»;
Б – признаки речевой ситуации, относящиеся к ее участникам.
Входят в группу А:
1) тип и жанр события (урок);
2) тема (предмет речи);
3) функция (проверка знаний, обобщение информации и тому подобное);
4) обстановка (время, место и прочее).
Входят в группу Б:
1) социальные позиции участников (иерархия или равный статус);
2) социальные роли (учитель – ученик);
3) правила и нормы, регулирующие отношения участников в данной социальной группе;
4) индивидуальные отношения между участниками.
Прагматика.
1. Прагматика – 1) термин языкознания, обозначающий раздел семиотики, изучающий отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует; 2) отношение к чему-либо с точки зрения практической полезности, ценности.
2. Прямое значение.
3. Нет синонимов и антонимов.
4. Заимствованное.
5. Профессиональная лексика.
Иерархия.
1. Иерархия – 1) последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения; 2) распространение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.
2. Прямое значение.
3. Синонимы: подчинение, подчиненность.
Антонимов нет.
4. Заимствованное.
5. Общеупотребительная лексика.
Социум.
1. Социум – коллектив, множество людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.
2. Прямое значение.
3. Синонимы: социум, общество, среда.
Антоним: индивид.
4. Заимствованное.
5. Общеупотребительная лексика.
*Своеобразие текста словаря-справочника заключается в том, что основной термин обозначен сокращенно (Р. с.), вся информация четко структурирована, дана в логической последовательности и сжато. Также в тексте используется терминология, книжная лексика, отсутствуют языковые средства выразительности, просторечная и разговорная лексика. В качестве морфологических особенностей можно отметить употребление в тексте глаголов множественного числа настоящего времени, существительных единственного числа в значении множественного. Относительно синтаксиса наблюдается преобладание простых осложненных и сложных предложений. Все эти характеристики актуальны для текстов в научном стиле.
С графической точки зрения текст структурирован, в нем есть нумерация, примеры к каждому пункту даются в скобках.
Текст написан без применения выразительных средств, сжато, поэтому не очень прост для восприятия читателем. Данная информация будет наиболее понятна тем, кто уже хорошо знаком с темой речевой ситуации. Человеку неосведомленному будет непросто воспринимать такой текст.
В данном тексте, на мой взгляд, не хватает разделения на абзацы, особенно в части нумерации пунктов. Это позволило бы мне, как читателю, лучше воспринимать информацию.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением